|
Почему же в XXI веке нужен другой подход к воспитанию детей.Автор статьи: Катрасева Людмила Павловна
(в соавторстве с Натальей Человечковой) Мы давно хотели прояснить эту важную тему и ответить на часто задаваемые вопросы родителей. Почему же папы и мамы не должны воспитывать детей так, как воспитывали их самих. Давайте в этом разберемся. Мы видим несколько основных причин 1 ПРИЧИНА ПЕРВАЯ. В соответствии с пирамидой потребностей Маслоу первый уровень потребностей – физический, то есть это еда, питье, тепло для тела, кров. В основном, этот уровень в современном мире родители обеспечивают от минимального удовлетворения до изысков. Для многих родителей этот уровень является основным в воспитании детей и на нем порой все и заканчивается. Для более ответственных родителей чаще прибавляется еще 2 важных пункта – физическое развитие и здоровье ребенка, а также помощь в получении хорошего образования. Ну, а в жизни ребенка, при обеспечении физического уровня, актуализируется уровень выше – его потребность в защите и стабильности. Уровень ЗАЩИТЫ, 2-й уровень пирамиды - это уровень принятия ребенка, таким, как он есть, с некрасивостью, с вредностью, с непохожестью на родителей и т. д. Это создание того физическое и психологическое пространства, внутри которого ребенок чувствует себя спокойным, защищенным, уверенным, свободным. Если мы в детстве были лишены подобного защищающего и принимающего нас пространства, мы потом ищем его всю жизнь или пытаемся, порой тщетно, воссоздать его с коллегами, друзьями, любимыми. У нас возникают проблемы с личностными границами – ведь МИР не был в детстве безопасным для нас, и, вырастая и живя в таком мире, у нас мало веры ему. Для человека крайне важно, чтобы нас понимали, а значит и принимали. Помните, как в известном фильме – «Счастье - это, когда тебя понимают». Мы часто видим примеры, когда ребенок прибегает взволнованным к родителям, пытаясь рассказать важное и тревожащее его событие. А что в ответ ? В лучшем случае - «а ты поел? А что ел?» - это игнорирование значимости проблем ребенка и его эмоционального состояния. В худшем же случае ребенок слышит укоры, обвинения в свой адрес, претензии к нему, как к источнику негативных событий, если они произошли. Подобное поведение родителей может быть обусловлено их слабым эго-состоянием Взрослого и поврежденностью собственного Внутреннего Ребенка (в соответствии с теорией Трансактного Анализа), или недостаточностью уровня «дифференциации Я», исходя из теории семейных систем Боуэна. Дифференциация «Я» – мера эмоциональной и интеллектуальной зрелости и степени их слияния. Чем более слиты эмоции и интеллект, тем ниже уровень дифференциации, функционирования и адаптации. Боуэн рассматривал семью как целостную эмоциональную систему. Ребенок, погруженный в эту систему, живет по ее законам, реагируя на тонкие изменения в балансе отношений. Если ребенок живет в атмосфере эмоциональной депривации, то вырастая, несчастливый ребенок превращается в несчастливого взрослого. В последствии он будет выбирать партнеров по браку с уровнем дифференциации близким к его собственному, чем создаст в новой семье более высокий уровень эмоциональной напряженности (уровень тревоги по Боуэну). Дети уже новой пары, вовлеченные в данную эмоциональную атмосферу, будут чаще обременены родительскими проекциями и могут обладать более низкой степенью дифференциации «Я», что в последующих поколениях может проявляться в разнообразных дисфункциях - в психиатрических нарушениях и физических заболеваниях, служащих манифестациями разрушения семейной системы. В Трансактном анализе это называется негативным сценарным процессом семьи. Исходя из собственной практики, психологически поврежденные родители еще больше повреждают своих детей, о чем и говорит Боуэн в теории семейных систем.. Таким образом, получается, что в нашем веке с ростом обеспечения физических потребностей детей, по сравнению с 20 веком – веком революций, перестроек и войн, крайне актуально становится психологические здоровье и климат в семье. Продолжение следует Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|