|
Почему в XXI веке нужен другой подход к воспитанию детейАвтор статьи: Человечкова Наталья Эдуардовна
Людмила Катрасева ПОЧЕМУ ЖЕ В XXI ВЕКЕ НУЖЕН ДРУГОЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ.. Мы давно хотели прояснить эту важную тему и ответить на часто задаваемые вопросы родителей. Почему же папы и мамы не могут воспитывать детей так, как воспитывали их самих. То есть, почему они не могут ругать и бить своих детей, не стесняться в высказываниях и т. д. Почему это может привести к проблемам с ребенком, ведь в случае с ними это не привело к большим катастрофам. Ну что же, давайте в этом разберемся. 1 ПРИЧИНА ПЕРВАЯ. В соответствии с пирамидой потребностей Маслоу первый уровень потребностей – физический, то есть это еда, питье, тепло для тела, кров. В основном, этот уровень в современном мире родители обеспечивают от минимального удовлетворения до изысков. Для многих родителей этот уровень является основным в воспитании детей и на нем порой все и заканчивается. Для более ответственных родителей чаще прибавляется еще 2 важных пункта – физическое развитие и здоровье ребенка, а также помощь в получении хорошего образования. Ну, а в жизни ребенка, при обеспечении физического уровня, актуализируется уровень выше – его потребность в защите и стабильности. Уровень ЗАЩИТЫ, 2-й уровень пирамиды - это уровень принятия ребенка, таким, как он есть, с некрасивостью, с вредностью, с непохожестью на родителей и т. д. Это создание того физическое и психологическое пространства, внутри которого ребенок чувствует себя спокойным, защищенным, уверенным, свободным. Если мы в детстве были лишены подобного защищающего и принимающего нас пространства, мы потом ищем его всю жизнь или пытаемся, порой тщетно, воссоздать его с коллегами, друзьями, любимыми. У нас возникают проблемы с личностными границами – ведь МИР не был в детстве безопасным для нас, и, вырастая и живя в таком мире, у нас мало веры ему. Для человека крайне важно, чтобы нас понимали, а значит и принимали. Помните, как в известном фильме – «Счастье - это, когда тебя понимают». Мы часто видим примеры, когда ребенок прибегает взволнованным к родителям, пытаясь рассказать важное и тревожащее его событие. А что в ответ ? В лучшем случае - «а ты поел? А что ел?» - это игнорирование значимости проблем ребенка и его эмоционального состояния. В худшем же случае ребенок слышит укоры, обвинения в свой адрес, претензии к нему, как к источнику негативных событий, если они произошли. Подобное поведение родителей может быть обусловлено их слабым эго-состоянием Взрослого и поврежденностью собственного Внутреннего Ребенка (в соответствии с теорией Трансактного Анализа), или недостаточностью уровня «дифференциации Я», исходя из теории семейных систем Боуэна. Дифференциация «Я» – мера эмоциональной и интеллектуальной зрелости и степени их слияния. Чем более слиты эмоции и интеллект, тем ниже уровень дифференциации, функционирования и адаптации. Боуэн рассматривал семью как целостную эмоциональную систему. Ребенок, погруженный в эту систему, живет по ее законам, реагируя на тонкие изменения в балансе отношений. Если ребенок живет в атмосфере эмоциональной депривации, то вырастая, несчастливый ребенок превращается в несчастливого взрослого. В последствии он будет выбирать партнеров по браку с уровнем дифференциации близким к его собственному, чем создаст в новой семье более высокий уровень эмоциональной напряженности (уровень тревоги по Боуэну). Дети уже новой пары, вовлеченные в данную эмоциональную атмосферу, будут чаще обременены родительскими проекциями и могут обладать более низкой степенью дифференциации «Я», что в последующих поколениях может проявляться в разнообразных дисфункциях - в психиатрических нарушениях и физических заболеваниях, служащих манифестациями разрушения семейной системы. В Трансактном анализе это называется негативным сценарным процессом семьи. Исходя из собственной практики, психологически поврежденные родители еще больше повреждают своих детей, о чем и говорит Боуэн в теории семейных систем.. Таким образом, получается, что в нашем веке с ростом обеспечения физических потребностей детей, по сравнению с 20 веком – веком революций, перестроек и войн, крайне актуально становится психологические здоровье и климат в семье. 