В связи с современным уровнем знаний и состоянием науки, закономерно и логично возникновение и изучение понятия потенциала личности. Интерес науки, в том числе психологии, смещён, и теперь в фокусе находится не столько необходимое, сколько возможное. Именно с этим связывается внимание, которое исследователи посвящают вопросу личностного потенциала.
Потенциал личности, будучи реализованным, сохраняет при этом возможность реализации в будущем. Идея личностного потенциала является крайне актуальной и, будучи недостаточно исследованной, приоритетна для систематичной разработки.
Потенциал личности часто связывают с понятием возможности. Для человека нового времени характерно наличие рефлексии, а также тот факт, что человек теперь осознает как свои возможности, так и наличие границ в сфере своих возможностей, их обусловленность объективными внешними условиями, собственными личностными характеристиками, например, мотивацией или способностями, в широком смысле – так называемым «набором возможностей действий». Закономерно появление таких понятий, как смысл и саморегуляция, в сфере возможного, а вместе с ними и понятия личностного потенциала.
Как пишет Мамардашвили, потенция обладает силой для осуществления, который нет априори у возможности, т.е. это самоактуализирующаяся возможность.
К. Гольдштейн вводит идею врожденных самоактуализирующихся потенций, эта идея позже прослеживается в теориях А. Маслоу и К. Роджерса, а также является важной составляющей гуманистической психологии. Процесс раскрытия этих потенций называют самоактуализацией, реализацией собственных возможностей, личностным ростом. Согласно гуманистической психологии, личностный потенциал - обязательная характеристика психики любого человека, а степень раскрытия этого потенциала изменяется в зависимости от зрелости личности. Считается, что потенциал не ограничивается той небольшой частью, которую реализует средний человек.
Потенциал – это сила, проявляющаяся в определённых обстоятельствах. Определения потенциала в научной среде и обыденном представлении сильно различаются. Во втором случае это некая сила, способная помочь человеку достичь успеха и реализовать желаемую деятельность, причём сила, которую необходимо развивать. В первом же случае это то, что придаёт вектор существованию индивида, совокупность всех его возможностей по самореализации и достижением целей. Научное определение в данном случае более конкретно.
Человеческий потенциал определяют как его способность к самореализации, самоактуализации и самовыражению. Как пишет Зараковский, индивид реализует потенциал посредством таких общечеловеческих ценностей, как порядочность, справедливость, доброта, верность, оптимизм, дружелюбие, искренность, продуктивность, результативность, естественность, саморазвитие, рефлексия.
Ранее ученые уделяли активное внимание человеческому потенциалу, но сейчас большую актуальность получило исследование личностного потенциала. С разных сторон исследуются такие его стороны, как саморегуляция, жизнестойкость, психологические защиты, эффективность, стрессоустойчивость. Актуальность этого понятия связана в большой степени с тем, что для большинства людей необходимым является навык выполнения деятельности, причём не имеет значение наличие внешних условий, их благоприятный или неблагоприятный характер. Следует отметить, что для личностного потенциала характерно отсутствие заданности, качественного и количественного ограничения, возможность его развития при этом также не имеет ограничений.
Существует типология потенциалов личности, разработанная М. С. Каганом с учетом социальной деятельности личности:
1. Познавательный потенциал;
2. Ценностный потенциал;
3. Созидательный потенциал;
4. Потенциал межличностного общения;
5. Эстетический потенциал.
Согласно модели Ю. М. Резника, личностный потенциал состоит из нескольких структур:
Реализованные способности, то есть те ресурсы, которыми человек обладает на данный момент;
Нереализованные ресурсы, то есть те ресурсы, которые не являются на данный момент востребованными и потому неразвиты.
Разделение потенциала при этом происходит в контексте сфер деятельности: выделяется профессиональный, познавательный, нравственный, коммуникативный, репродуктивный потенциал. Сам же потенциал состоит из трёх составляющих: креативный центр, совокупность видов деятельности и технические навыки.
В. Н. Марков и Ю. В. Мирянин рассматривают определение личностного потенциала в контексте социальной адаптации, они считают, что внешние достижения личности являются мерой ее потенциала, то есть потенциал - сумма личностных ресурсов в разных областях, предложенных авторами (здоровье, учеба, работа, семья, общение и другие).
Г. М. Зараковский соотносит личностный потенциал с мерой качества жизни, связывая его с самоэффективностью. Автор считает, что именно от психологического потенциала зависит, будет ли возможна успешная жизнедеятельность человека.
С. В. Величко характеризует потенциал как явление психики, способствующее реализации возможностей человека и совершенствованию его личностных характеристик. При этом способность корректировать цели, стремясь к достижению наибольшей эффективности, он называет характеристикой адаптивного человека.
Различные авторы также связывают личностный потенциал с адаптацией к требованиям общества.
Исследователи приводят ряд качеств, которые составляют потенциал личности. Также развитие этих качеств может способствовать увеличению личностного потенциала. Среди значимых для потенциала качеств выделяют: навыки системного мышления и организационного поведения, коммуникативную компетентность, способность командной работы, толерантность к неопределённости, навык и потребность к самообразованию, саморазвитию и рефлексии, способности к лидерству и организационной деятельности, способность действовать в изменяющихся условиях, способность противостоять психологическим, экономическим и социальным факторам, адаптивность поведения, стремление к здоровому образу жизни, гибкое мышление, креативность, оптимизация собственного поведения. Однако, следует иметь ввиду, что требования, которые накладывает социум на человека, часто препятствуют возможности реализации его потенциала.
Некоторые авторы подходят к определил личностного потенциала более узко. Они связывают с ним такие явления, как, например, актуализацию индивидуальности, инициативность, целеустремленность, высокий уровень мотивации, способность к достижению, навыки самостоятельной работы, ответственность принимать решения, энергичность, волевые качества, умение противостоять стрессу, навыки психологической защиты и др. Часто о личностном потенциале говорят в контексте профессиональной деятельности, здесь он играет большое значение для специалистов по подбору и адаптации персонала. Однако, в контексте профессиональной деятельности уместнее понятие потенциала деятельности, так как данное определение для личностного потенциала слишком узко.
Итак, в данный момент не существует единого понятия личностного потенциала, однако, прослеживаются общие тенденции в определении его как способности к приумножению своих личностных возможностей и способностей, потенциал предполагает возможность самодетерминации личности и личностного выбора.