|
Почему же в XXI веке нужен другой подход к воспитанию детей (часть 3)Автор статьи: Катрасева Людмила Павловна
(в соавторстве с Натальей Человечковой) ПРИЧИНА ТРЕТЬЯ. За последний год нашей психологической практики мы все чаще сталкиваемся с подростками, которые проводят много времени в соцсетях и осваивают IT-технологии. Только они не играют в игры - они зарабатывают деньги и как участники команд, и как их организаторы. Они занимаются белым, серым и иногда черным бизнесом. Родители и не подозревают, что делают их дети в интернете, насколько серьезным и опасным может быть бизнес там. Говоря опасным, мы подразумеваем юридическую и фактическую наказуемость. Иметь же собственный Мир, который никак не контролируется взрослыми, да еще и зарабатывать в этом «притягательном» Мире деньги - достаточно опасное занятие для личности ребенка (подростка) в период его стадии самоутверждения. Далеко не все взрослые могут пройти испытание «МЕДНЫМИ ТРУБАМИ» - т.е. властью и деньгами. Куда там пройти его ребенку, когда подобное всемогущество развивает состояние эйфории и способствует активному росту антисоциальной части личности. Всемогущество от власти возникает у подростка, когда тот мстительно и безнаказанно разделывается с неугодными людьми, взламывая их аккаунты в соцсетях с соответствующими целями. Ну, и от заработка денег серым и черным способом некоторым подросткам отказаться трудно. К тому же многие из них и на самом деле не видят негатива в своих действиях в виртуальном пространстве, ведь «напрямую они не грабят, а то, что люди глупы – в этом их собственная вина». Вспоминается случай в 90 годы в Москве, когда на Гончарной улице, около метро Таганская, парень несколько дней собирал пожертвования на озеленение Луны. Тогда это были единичные случаи, и они вызывали чаще смех над данной затеей и доверчивостью взрослых людей (позже в 2007 году вышел фильм «Русалка», где герой занимался похожим делом с весьма результативным заработком). А в сетевом пространстве настоящего времени мошенничества хоть отбавляй. К сожалению, доступность и развитие технологий Интернета опережает развитие личной безопасности и этических норм поведения там, что соблазняет неокрепшие души в желании поживиться. Университетский колледж Лондона опубликовал результаты исследования о современных британских подростках. Эксперты отмечают, что помимо привычных антисоциальных способов самоутверждения: агрессии, курения, употребления алкоголя и наркотиков, - они все чаще используют технологичные, такие как хакерство, рассылка компьютерных вирусов и пр. (https://deti.mail.ru/…/britanskie-podrostki-samoutverzhday…/). Все больше времени дети стали проводить в интернете. По данным исследований Фонда Развития Интернета от 2017 г в России количество детей, ежедневно пользующихся им выросло до 89%. В будни в Интернете от 3 до 8 часов проводят 37% подростков, а в выходные – каждый второй. КАК ВСЕ ЭТО НАЧИНАЕТСЯ? Мы полагаем, что весьма банально. В этой связи уместно вспомнить классиков психологии Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина, которые ввели понятия «ведущий вид деятельности» в структуре периодизации психического развития, «зона ближайшего развития» и «новообразование». На всех этапах психологического развития ребенка, а именно: игра, сознательное учение с разделением игры и труда, развитие самостоятельности личности и планов дальнейшей жизни, - РОДИТЕЛЬСКОЙ ФИГУРЕ отводится важная роль. То, что ребенок приобретает в процессе общения со взрослыми, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Однако, есть такой род занятий, куда ребенок отправляется самостоятельно в достаточно раннем возрасте и пребывает там бесконтрольно – это информационное пространство сети. По данным Независимой Некоммерческой Организации Common Sense от 2013, которая специализируется на оказании помощи детям в мире медиа и технологий в Америке 75% детей в возрасте до 8 лет имеют доступ к планшету, смартфону или любому мобильному устройству у себя дома с выходом в сеть больше на 23% чем в 2011. Из них 10% детей начинали пользоваться подобными устройствами с 2-лет. Конечно, для родителей заманчиво занять ребенка планшетом с самого раннего возраста и выкроить этим время для своих нужд. Мы тут согласны с психологом Аленой Железняк: «Если всему новому ребенка начнет учить планшет, то доверие к родителям окажется под вопросом. В будущем это может привести к проблемам в отношениях и в поведении». Родители на деле не только не помогают ребенку войти в ближайшую зону развития, связанную с интернетом и не контролируют получение информации и род занятий ребенка в сети, но и откровенно не понимают, чем они могут помочь ему. Авторитет родительской фигуры падает. По исследованиям Российского Фонда Развития Интернет от 2011 года (исследование «Пойманные одной сетью» http://www.ifap.ru/library/book524.pdf) у большинства школьников 14-15 лет пока бОльшим авторитетом и доверием пользуется информация, полученная от родителей. А вот доверие к информации из интернета, как к компетентному источнику, превзошел таковую от учителей. Настораживающая тенденция для авторитета взрослых.
ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ? Перефразируя известное высказывание, считаем, что если невозможно контролировать процесс взаимодействия ребенок – интернет, то остается путь - возглавить данный процесс. Что же делать родителям?
Продолжение следует. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|