2 ПРИЧИНА ВТОРАЯ. Наши знакомые, преподаватели музыки, отмечают увеличение количества детей с признаками недостаточной координации тела, что хорошо заметно при выполнении несимметричных движений рук и ног. В процессе работы с детьми мы также отмечаем их повышенную психоэмоциональную возбудимость, неумение переживать и справляться с негативными эмоциями, их растущее желание испытывать острые ощущения от развлечений, а также от унижения других (не только ровесников, но и учителей). На развитие ребенка в физическом и психологическом плане положительно влияют подвижные игры, чего почти лишены дети в 21 веке. Подвижная игра это сознательная и активная деятельность, а также хорошее средство для формирования основы эмоционального отношения к реальности. Активные игры оказывают положительное влияние даже на гипервозбудимых детей, выравнивая эмоциональный фон и понижая их тревожность. Двор для ребенка 20 века служил учителем по приобретению навыков социального взаимодействия с детьми разных возрастов, тренером в развитии координации собственного тела, ритмичности и глазомера при взаимодействии с предметами (мячом, веревочкой и т.д). В психоэмоциональной плане участие в дворовых играх давало ребенку разрядку от стрессов, а коллективный разбор негативных чувств и коллективное решение «по справедливости, всем миром» давал навыки «контейнированивания» негативных эмоций или их проявлению в допустимой для коллектива форме . Хочется отметить, что мир двора 20 века – это был реальный мир с реальными людьми и их реальными эмоциями, где дети могли реально чувствовать физические и психологические границы другого. Мы обращаем ваше внимание, что компьютерные игры формируют размытость реального мира и его слияние с виртуальным, где повреждение человека виртуально-игрового характера переносится в действительность, демонстрируя непонимание физических и психоэмоциональных границ другого. Ребенок, играя в компьютерные игры в командах, не видя участников и их эмоционального реагирования, кроме гнева, не учится эмоциональному взаимодействию и с другими, и с миром. Кинематограф периодически выпускает фильмы, дающие представления о проблемах современных детей и подростков. Ну, если в конце 20 века это был фильм «ДОЖИВЕМ ДО ПОНЕДЕЛЬНИКА», то в 21 веке – это фильм «ГЕОГРАФ ПРОПИЛ ГЛОБУС», в котором точно показан один из миров современных подростков. Снисходительное и все обесценивающее поведение, высказывания, скрывающие высокие чувства и демонстрация скуки, презрения и гнева. Как точно герой фильма, преподаватель географии, понимает проблему детей в классе и пытается расшевелить их, выдернув из их закрытого мира и ввести в реальный, организовав сложный сплав по реке, где так необходимо физическое и эмоциональное взаимодействие, понимание с других, объединение усилий для достижения общей цели. Фильм призывает к взаимодействию взрослых со своими детьми. Кстати, вы заметили, каким перспективным направлением стало развитие и внедрение деловых активных игр и тренингов для сотрудников крупных компаний? Данные тренинги восполняют недополученные детские навыки от важных для развития подвижных дворовых игр. Участие в подобных тренингах создают благоприятный психологический климат и содействуют сплоченности коллектива по пути к достижению цели. Но не все удается восполнить и не все работают в подобных компаниях. Ну, справедливости ради, хотим отметить, что потенциальными клиентами психолога становятся и подростки, находящиеся на другом конце оси личностного континуума, чья жизнь жестко организована родителями вокруг достижения цели. Это дети больших городов, учащиеся спортивных школ и специализированных лицеев и гимназий, которые страдают от однотипных перегрузок. Этим детям просто некогда играть, У этого типа детей также проблемы эмоционального характера и социального взаимодействия. Подытоживая, хотим еще раз подчеркнуть важность активных игр или игровых соревнований для развития ребенка. У большинства жителей больших городов имеются дачи, дома за городом, где можно организовать место для проведения подобных досугов. Дело за вами, уважаемые родители. Будьте ближе к своим детям в игровом взаимодействии с ребенком, или в выполнении предметного совместного дела, например, заливка катка во дворе, починка лавочек, посадка деревьев около дома и т.д. Поверьте, это дело оставит благоприятный след в памяти ребенка и доставит ему радость в настоящем. И самое главное, не забывайте, что ведущей деятельностью для развития детей всех возрастов, в соответствии с мнением таких классиков психологии, как Выготский, Пиаже и Эльконин, являются соответствующая игровая деятельность. 3 ПРИЧИНА ТРЕТЬЯ. За последний год нашей психологической практики мы все чаще сталкиваемся с подростками, которые проводят много времени в соцсетях и осваивают IT-технологии. Только они не играют в игры - они зарабатывают деньги и как участники команд, и как их организаторы. Они занимаются белым, серым и иногда черным бизнесом. Родители и не подозревают, что делают их дети в интернете, насколько серьезным и опасным может быть бизнес там. Говоря опасным, мы подразумеваем юридическую и фактическую наказуемость. Иметь же собственный Мир, который никак не контролируется взрослыми, да еще и зарабатывать в этом «притягательном» Мире деньги - достаточно опасное занятие для личности ребенка (подростка) в период его стадии самоутверждения. Далеко не все взрослые могут пройти испытание «МЕДНЫМИ ТРУБАМИ» - т.