|
Всё ли не в порядке с вами или с миром?Автор статьи: Харченко Иван Евгеньевич
Еще с шестилетнего возраста я начал замечать, что во взаимоотношении людей существуют два мира: реальный мир действий и мир слов. Что люди очень часто говорят не то, что на самом деле чувствуют. И больше двадцати лет у меня были сомнения, что мир, в котором я живу, абсолютно правильный, и что это разделение — есть закономерность, что моя социальная маска — и есть Я. Что мир в порядке, а я нет. Благодаря немногим людям, которые жили реальностью и понимали, что происходит вокруг, которые своим образом жизни ставили под сомнения социальные идеалы и убеждения, я сохранил эти сомнения. Ну а после прочтения множества книг, множества сеансов психотерапии, личного опыта и, конечно, опыта своих клиентов, которые ежедневно снимают свои маски в моем кабинете, у меня уже нет сомнений, что с миром что-то не так. По крайней мере с тем миром, с которым я сталкиваюсь ежедневно.
Что именно не так? Главная проблема — это разносторонне направленные потребности, которые сосуществуют в одной личности, и доминирование удовлетворения одной потребности в ущерб другой, выливающееся во внутренний конфликт. Внутренний конфликт, как и внешний, вызывает негативные эмоции (тревогу, страх, деструктивную злость, апатию, чувство безвыходности, чувство вины). Их длительное присутствие становится привычкой и приводит к дисгармонизации личности.
Почему так происходит? Личностная потребность (чувствовать себя хорошо и комфортно) и социальная потребность (казаться людям, что у тебя все хорошо и комфортно) начинают противоречить друг с другом. Социальная потребность — это набор личных, профессиональных качеств, навыков и компетенций, одобряемых в обществе, а также ценности и убеждения, восхваляемые в обществе, но которые могут быть несовместимы с личностными потребностями, а часто и совершенно противоречат им. Так, например, в обществе принято, чтобы «хороший» сотрудник организации был всегда свеж, здоров, полон сил, уверен в себе, желательно оставался после работы и испытывал искренние чувства любви к своей организации. Ну и мне, наверное, нет смысла приводить примеры бесчисленного количества офисных работников, менеджеров по продажам и руководителей, которые для выполнения этого социального требования ежедневно играют роль позитивных и счастливых людей, потому что вы и так видите это. Но человек — это живое существо, и он может испытывать разные эмоции в разные моменты времени. Он чисто физиологически не может быть всегда свеж, здоров и полон сил, и не может, опираясь на желание своего руководства, искренне любить компанию, в которой работает, так как искренняя любовь к компании может появиться как результат длительного взаимоуважения, качественного выполнения своих обязанностей каждой из сторон, получение возможности для самореализации и эмоционального комфорта, а не только оттого, что этого хочет работодатель. Общее понятие успешности также укрепляется с появлением социальных сетей. Социальная потребность состоит в том, чтобы человек выглядел и одевался определенным образом, принимал пищу в определенных заведениях, интересовался определенными идеями, слушал определенную музыку и т. д. И теперь даже подтверждение социальной адаптивности можно получить мгновенно, подсчитывая лайки и репосты. Безусловно, социальное принятие и взаимодействие с другим людьми — это тоже важнейшая потребность человека. Однако конфликт происходит тогда, когда социальные потребности удовлетворяются в ущерб личностным. Например, человек решил в субботний вечер сходить поужинать. Он может выбрать соответствующий его настроению и желанию ресторан (тот, где готовят его любимое блюдо, и где он чувствует себя очень комфортно) или популярный ресторан, фото блюд и интерьеры которого уже успели выложить большинство его друзей в социальных сетях. Он может даже начать рационализировать и обдумывать все плюсы похода в популярный ресторан, и приводить аргументы нецелесообразности похода в ресторан, в который действительно хочется пойти. В конце концов, выбрав дорогой ресторан и любуясь количеством лайков хорошо сфотографированных блюд, он очередной раз заменит личностное счастье на социальное принятие, путая при этом эти понятия между собой.
Когда это начинается? Очень много зависит от воспитания каждой отдельной личности, его родителей, и уже потом от социального окружения. В возрасте с 4 до 7 лет у ребенка появляется критическое мышление, и его чистый разум и сознание начинают воспринимать себя и мир ровно настолько, насколько он существует в реальности. Степень его внутреннего конфликта во взрослом возрасте напрямую зависит от степени внутреннего конфликта его родителей, когда он был маленьким. Мальчик, который видит своих родителей, давно охладевших друг к другу, но сохраняющих брак «ради ребенка», чтобы «не навредить его психике», спрашивает у мамы, всё ли у них в порядке с папой, видит натянутую мамину улыбку и получает ответ, что всё хорошо. В этот момент его критическое мышление подавляется, он не может возразить матери, но при этом понимает, что между маминым настроением и ее наигранным ответом лежит пропасть. Но постепенно, видя ежедневно эту картину, он сам начинает верить в то, что это нормально. Постепенно он начинает воспринимать голос своей социальной маски — своим истинным Я.
Как вернуть себе критическое мышление и научиться жить исходя из потребностей личности? Один из первых шагов — человеку необходимо научиться отделять социальные потребности от потребностей личности. Когда удовлетворяются личностные потребности, человек чувствует радость, эйфорию, теплоту и комфорт, уверенность и ни с чем не сравнимое чувство осознания, что он сейчас в том месте и с теми людьми. Когда же удовлетворяются социальные потребности, человеку присущи чувства гордости, превосходства и лжеуверенности (это такой тип уверенности, который полностью зависит от внешнего восприятия). Неудовлетворение личностных потребностей вызывает эмоции горечи, апатии, отсутствие желания что-либо делать, обиды, злости, быстро переходящей в обиду или апатию. Удовлетворение социальных потребностей вызывает эмоции гордости, чувство превосходства, чувство лжеуверенности. Неудовлетворение социальных потребностей вызывает эмоции тревоги, страха, чувства отчужденности. Для начала, опираясь на свои чувства и эмоции, человек сможет выстроить реальную картину своих личностных и социальных потребностей. А далее, прислушиваясь к своему истинному Я, начать удовлетворять его потребности, тем самым находя свою дорогу к гармонии и счастью. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|