|
О феноменологии принятияАвтор статьи: Антонова Наталья Александровна
Реальность сегодняшней жизни все чаще заостряет сложные экзистенциальные вопросы, связанные со способностью и готовностью человека принимать свое бытие. Принятие себя и другого выступает не только предметом научного поиска многих современных психологов, но и их профессионально-важной характеристикой, которая определяет как уровень психологической и профессиональной зрелости, так и уровень профпригодности специалистов социономического профиля. Одними из первых, кто обратил внимание на феномен принятия, как на необходимое внутреннее условие конструктивного развития личности, были основоположники гуманистического направления К.Роджерс и А.Маслоу. Так, Роджерс рассматривал принятие в качестве важнейшего фактора создания определенного фасилитирующего психологического климата в любой ситуации, целью которой является развитие человека. Под принятием он понимал заботу или признание, безусловное положительное отношение терапевта к клиенту, когда терапевт ощущает положительную установку, не осуждает и принимает клиента независимо от того кем он является в данный момент. Маслоу, говоря о самоактуализации личности, также указывал на важность способности к принятию (себя, других, природы), способности жить в согласии с собой и не слишком огорчаться по поводу своих недостатков, т.е. принимать свою сущность со всеми присущими ей особенностями и относиться к ним также, как мы относимся к природе. В общепсихологическом смысле принятие понимается как мировоззренческая позиция (выбранный человеком определенный образ мышления и отношения, взгляд с определенной стороны), что выражается в безусловно-ценностном отношении к жизни, к себе и другим, формируемом в процессе становления жизненного опыта на основе сознательного выбора уважения к многообразию окружающего мира. Многие авторы рассматривают «принятие» как сложный процесс, который объединяет целый ряд явлений (А.Лэнгле, Д.А.Леонтьев, Е.Ю.Рязанцева, О.Н.Финогенова, М.А.Хазанова и др.). В основе принятия, утверждают исследователи, лежит базовая (онтологическая) открытость бытию и безоценочное, неискаженное (стереотипами, отрицательными установками, страхом, иллюзиями, ожиданиями и пр.) восприятие реальности такой, как она есть. Отдельными сторонами принятия выступают честное признание своих внутренних ограничений и того, что есть вещи, которые мы не в силах изменить; признание многообразия, многовариантности, отличности всего сущего и согласие с этим; принятие часто сравнивается с активностью, связанной с поиском форм сосуществования, положительных аспектов и новых возможностей бытия, осознанием жизненных уроков и созиданием мудрости. М.А.Хазанова обращает внимание и на то, что принятие начинается с готовности к принятию, а также подчеркивает, что безусловное принятие является важнейшей предпосылкой гармонизации отношений с собственным «Я». Самопринятие, указывает автор, есть способность опираться на внутренний опыт, а открытость новому опыту – важнейшая предпосылка принятия другого – в этом и проявляется кольцевая зависимость принятия и самопринятия; благодаря этому механизму, отмечает М.А.Хазанова, усиливается и поддерживается «поле принятия», нарастание интенсивности в котором, происходит до тех пор, пока не будет услышано, пусть и очень слабое, проявление внутренней духовной сущности - внутреннего «Я» человека. Разные уровни реализации «принятия» в системе отношений личности анализирует Е.Ю.Рязанцева: принятие субъектом мира и субъекта миром - в бытийно-онтологическом плане; принятие субъектом других и субъекта другими - в социально-коммуникативном плане, принятие субъектом самого себя (самопринятие) - в личностном плане. Автор также делает акцент на том, что принятие является вершиной саморазвития, в котором содержится переживание истинности жизни; оно успокаивает, освобождает от бесплодной борьбы и страданий, освобождает от страхов и позволяет спокойно переносить неопределенность. Итак, принятие – это особый режим восприятия реальности, который позволяет относиться ко всему происходящему во вне и внутри себя спокойно и осознанно. Это не означает покорность, готовность подчиняться чужой воле, терпимость или равнодушие, самообман и уход от реальности, остановку в развитии или бездействие. Принятие — это расширение поля сознания, умение гармоничновзаимодействовать