е. властью и деньгами. Куда там пройти его ребенку, когда подобное всемогущество развивает состояние эйфории и способствует активному росту антисоциальной части личности. Всемогущество от власти возникает у подростка, когда тот мстительно и безнаказанно разделывается с неугодными людьми, взламывая их аккаунты в соцсетях с соответствующими целями. Ну, и от заработка денег серым и черным способом некоторым подросткам отказаться трудно. К тому же многие из них и на самом деле не видят негатива в своих действиях в виртуальном пространстве, ведь «напрямую они не грабят, а то, что люди глупы – в этом их собственная вина». Вспоминается случай в 90 годы в Москве, когда на Гончарной улице, около метро Таганская, парень несколько дней собирал пожертвования на озеленение Луны. Тогда это были единичные случаи, и они вызывали чаще смех над данной затеей и доверчивостью взрослых людей (позже в 2007 году вышел фильм «Русалка», где герой занимался похожим делом с весьма результативным заработком). А в сетевом пространстве настоящего времени мошенничества хоть отбавляй. К сожалению, доступность и развитие технологий Интернета опережает развитие личной безопасности и этических норм поведения там, что соблазняет неокрепшие души в желании поживиться. Университетский колледж Лондона опубликовал результаты исследования о современных британских подростках. Эксперты отмечают, что помимо привычных антисоциальных способов самоутверждения: агрессии, курения, употребления алкоголя и наркотиков, - они все чаще используют технологичные, такие как хакерство, рассылка компьютерных вирусов и пр. Все больше времени дети стали проводить в интернете. По данным исследований Фонда Развития Интернета от 2017 г в России количество детей, ежедневно пользующихся им выросло до 89%. В будни в Интернете от 3 до 8 часов проводят 37% подростков, а в выходные – каждый второй. КАК ВСЕ ЭТО НАЧИНАЕТСЯ? Мы полагаем, что весьма банально. В этой связи уместно вспомнить классиков психологии Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина, которые ввели понятия «ведущий вид деятельности» в структуре периодизации психического развития, «зона ближайшего развития» и «новообразование». На всех этапах психологического развития ребенка, а именно: игра, сознательное учение с разделением игры и труда, развитие самостоятельности личности и планов дальнейшей жизни, - РОДИТЕЛЬСКОЙ ФИГУРЕ отводится важная роль. То, что ребенок приобретает в процессе общения со взрослыми, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Однако, есть такой род занятий, куда ребенок отправляется самостоятельно в достаточно раннем возрасте и пребывает там бесконтрольно – это информационное пространство сети. По данным Независимой Некоммерческой Организации Common Sense от 2013, которая специализируется на оказании помощи детям в мире медиа и технологий – в Америке 75% детей в возрасте до 8 лет имеют доступ к планшету, смартфону или любому мобильному устройству у себя дома с выходом в сеть больше на 23% чем в 2011. Из них 10% детей начинали пользоваться подобными устройствами с 2-лет. Конечно, для родителей заманчиво занять ребенка планшетом с самого раннего возраста и выкроить этим время для своих нужд. Мы тут согласны с психологом Аленой Железняк: «Если всему новому ребенка начнет учить планшет, то доверие к родителям окажется под вопросом. В будущем это может привести к проблемам в отношениях и в поведении». Ежегодное увеличение форм взаимодействия в сети (форумы, чаты, соцсети и т.д.), количества тематик, видов услуг и предложений по интересам способствует бОльшему вхождению интернета в жизнь наших детей, что благоприятствует бОльшему доверию детей к информации сети в 2018 году, по сравнению с 2011, указанному в исследовании. ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ? Перефразируя известное высказывание, считаем, что если невозможно контролировать процесс взаимодействия ребенок – интернет, то остается путь - возглавить данный процесс. Что же делать родителям? • Повышайте степень информативности об интернет – прочитайте для начала вышеуказанное исследование Российского Фонда Развития Интернет. Там много данных по личностным особенностям детей, их целям пребывания и увлечения сетью, о степени и характере опасности интернет, о компетенциях взрослых в этой области. Исследование не новое. Но представление дает. • Отказывайтесь от роли родителя-радио для ребенка. Этот вариант воспитания не проходит в 21 веке. То есть переставайте отдавать ребенку приказы и рекомендации в одностороннем порядке, а слушайте и воспринимайте ответы ребенка. Больше спрашивайте мнение самого ребенка, а не решайте все за него. По отношению к интернет, попросите самого ребенка