|
Ребенок в спорте, как помочь реализовать потенциал.Автор статьи: Ерошенко Наталья Николаевна
Определяя ребенка в ту или иную спортивную секцию, родителями движут благие намерения по укреплению здоровья и формированию личности их детей. Если действовать «вслепую», исходя только из своих представлений о возможностях ребенка, о принципах работы тренера, да и о законах тренировок и соревнований, то через время родительская «забота-опека» приводит в тупик и ребенка и тренера, выражаясь в отсутствии прогресса спортивных результатов и демотивации ребенка. - Как же быть? Ведь изначально каждый участник тренировочно - педагогического процесса был нацелен на совместную, продуктивную деятельность. Давайте разберем, что значит «действовать вслепую». У каждого родителя имеется свое понимание тренировочного процесса, но тренировки и спорт – это строго регламентированная деятельность, этапы которой не приемлемо менять местами, видоизменять в другие формы деятельности ни с физиологической ни с педагогической, ни с психологической сторон. Единственный человек, который является квалифицированным специалистом и авторитетом в данном вопросе – это тренер. Доверяя ему, при поддержке родителей и руководства – возможно помочь ребенку заложить фундамент по реализации его физических способностей, и по формированию стрессоустойчивой личности готовой переносить не только высокие физические, но и психологические нагрузки большого спорта, лидерства и чемпионства. Конечно же, к личности тренера и уровню его подготовки должны предъявляться высокие требования со стороны руководства.
При этом родители и тренера не должны забывать главных действующих лиц этого процесса: – ДЕТЕЙ! Что для ребенка значит: тренировка, соревнования, конкуренция, тренер, соперники, команда…? Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на возраст ребенка, опираясь на базовые понятия Культурно-исторической теории Л.С. Выготского и возрастные особенности психомоторного развития опираясь на учение о способностях С.Л. Рубинштейна. Условия современного спорта диктуют строгие правила: - «начинать спортивную карьеру необходимо в 3-4 года, иначе не справишься, не догонишь по технике, тактике, функционалу, тех, кто начал в раннем возрасте»... Давайте рассмотрим и сопоставим психологические и психомоторные возрастные особенности развития детей и сделаем соответствующие выводы, ведь дети – то наши… Вот эти особенности затрагивающие период «спортивного детства»:
- значимыми взрослыми для ребенка в этот период являются: родители, воспитатели (тренера), сверстники; - ведущая деятельность: - СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА! - центральное личностное новообразование: формирование способности расставлять приоритеты в мотивах деятельности, иерархия мотивов. Психомоторные (двигательные) возможности ребенка зависят от возрастных особенностей развития ряда психических функций. В этом возрасте не достаточно развиты: мышление, переключаемость и распределение внимания. Возрастает скорость движений, но точность их еще не высока; много «лишних», неосознаваемых движений, не случайно в этом возрасте ДЕТИ РАЗВИВАЮТСЯ В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ, а тренировка и подготовка к соревнованиям - это далеко не игра…
- значимые взрослые: родители, учителя, тренеры; - ведущая деятельность: УЧЕБНАЯ (познавательное мышление, интеллектуально - когнитивная сфера); - центральное личностное новообразование: формирование способности к самооценке деятельности, научение составлению внутреннего плана действий, формирование понимания всех психических процессов. Интенсивный рост в это период приводит к диспропорциям не только в строении тела, но и управлении двигательным аппаратом. Неуклюжесть движений может быть причиной застенчивости, робости, неуверенности в себе. В этот период необходимо работать над точностью движений, ловкостью и координацией, которые формируют нужные двигательные стереотипы. Именно в этом возрасте создаются благоприятные психологические, физиологические и морфологические предпосылки для специализированных занятий и первых успехов в большинстве олимпийских видов спорта. Конечно же, родителям хочется чтобы дети занимаясь спортом, сразу показывали высокие спортивные результаты, были лидерами всегда и во всем… Но каждый родитель должен понимать, что это желание ЕГО, а хочет ли этого ребенок и готов ли он к таким нагрузкам? Или ребенку еще нужно дать возможность ПОИГРАТЬ, возможно, такая тактика принесет в будущем большие дивиденды, нежели тактика «чемпионства с пеленок».
Практикующий психолог, Мастер Спорта Международного Класса, тренер-преподаватель. Ерошенко Наталья Николаевна. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|