|
Конфликты: способы предотвращения и разрешения (часть 2).Автор статьи: Власкина Ирина Васильевна
Большинство людей стремится избегать или каким-то образом улаживать возникающие перед ними конфликтные ситуации. Но, несмотря на это, приложенные усилия зачастую оказываются бесполезными. С чем же это связано, и какие методы являются наиболее эффективными при решении конфликтов? К основополагающим способам предотвращения конфликтов относятся: 1. Формализация отношений, структуризация и распределение ролей. Партнерам по взаимодействию (супругам, коллегам, родителям и детям, начальникам и подчиненным) необходимо разработать правила жизнедеятельности (общения и поведения). Причем эти правила должны быть не привнесены извне ("как у всех"), а выработаны для конкретных людей. 2. Разрешение партнерами своих внутриличностных конфликтов. Залогом бесконфликтного взаимодействия являются психологически здоровые люди. Снижение уровня агрессивности и конфликтности у людей происходит при разрешении ими своих личных проблем. Это можно осуществить в ходе психологического консультирования, тренингов личностного роста. 3. Повышение коммуникативной компетентности. Неумение людьми слушать друг друга, четко и ясно излагать свои мысли и чувства, аргументировать свою позицию, конструктивно критиковать, вести дискуссию приводит к конфликтам. Преодолеть это можно посредством приобретения навыков эффективного межличностного взаимодействия. Эффективное взаимодействие людей основывается на ряде правил: 1. Четко и ясно формулируйте свои мысли. Иногда человек выражается недостаточно определенно и точно, и тогда его слова могут быть поняты неправильно, что может привести к конфликту. 2. Убеждайтесь в точности принятой информации. Если вы не уверены, что сообщение собеседника понято вами правильно, повторите ему то, что он сказал, своими словами. 3. Если вы чего-то не поняли, переспросите, уточните. Таким образом вы показываете собеседнику свою честность, стремление к взаимопониманию и сотрудничеству. 4. Концентрируйте внимание на своем собеседнике, на его сообщении. Когда человек видит, что его не слушают, у него могут возникнуть чувства злости или обиды, ведущие к конфликту. Чтобы показать человеку, что вы его действительно слушаете, используйте неречевые средства (улыбайтесь, кивайте головой, смотрите в глаза). 5. Избегайте негативной оценки и неконструктивной критики собеседника. Мягко и тактично отметьте то, с чем вы согласны, то, что вы считаете рациональным зерном изложенной точки зрения. А потом поделитесь своими сомнениями относительно той части, которую вы считаете иррациональной. Поведение, направленное на преодоление конфликта, предполагает несколько этапов. 1. Определение причины конфликта. Конфликты часто порождаются скрытыми потребностями и желаниями людей. Если эти основные причины не вскрыты, конфликт может продолжаться до тех пор, пока ситуация, обусловившая конфликт, не изменится по иным причинам (например, человек, с которым вы конфликтуете, уезжает). Следовательно, разрешить конфликт можно только удовлетворив истинные желания и потребности другого человека или ваши собственные. 2. Выработка вариантов решения конфликта. Существует две конструктивные стратегии разрешения конфликта: а) компромисс — это урегулирование разногласия на основе взаимных уступок, достижение частичного удовлетворения интересов обеими сторонами; б) сотрудничество предполагает максимальную реализацию участниками конфликта своих интересов в ходе совместного поиска решения. Эффективность того или иного способа будет зависеть от ситуации конфликта. Выбирайте компромисс, когда: · проблема относительно проста и ясна; · для разрешения конфликта у вас немного времени или вы хотите разрешить его как можно быстрее; · лучше было бы достичь временного соглашения, а потом вернуться к этой проблеме; · проблема и ее решение не слишком важны для обеих сторон; · вам не удалось добиться решения с использованием сотрудничества. Выбирайте сотрудничество, когда: · предмет спора явно сложен и требует детального обсуждения; · обе стороны готовы потратить время на выявление скрытых потребностей и интересов; · для обеих сторон их интересы очень важны и компромисс для них неприемлем; · обе стороны хотят добиться долгосрочного соглашения и не хотят откладывать его. 3. Оценка эффективности усилий, предпринятых для разрешения конфликта. На этом этапе необходимо оценить состояние конфликта: - разрешен полностью? - перерос в хронический вариант? - нашелся минимальный выход? - находиться на стадии нарастания? Если проблему решить не удалось, нужно повторить все предыдущие шаги. Буду рада помочь вам в решении сложных конфликтных ситуаций! Звоните +79045485589 Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|