Метафорическое отыгрывание может быть важной экспериментальной частью работы участников гештальт-группы. Само отыгрывание может выглядеть как синтез психодрамы, символдрамы, телесного осознавания, игры.Отыгрываются актуальная жизненная ситуация, включающая в себя отношения с родителями, с мужем, женой, ребенком, с ближайшим окружением, переживания по поводу ситуации, симптомы, т.е. все, что может собираться в фоне(вне осознаваемой зоне: скрытые конфликты, противоречия, незавершенные и непроясненные отношения), и проявляться в виде тревоги, поверхностных симптомов, поверхностных чувств, психосоматических реакций, неэффективные повторяющихся действий, на завершение которых, как правило, не хватает энергии.. Надо добавить, что фон формируется как результат работы психологических защит(слияние, ретрофлексия, профлексия, эготизм, уклонение, проекция и тд..).
Все начинается с того, что кто-то в группе заявляет свою тему, например нелюбовь: невозможность любить своих близких, своего ребенка, себя, невозможность чувствовать любовь по отношению к себе от близких. Обозначаются внутренние элементы инсталляции, которые могут быть представлениями о главных персонажах, участвующих в ситуации, о переживаемых чувствах, действиях, словах. После чего участник группы выбирает людей, подходящих на исполнение роли того или иного элемента, опираясь на свои ощущения, для отыгрывания своей «расстановки». И после этого начинается действие.
Внутренние фигуры родителей, переживаний, симптомов создают своеобразную неосознаваемую инсталляцию, состоящую из замороженных, застывших процессов и переживаний, которая в ходе отыгрывания становится явной. Сам процесс отыгрывания внутреннего во вне(тайное становится явным), является групповым сотворчеством, а ясность и осознавание, которые появляются в результате катарсиса(отреагирование), напоминают переживания возникающие при погружении в театральное действия.
Когда история оживает – появляется автор и режиссер, превращающие застывшее в подвижное, мертвое в живое, незавершенное в завершенное. Структура превращается в процесс, захватывающий участников, заполняющий их ощущениями, чувствами, телесными симптомами, что приводит к переживанию себя элементом чужого внутреннего мира. Когда чужое связывается со своим, находя внутренние аналогии, появляется новое осознавание происходящего и новое знание, что позволяет участникам при обсуждении расширять осознавание и представление автора о его работе.
Участник группы, работавший над осознанием нелюбви, был удивлен неожиданно открывшийся картине, вошел в соприкосновение с глубиной и болью своего переживания, понял некоторые причины своего бегства из семьи и не поддающиеся внешним объяснениям отношения с некоторыми персонажами «расстановки». Фигура нелюбви при обсуждении наполнилась дополнительной энергией, и перед участником появилось осознание необходимости дальнейшей работы с этой фигурой.
Метафорическое отыгрывание помогает работать с фоном, оживляет процессуальность в терапевтической ситуации, делает понятной терапевтическую перспективу и ускоряет терапевтический процесс.