|
Пустите ребенка к телевизору! Отдайте ему интернет!!!Автор статьи: Жабская Ирина Германовна
Пустите ребенка к телевизору! Отдайте ему интернет!!! И что! Ну, вот что случится?! Вы, кому сегодня ( +/- сколько-то ) 35, сами-то на чем выросли? На бабушкиных сказках или при занятых родителях и «телеке» на каникулах? Разве что кто-то из курсов по английскому, музыкальной школы или тренировок не вылезал и ничего другого не успевал по определению… А «видик-то» (видеомагнитофон) у друзей или в квартирах, где просмотры организовывались за рубль или даже пять, заманчивой мечтой был. Там же и Брюс Ли, и Эмануэль и т.д. И ничего, выросли, раз сейчас мои слова читаете, значит, в сети сидите, при этом и семьи есть. Значит вы – взрослые и состоявшиеся (с точки зрения Жизни). Так может достаточно «страдать» на тему вреда ТВ и интернета. Предлагаю рассмотреть варианты, как все это использовать для развития и самостоятельного мышления детей, и душевных (личностных) качеств современного человека с устойчивой психикой, и уверенности в своих возможностях. При этом без философии и углубления в объяснении о «взаимосвязях и последствиях». Итак, телевизор и игровые приставки. 1.Знать каждому родителю, что общение с миром при помощи техники (телевизор, игровые приставки и т.п.) требуют некоторой подготовки нервной системы и вообще всей биологической части человека. Для этого с возможно более раннего возраста приучить ребенка (а для этого вначале привыкнуть самим!!!) дозировать время пребывания в контакте с техническими приспособлениями. Например, ставить песочные часы (яркие!) или использовать таймер, допустим на телефоне. И по сигналу прекращать работу. Настойчивость в этом вопросе снимет лишние «напряги» впоследствии: вот так принято – прозвучало (песочек высыпался) – заканчиваем. Здесь стоит приложить усилия. И поверьте, для вас это будет сложнее, чем для ребенка. Заманчиво - «приткнуть» малыша к мультику, а самим чем-то своим заниматься… Итак, ДОЗИРОВАННОСТЬ. В зависимости от возраста от 15-20 минут до 1,5-3х часов. А про три часа не шучу. Подготовленному, поверьте, и дольше не страшно (не вредно). Об этом будет пункт №3, а пока поговорим о совместном просмотре ТВ.
2.Не пускать на «самотек». Смотреть ТВ вместе с ребенком- это выполнение работы родителя. Да-да, родительство – это РАБОТА, а не почетное звание. Осваивать компьютерные игры вместе с ребенком. Это дает возможность быть в курсе информации и давать ДОЛЖНЫЕ комментарии. А так же исключать несвоевременное соприкосновении с ЛИШНЕЙ информацией. Например, с кадрами насилия и т.п. Один молодой человек задал мне вопрос:"А когда надо рассказывать ребенку о негативных сторонах жизни?" За годы практики (и,естественно, личного опыта мамы,бабушки) у меня созрел такой ответ. Главное, с момента зачатия до подросткового периода (минимум) - способствовать ознакомлению с материалами, где радость, свет, добро, уверенность в ценностях дружбы, принадлежности к семье и клану ХОРОШИХ людей. А потом на вопрос: а почему же в жизни не так?!!! Можно давать ответ: я в тебя верю, теперь ты готов знать, что в жизни есть и добро, и зло. И тебе самому определять - на какой ты стороне. У тебя есть силы для выбора. Замечательно об этом в мультфильме "Князь Владимир". Волхв говорит:"Я свое дело сделал. Теперь князю выбирать - ко тьме, али ко свету." И конечно, обсуждение мультиков (да и игр) с использованием уточняющих вопросов, или побуждающих к самостоятельному включению мышления ребенка. Например, а кем бы ты в этом мультике был? Или «прикиньтесь валенком» и спросите: а что, петушку действительно помощь мышат нужна была (мультик «Колосок»)? В А привычка к дозированию