В детском реабилитационном отделении областного психоневрологического диспансера пациенты занимаются по индивидуальной программе
С раннего возраста Даня рос замкнутым, часто болел и поэтому неделями пропускал детский сад. Когда приходил в дошкольное учреждение, держался особняком – ни с кем не общался, не играл, а на занятиях его вообще было невозможно заинтересовать: в любое время он мог встать и начать делать то, что считал нужным в данный момент.
Воспитатели нередко в разговоре с мамой и бабушкой обращали внимание на такое поведение ребенка, но родные списывали это на особенности характера и болезненность. С годами к прежним проблемам добавились внезапные приступы агрессии, которым сложно было найти объяснение. Педиатр и логопед, наблюдающие мальчика, рекомендовали обратиться в психоневрологический диспансер. После обследования врач порекомендовал комплексную помощь в дневном стационаре.
И через два месяца мама заметила, что Даня меняется на глазах: он стал спокойнее, усидчивее на занятиях, включается в игры.
Это один из типичных случаев, которыми занимаются в детском медико-реабилитационном отделении психоневрологического диспансера. Оно открылось два года назад, и за это время курс лечения здесь прошли свыше 400 человек.
– Мы предоставляем комплексную медико-психологическую помощь детям и подросткам от 3 до 18 лет со сложными расстройствами аутистического спектра, невротическими и неврозоподобными расстройствами, с задержкой психоречевого развития, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, при органическом поражении головного мозга, легкой и умеренной умственной отсталости, детской шизофрении, – говорит главный врач диспансера Наталья Максимова. – Также занимаемся лечением поведенческих нарушений, возникающих при различных заболеваниях.
– Давайте лучше покажем, как все у нас устроено, – предлагает Наталья Евгеньевна, и мы идем светлыми, по-домашнему уютными коридорами диспансера в мир детства. По дороге главный врач рассказывает, что отделение работает в режиме дневного стационара, рассчитанного на 25 мест, но в нем нет палат с койко-местами в привычном понимании. Каждый специалист проводит занятия с детьми, консультирует родителей в своем кабинете, поэтому в коридорах не бывает тесноты.
Курс лечения детей рассчитан на 50 дней. В стационар, работающий с 8 утра до 15 часов, ребята приходят в среднем три раза в неделю и занимаются полтора-два часа. Специалисты всегда стараются построить график занятий так, чтобы семье было удобно, чтобы не отрывать школьников от учебного процесса.
Вместе с Натальей Евгеньевной и заведующей детским дневным стационаром отделения Екатериной Чаплыгиной заглядываем в кабинеты логопеда, психолога, психиатра, дефектолога, в сенсорную комнату, в зал для занятий ЛФК. Отмечаем для себя, что везде много не только дидактического материала, но и игрушек. В коридорах стены украшены рисунками известных мультперсонажей, что еще больше располагает детей к занятиям. Екатерина Эдуардовна рассказывает, что каждому ребенку составляется индивидуальная программа реабилитации, включающая 10 занятий с необходимым специалистом, в курс лечения также могут входить процедуры в сенсорной комнате, ЛФК, логоритмика, рисование, массаж.
Заходим в творческую мастерскую.
– Здесь ребята занимаются лепкой, аппликацией, квиллингом, торцеванием, рисуют, составляют 3D-пазлы, выжигают, – рассказывает социальный работник Яна Буглай. – Маленькие дети нередко занимаются вместе с родителями, постарше – одни, но есть и те, которые нуждаются в постоянном присутствии близких. Наша задача – почувствовать, что больше нравится ребенку, заинтересовать его каким-то видом творчества. Дети занимаются в группах – искусство помогает им социализироваться, учит понимать друг друга.
В зале ЛФК проводятся индивидуальные занятия и в мини-группах. Они направлены на укрепление мышечного корсета ребенка и улучшение психоэмоционального состояния. Дети могут заниматься здесь на беговой дорожке, шведской стенке, балансировочной дорожке, попрыгать на батуте, расслабиться в сухом бассейне, поиграть в мяч и покувыркаться. Занятия лечебной физкультурой дают заряд бодрости, дарят массу положительных эмоций, а это еще один ключик к выздоровлению, отмечают специалисты.
– Отдельно хочется сказать о нашей уникальной системе, установленной в сенсорной комнате, – «Оми-Виста», – говорит Екатерина Чаплыгина. – Это оборудование используется для развития памяти, мышления, коммуникативных навыков, произвольного контроля и внимания, учит взаимодействию в группе и многому другому.
Главврач Наталья Максимова подчеркивает, если родители заметили, что ребенок стал излишне гиперактивным, или, наоборот, замкнулся в себе, или отмечают какие-то иные изменения в поведении, показавшиеся странными, настораживающими, стоит как можно быстрее обратиться за консультацией в детскую амбулаторию психоневрологического диспансера, и при необходимости ребенок будет направлен на лечение. Чем раньше психиатр заметит нарушение и скорректирует его, тем быстрее наступит улучшение самочувствия или полное выздоровление. В 85% обращений в медико-реабилитационное отделение и специалисты, и родители отмечают улучшение в состоянии ребенка. Однако не стоит думать, что слагаемые успешного лечения – это исключительно опыт врача и правильно подобранные медикаменты, очень многое зависит от реабилитации ребенка в семье. Мамы и папы получают рекомендации – на ближайшую и отдаленную перспективу. Следовать им непросто: нужны пунктуальность и четкость, а еще много воли и времени. Но только так можно одержать победу в борьбе за здоровье ребенка.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.