помочь Вам освоить АЗЫ в данной области. Это даст общее поле взаимодействия с ребенком. Даже при самом большом нежелании разговаривать любой хамоватый подросток делится своими знаниями при соответствующем подходе. Ищите и обрящите. • Возглавьте процесс приобретения подростком старшего возраста компетенций в области ИТ (информационных технологий) и Медиа (все чаще используют термин «медиакомпетентность» касаемо сетей) путем организации обучения ребенка на соответствующих курсах. Ищите курсы не только по осваиванию самого процесса, но и по этике взаимодействия в медиапространстве. • Повышайте компетенцию ребенка относительно рисков взаимодействия в сети путем нахождения соответствующей информации, уделяя внимание критическому восприятию форм и принципов заработков в сети. • С ребенком дошкольного возраста постигайте компьютерные азы вместе. Вам будет проще повышать свою компетентность постепенно. .• С подростком младшего возраста можно организовать свой канал на YouTube или ведение небольшого блога на любую приемлемую тему. Наши знакомые сделали канал разных поделок – поилка для птиц и т. д., где вся семья помогает ребенку, не затрачивая много времени. Ребенок счастлив, постигая разные полезные навыки: грамотно говорить, фотографировать и снимать видео, пользоваться инструментами и пр. • И еще, в поисках требуемой информации при посещении определенных сайтов сами будьте бдительны и не цепляйте вирусы на свой компьютер (например, избегайте черный майнинг – использование мощностей вашего компьютера с целью добычи криптовалюты в чужой карман – чем тоже заняты умы и руки некоторых подростков). ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. На наш взгляд, воспитание детей в XXI веке должно быть построено на принципах отличных от XX века. И причины на то следующие: ВО-ПЕРВЫХ, изменение общества повлекло за собой изменение принципа и объема участия государства в воспитании наших детей. Следствием этого стала необходимость бОльшего включения семьи в этот процесс. На семью ложится больше ответственности и требуется бОльшая компетентность в воспитании психологически (и конечно, физически) здорового ребенка. Становится важным наладить и сохранить на всю жизнь канал взаимодействия с ребенком, основанный на взаимной любви, доверии и уважении друг к другу. В этой связи хотим предостеречь родителей от типичных упущений при общении с ребенком: Научитесь различать уважение ребенка от страха, послушания, соглашательства и уступчивости. Уж коли мы стали говорить о ценности и значимости, то самое время поговорить об негативных и иррациональных убеждениях родителей по отношению к детям, которые наносят непоправимый вред. Именно убеждения влияют на поведение людей. Многие из них формировались веками и передавались из поколения в поколение. Элис Миллер в своей книге «Для твоего же блага» (Alice Miller «For Your Own Good») собрала и систематизировала подобные убеждения. Они присущи всем родителям не зависимо от того, в какой части света они живут. Элис Миллер: Методы, которые могут быть использованы для подавления жизненной спонтанности ребенка, следующие: ложь, двуличие, уловки, манипуляция, запугивание, лишение любви, изоляция, недоверие, унижение и клеймение позором, презрение, насмешки, насилие даже до пытки. ВО-ВТОРЫХ, воспитание детей в XXI веке должно быть построено на других принципах еще и потому, что изменились задачи организма. Веками он выполнял определенный цикл: искал, добывал, расщеплял, переваривал. Например, сахар из овощей и фруктов. Или информацию из разных источников. - Веществ – сахаров, жиров, энергетиков, лекарств, новых пищевых добавок и консервантов; Задачи организма XXI века – распознать, отклонить, переработать, лишнее утилизировать, закапсулировать и отложить, игнорировать, отключить. Наш организм вынужден постоянно испытывать стресс, адаптироваться к новым условиям, что расшатывает психику и нервную систему, приводит к болезням тела. В настоящее время актуальной задачей становится налаживание тесного контакта с телом и понимания – ибо тело не обманывает, оно «просто» долго терпит, копит отрицательные ощущения и проецированные негативные эмоции, болеет, а потом умирает. Между тем, ощущения и эмоции - это отличные индикаторы состояния всего организма, подсказчики и советчики. Мы учим подростков слышать свои отрицательные эмоции, понимать проблему и помогать себе. Например, пониженный фон настроения может являться защитной передышкой для организма при потере ориентиров во внешнем мире, а тревога – расхождение между желаниями головы и возможностями тела, т е голова тащит к своим целям и говорит «надо», а тело или психика «не готовы» к этому. А сейчас, мы заканчиваем и на время прощаемся с вами. Берегите себя и любите своих детей. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|