работы обязательно выручит и при увлечении компьютерными играми. Сегодня столько обучающих игр и в сети, и на носителях, что грамотно будет пользоваться ими, а не стращать себя возможностью возникновения «зависимости». Практика работы психологом убедила меня в том, что родителям удается перестать бояться зависимости ребенка от компьютера в том случае, если они начинают грамотно подключаться к процессу и не отгораживаться тупыми запретами. Родители, это те, кто в период детства определяет направление движения развития ребенка и ГРАНИЦЫ, заключенные в словах «хорошо-плохо». Если родители отчетливо не укажут эти границы (строго в словах «можно-нельзя»), то общество в дальнейшем сделает это в жесткой форме (плохие оценки в школе, отсутствие друзей, лишение свободы – все это начинается, во многом, из-за отсутствия понимания границ дозволенного). Кстати именно мультики, фильмы, содержание компьютерных игр и может быть именно способом рассмотрения этих границ, морально-этических правил существования (выживания) в социуме. Наблюдение за поведением героев, ненавязчивые вопросы (лучше без приколов и юморка, в который окрашены многие современные мультики). Например, вопрос: «А почему Добрыня взялся князя выручать?» Или любой другой вопрос, ответ на который для вас совершенно ясен. Важно услышать версию ребенка. Скорее, просто побудить его к размышлению по поводу увиденного. Это и есть процесс формирования самостоятельного мышления. Привычка не бездумно «ухохатываться» или «тупо зависать» в процессе просмотра фильма или в игре зависит, на мой взгляд, именно от родителей. Так что работа родителей – напрягаться и осваивать современные технологии. А коль пускают на «самотек», то и капризы, и зависимости, и болячки в виде плохого зрения и искривленного позвоночника, и невротических расстройств от перегрузки. И психических отклонений из-за несвоевременного столкновения с жестокостью действительности. Итак, не пускать на самотек, участвовать в процессе. А третий пункт о том, как максимально отодвинуть перегруз организма при работе с техникой.
3.Есть простые приемы, которые выгодно осваивать с детства, Опять напрягаться приходится родителям. - Привычка менять положение тела во время просмотра ТВ или игры за комьютером. Здесь опять могут помочь песочные часы, сигнал таймера, побуждение(указание) со стороны родителей. Именно привычка осознанно менять положение тела, не когда оно само потребует: нога затекла, шея устала… , а ДО того. Потянуться, встряхнуться, сделать пару глотков воды (сока, напитка…). Для биологической части человека (тела) важна – это команда к нормализации (смене) обменных процессов. Вот когда что-то «затекло» или просто «захотелось» поменять положение, это команда тела для человека. А важно именно работать на опережение: сменить позу ДО того, как тело потребует этого. - Привычка снимать усталость зрительного аппарата. Не просто «потереть» газа, когда в них уже «песок». А приучить ребенка (а для начала себя) например, периодически делать сильные моргательные движения, или выполнияь упражнение пальминг: сделать из ладоней «шалашик», плотно наложить руки на глаза, открыть под ладошками глаза и в полной темноте ловить тепло от середины ладоней. В это время лучше или считать вслух, или стихотворение припоминать. Так и время пройдет (от минуты до «насколько терпения хватит», хоть до 10 минут), и мозг перезагрузиться (ему полезно!!!). А еще лучше – освоить упражнения для зарядки по подержанию и укреплению глазного аппарата. (В сети много материала: от Норбекова до Жданова, от Бейтса до…). Итак, осваивайте вместе с ребенком упражнения по продлению работоспособности психики и физики.
