Зачастую, особенно в начале отношений пары, один или оба возлюбленных, растворяются друг в друге, теряя свое Я. Затем, когда проходит "химия" эти же возлюбленные смотрят друг на друга более "трезвыми глазами" и понимают, что их ожидания от партнера не соответствуют действительности. Слияние такого рода может происходить из-за низкого уровня дифференциации, который формируется у ребенка до полутора лет в паре с тем родителем, который был с ним в это время. Дифференциация "Я" - способность быть отдельной личностью, будучи связанной с окружающими, или способность сепарироваться (отделиться, быть независимым), оставаясь в браке.
НИЗКИЙ уровень дифференциации:
-Не отличают чувства от фактов -Полностью ориентированы на отношения -Вся энергия уходит на поиски любви, одобрения, поддержания отношений в гармонии -На жизненные цели энергии нет -Если одобрения не находят, то уходят в себя или борются с системой отношений. в которой их не полюбили -Жизненно важные решения принимают на основе текущего чувства -Пытаются привести систему отношений в состояние баланса, ощутить комфорт и избавиться от тревоги -Не способны поставить конкретных отдаленных целей, кроме как "хочу быть счастливым" и так далее -Зависимы от родителей, затем ищут такую же систему отношений, в которой смогут почерпнуть достаточно сил, чтобы функционировать -Не могут адаптироваться -Много симптомов и кризисов -Имеют проблемы со здоровьем, социальные и финансовые сложности -Проблемы носят хронический характер -Если в результате терапии они ощущают незначительный комфорт, они удовлетворены.
СРЕДНИЙ уровень дифференциации:
-Жизнь подчинена эмоциональной системе, но жизненные стили более гибки -Если тревога низкая, функционируют как при высокой дифференциации я, если высокая - как при слабой -Ориентированы на отношения. Большая часть энергии уходит на поиск любви и одобрения. -Чувства выражают более открыто, чем на первом уровне. -Ориентированы на то, что подумают другие, стремясь завоевать друзей и одобрение. -Самооценка зависит от других. -Успех в работе зависит и достигается с помощью статуса в отношениях, а не за счет качества самой работы. -Целостное "я" плохо развито. Говорят "Я чувствую, что…" перед любым псевдо философским утверждением. Апеллируют к туманным авторитетам: "согласно правилам", "научно доказано", "испокон веков известно", выдергивают нужную информацию из контекста. -Интеллект, в приложении к вещам, не касающимся человека, его личности, отношений и так далее может быть хорошо развит. -Интеллект, в приложении к личным вопросам, недостаточно развит и в их личной жизни царит хаос. -Здесь находятся прилежные ученики и революционеры. -Революционер восстает против существующей системы, но ему нечего предложить взамен. -Крайний вариант открытых чувств. Они хотят эмоциональной близости и прямой коммуникации чувств. -Они открыто эмоционально зависимы от другого, очень чувствительны, воспринимают настроение, проявления и позицию другого и отвечают открыто, прямо выражая чувства или действуя импульсивно. -Всю жизнь ищут идеальных близких отношений. Находят слияние, реагируют дистанцированием и отчуждением, что затем стимулирует следующий цикл поисков близости или депрессию и отчуждение, или поиск новых систем отношений. -Демонстрируют большое количество проблем: полный набор физических болезней, эмоциональных болезней и социальных дисфункций. -Эмоциональные расстройства включают: внутренние проблемы невротического уровня, депрессию, расстройства поведения и нарушения характера. -Склонны к алкоголизму и наркомании, чтобы снизить тревогу. -Демонстрируют импульсивное, безответственное поведение.
ВЫСОКИЙ уровень дифференциации:
- Интеллектуальная и эмоциональная системы дифференцированы достаточно для того, чтобы работать бок о бок, в сотрудничестве как команда. - Интеллектуальная система достаточно автономна. Когда тревога возрастает - она не теряет автономности и не подчиняется эмоциональной системе. - Хороший уровень развития целостного "я". - В период низкой тревоги люди применяют логическое мышление. чтобы развить убеждения, взгляды и принципы, которые они затем используют в моменты высокой тревоги и паники для контроля над эмоциональной системой. - Дифференциация "я" имеет здесь тонкую градацию: от людей, которые знают, что есть лучший выход и способ действия, но их интеллект плохо сформирован, и они все равно ведут себя подобно людям на втором уровне - до людей с наиболее развитым Целостным "я", которые контролируют свою эмоциональную систему. - Свобода повышается. Эти люди больше не пленники чувственно-эмоционального мира. - Их эмоциональная жизнь удовлетворяет гораздо больше. - Они могут жить эмоциональной полноценной жизнью и разделять свои эмоции с другими, зная, что если возникнет необходимость, они легко смогут выпутаться, используя логическое мышление. - Могут расслабиться и отдать контроль эмоциональной системе в отдельные периоды жизни, но если возникнут проблемы, контроль вновь передается интеллекту, тревога снижается и кризиса удается избежать. - Менее ориентированы на отношения. - Имеют цели в жизни. - Меньше зависят от того, что думают другие. - Способны твердо стоять на своих собственных убеждениях, не имея необходимости нападать на убеждения других и защищать свои. - Адекватная самооценка. - Брак - функциональное партнерство. - Супругам нравится эмоциональная близость, но они не теряют собственных "я". - Жена лучше реализуется как женщина, а муж как мужчина, без необходимости спорить о преимуществах и недостатках биологического пола и социальных ролей. - Позволяют детям вырасти и построить собственные "я". не пытаются слепить их по своему образу и подобию. - Каждый из супругов и детей сам отвечает за себя - не обвиняют друг друга за свои поражения и не приписывают другим побед. - Могут успешно взаимодействовать с другими людьми и хорошо себя чувствуют, когда находятся одни. Хорошо справляются с различными жизненными ситуациями. - Свободны от большинства проблем.
Причины различных эмоциональных расстройств, а также конфликты, дисфункции в браке кроются в низком уровне дифференциации, то есть в слиянии эмоциональной и интеллектуальной сферы. Уровень дифференциации можно повышать работая над собой, проходить личную или семейную психотерапию.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.