с реальностью, внутреннее соглашаться (не сопротивляться) и разрешать просто быть тому, что происходит; воспринимать все безусловно, без оценок, без деления на хорошее и плохое; ощущать собственную внутреннюю силу, уверенность и поддержку окружающего мира, то есть принятие есть признак психологической зрелости человека. Семантический анализ слова «принятие» показывает наличие большого количества значений. Так, в толковом словаре С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, слово «принять», что выражает окончательное действие глагола «принимать», имеет восемнадцать значений (возможностей использования). Обобщая их, можно отметить, что, принятие противоположно избеганию, нежеланию что-нибудь видеть, слышать или знать. В Толковом словаре русского языка В.И.Даля значение слова «принятие» трактуется как «принимать во внимание, оказать почести, согласиться, слушать, верить; противоположность - отбрасывать, возражать»; близкими по значению выступают такие понятия как «понимание», «терпимость», «доверие», «любовь», «толерантность», «открытость», «мудрость». Можно заметить, что в синонимический ряд слова «принятие» часто входят слова «брать» или «взять». Эти слова объединяются понятием близкого контакта с тем или иным объектом, событием, действием, то есть, по сути, контакт - есть принятие. В своих исследованиях, опираясь на идеи А.Б.Орлова, мы анализируем феномены принятия на разных уровнях взаимодействия человека с миром (как внутренним, так и внешним). Разрабатываемая нами метафорическая модель триадной структуры внутреннего мира человека (концепция триадной реинтеграции) постулирует возможность трех видов принятия (трех модальностей контакта): - эмлогический контакт - принятие когнитивно-поведенческого уровня (когда ведущая роль в контакте принадлежит Социальному Я); - эмпатический контакт - принятие эмоционально-телесного уровня (где ведущая роль принадлежит Биологическому Я человека); - эмфилический контакт - принятие интуитивно-образно-семантического уровня (где доминирует активность Духовного Я). Мы убеждены, что основными показателями психологического здоровья, зрелости и благополучия человека являются его готовность и способность к осознанному принятию себя, других, мира на каждом из этих уровней, т.е. гибкость и полимодальность контакта, открывающая путь к вершине саморазвития, к переживанию достоверности жизни, к умиротворению и толерантности (к неопределенности, к потерям и неудачам), гармонизируя взаимодействие всех элементов эндопсихической и экзопсихической экосистем. Надо сказать, что переживание, а точнее экзистенциальное проживание, является предметом пристального внимания во многих гуманистических подходах, опирающихся в своих исследованиях на феноменологический анализ. Именно этот метод является основным инструментом работы и наших учебно-терапевтических expirience-групп триадной реинтеграции «Психологическая мастерская», где в одном из упражнений мы предложили участникам нарисовать первый образ, который возникает у них при слове «принятие». Обобщив полученные результаты мы заметили, что слово «принятие» вызывает три основных группы образов: руки (руки, которые тянутся одна к другой; рука лежит в руке, рукопожатие); люди (дети, взрослые, несколько лиц; объятия влюбленных, взрослого и ребенка); вода (река, море). В феноменологических описаниях наиболее часто встречались переживание страха, тревоги, беспокойства, ответственности, реже - уверенности, доверия, любви, радости. Дальнейшая работа выявила связь указанных тенденций с такими феноменами как страх самораскрытия, нежелание брать на себя ответственность за свою жизнь, боязнь отказаться от защит, страх негативной оценки (страх непринятия), низкая толерантность к неопределенности и др., что в целом может быть охарактеризовано как неготовность к принятию. Итак, принятие является сложным, многогранным, многоуровневым феноменом. Принятие своего жизненного опыта, себя и окружающего мира во всей их уникальности и своеобразии, готовность видеть вещи такими, какие они есть на самом деле, без страха и осуждения, способствует полному и здоровому контакту с реальностью, проживанию настоящей жизни, что свидетельствует о личностной зрелости и мудрости человека. Доктор психол. наук, психолог-консультант, ведущий тренинговых групп - Антонова Наталья
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|