В нашей культуре с умершими принято прощаться. Горевать. Отпускать. Жить дальше. И очень, очень часто именно эта установка приносит боль, мучительные переживания, не даёт жить. Иногда отпустить просто не получается. И мы обрекаем себя на долгие годы страданий.
"Пошло уже семь лет со смерти отца, а я не могу отпустить, боль не утихает. Я не понимаю как жить. Мне его не хватает."
"Мамы нет два года. Я до сих пор не пришла в себя. Понимаю, что надо отпустить. Думала, год пройдёт, станет легче, но чем дальше, тем хуже."
"В 2014 году я потеряла ребёнка, был выкидыш. Хочу родить ребёнка, но боюсь, нерожденный ребёнок не простит предательства, он не отпускает меня.»
Скорбь - одно из самых тяжёлых переживаний. Она не даёт радоваться, на неё требуется много сил, эмоциональных и физических. В горе трудно сохранять социальную активность, быть счастливым, деятельным, реализовываться, хорошо себя чувствовать.
Культурное предписание к прощанию с умершим и исключению его из новой реальности нарушает необходимую связь с дорогим человеком, связь, помогающую пережить смерть и жить дальше. Не нужно прощаться, говорит Майкл Уайт, не нужно прощаться, нужно сказать "И снова здравствуй!".
Смерть ничего не меняет. Единственное, что она у нас забирает, когда мы теряем близких, - физическое тело дорогого человека, возможность прикасаться к нему, ощущать его присутствие физически.
С нами остаётся его любовь и участие, поддержка и забота, способность давать советы, выражать сочувствие, радоваться нашим успехам, быть рядом.
Задача горевания не в том, чтобы навсегда проститься, закончить отношения с умершим человеком, она в том, чтобы найти для этих отношений новую форму.
Бережный помощник в этом важном процессе - нарративная практика восстановления участия.
Не надо крепиться и делать для окружающих вид, что вы отлично справляетесь, не надо пытаться отпустить то, что отпустить невозможно. Не надо боли. Боль - не лучший и не единственный способ поддерживать связь с покинувшими нас людьми. Мы работаем над отношениями с окружающими, отношения с умершими также требуют нашего внимания.
Вот что говорят люди после беседы по восстановлению участия.
«Для меня было важен этот разговор об отце. Думала, он далеко, а он рядом, со мной, в моем сердце. Дышать легко. Это такое освобождение!»
«Мама была в очень тяжелом состоянии последние несколько лет. Не вставала, почти не разговаривала. Сейчас я вижу её молодой, полной сил. Она была очень веселой. Такой я хочу ее помнить. Никогда не думала, что могу хранить её образ из своего детства. Думаю, ей приятно, что она снова стала молодой и здоровой. И мне нравится. Я чувствую бодрость, активность.»
«Мне казалось, малышу там плохо, больно без меня. Сейчас чувствую, что он счастлив и спокоен. Мы любили его, теперь он это знает. Я как-будто наполнилась любовью и нежностью, и у меня появилось право на счастье, на материнство, появилась надежда, что все будет хорошо, я почти уверена, что так и будет.»
Восстановление участия, восстановление жизнеутверждающих отношений со значимыми умершими - одно из направлений моей работы.
Не нужно прощаться, нужно сказать «здравствуй».
Записаться на консультацию к автору статьи можно на сайте. Онлайн со всем миром и очные встречи в Петербурге.