4. А теперь про интернет. Вы сами-то можете сравнить яркий видеоряд на мониторе и серую таблицу в учебнике? Что вам приглянется, запомнится скорее? Сегодня авторы некоторых учебников сознательно отправляют школьников в интернет. Это нормально. Современно. По силам подготовленным школьникам (см.выше). Боитесь, что без вас ребенок на порно сайт попадет? Попадет, непременно. Если вы забудете в журнале удалить свое присутствие там, или должных паролей или ограничений не поставите. Не умеете?! Учитесь или доверяйте своему ребенку. Не может он хуже вас быть по определению. Да, яблочко от яблоньки не далеко падает! Вы себя самого каким считаете? Обыкновенным? Как-то же выросли. Вот и ищите себя в ребенке. Свою лучшую часть. А заметите плохое – поверьте, это не «улица» или со стороны. Ваше…ваше….и еще раз – ваше. Только есть палочка-выручалочка. Дети, как правило, идут во многом дальше родителей: и в хорошем, и, увы, в плохом. Доверие, но укрепляет. Не попустительство: «смотри, что хочешь», а доверие: «знаю, тебе по силам хорошее от плохого отличить!!!» Боитесь, что в соцсетях «тупо» зависает? А что в подъезде зависать лучше? Или вообще ни с кем не общаться? Каждый родитель мечтает о «хорошей», «приличной» компании для своего ребенка. Вот пусть он сам и будет приличной компанией для других. А то, что в Одноклассниках или в Контактах «глупая», «тупая» болтовня, с вашей точки зрения, так это со временем надоест. А для приобретения навыков общение – совсем не лишнее. А над «тупизной » и пошутить можно: сами-де молоды и глупы были, даже анекдоты тупые рассказывали. Теперь не догоняете, с чего смеялись тогда… Вы ж в 13-15 лет не о Пушкине с Достоевским с друзьями рассуждали? Или может печалились по поводу тяжелой судьбы г-на Шевченко? Что, о фильмах Феллини беседовали?…. Завидую. Значит и ваши дети в сети будут о высоком говорить. Может обсудят репертуар театральных постановок в городе. Или последний спектакль Гришковца (в сети ищите ин-фу). А может и о футболе или олимпиаде по борьбе….(уже ближе к пристойному?). Словом, с оптимизмом идем дальше. Вот сколько доказательств теоремы Пифагора вы знаете? Одну? А я в сети «нарыла» девять. И «догнала», почему именно Пифагор в наши учебники попал. Любопытно? Тогда в сеть! Сами убедитесь и детям покажите.(Взможно.) А как про валентность или про атом по учебнику?!!! Жуть! От одних слов тошно. А география… А биология…Оплодотворение…Брррррр!!! Вот взрослые, которые действительно уважают детей, их возрастные возможности, и создают яркие, доступные материалы. Все это есть в сети. Места знать надо. С поисковиками учиться работать. Главное - помнить о технике безопасности: дозированность, уражнения по продлению работоспособности. И еще. Знаете, какой самый «тупой» и глупый вопрос? Да-да. Именно незаданный. Если вы звание «родители» подтверждаете в действии, то ребенок вам доверяет и задает ЛЮБЫЕ вопросы. Тогда главное – нейтральная эмоциональная реакция. Тогда ребенок будет чувствовать, что вы – тот (те), у кого можно спросить все, не стесняясь, не опасаясь выглядеть глупо, беспомощно. Страх плохо выглядеть в чьих-то глазах загоняет любознательность и любопытство в подвал, в подсознание, где «запретный плод сладок», «что глупо, то и потешно», «кто спрятался, тот не виноват», «кто не пойман, тот и не вор». Поэтому, пустите ребенка к телевизору, откройте ему интернет как инструмент для познания и контакта с миром. И будьте бесстрашны и деятельны. А родителям будущих первоклассников предлагаю продолжить разговор на занятиях для взрослых членов семьи "В школу без лишних стрессов". Пилотные встречи для набора в следующие группы состоятся в Киеве по адресу Саксаганского, 30 б 10.04 и 17.04 с 19.00 до 20.30. Запись по тел. 0674085777 и 0631576227 с 8.00 до 13.00. Программа занятий есть на указанном ниже сайте в разделе тренинги. С уважением Ирина Германовна Жабская. www.idsoul.com.ua Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|