Не все мультфильмы одинаково полезны

В сознании большинства людей мультфильм – это что-то милое и безопасное, то, что предназначено для детей. Но всё больше родителей испытывают сомнения и гнетущую тревогу по поводу безопасности и полезности новых мультфильмов. Ведь сказка – это то, что формирует в детском сознании модель окружающего мира, образы женщины и мужчины, матери и отца, друга и врага, добра и зла – всего того, на что он будет ориентироваться в своей жизни.

Не так давно главными занятиями до­школьников были игры, рисование, лепка, слу­шание сказок. Конечно, дети смотрели и мультфильмы, но среднее время просмотра составляло в среднем 3-5 часов в неделю, т.е. те самые 30 минут в день, официально раз­решенные дошкольникам Всемирной орга­низацией здравоохранения (ВОЗ). Мульт­фильмы были для ребенка долгожданной радостью, иногда даже значимым событием.

Огромный рост популярности видео-про­смотров на домашних DVD-проигрывателях, а также в режиме онлайн объясняется про­стотой и доступностью этого занятия для большинства семей. Прилавки магазинов заполнены многочисленными сборни­ками мультфильмов всех видов и жанров. В Интернет-сети выложено десятки тысяч мультфильмов, что предоставляет свободу их выбора, времени и длительности просмотра. Дети получили возможность в любое время суток посмотреть любой желаемый мульт­фильм, фильм или передачу. Родители, в свою очередь, получили долгожданную и регулируемую пультом домашнюю «свободу» от ребенка.

Часто детям предлагаются преимущественно развлекательные, «взрос­лые» по форме и содержанию фильмы, не рас­считанные на детское восприятие.

В этой связи возникает необходимость психологической экспертизы мультфильмов для дошкольников. Этот вопрос приобрета­ет особую актуальность в связи с принятым законом о защите детей от вредной информации. Как известно, этот закон ограничивает доступ к информации, которая приносит «вред здоровью и развитию детей». К такой информации относятся социально не одоб­ряемые действия, влекущие вред для физи­ческого, психического и нравственного раз­вития ребенка (курение, употребление алкоголя, сквернословие, насилие и пр.)

Однако психологическая экспертиза детских мультфильмов не сводится к вопросу о «вредных» действиях героев. Такая экспертиза предполагает анализ соответствия фильма возрастным особенностям детей. При этом речь идет не о выяснении художественных достоинств мультфильмов, а об оценке соответствия их формы и содержания психологическим особенностям детей того возраста. 

Вопрос о соответствии мультфильма возрасту перед многими взрослыми вообще не стоит — если малыш смотрит, значит, ему интересно. Мультфильм воспринимается как особый жанр, созданный специально для детей независимо от их возраста.

Однако в дошкольном возрасте художественное впечатление может оказывать серьезное влияние на становление основ личности. Это период интенсивного психического развития, когда каждый год отличается своими особенностями восприятия, мышления, самосознания и пр.

Кроме того, мультфильмы демонстрируют модели поведения персонажей. Герой, если ребенок соотносит себя с ним, не только вы­зывает сопереживание, но и становится объ­ектом идентификации и образцом для под­ражания.

Известный канадский психолог Альберт Бандура в 1961г. провёл знаменитый эксперимент «Кукла Бобо», результатами которого была подтверждена теория социального  научения.

Эксперимент демонстрировал детям две различные модели взрослого поведения: агрессивную и неагрессивную. Участниками стали малыши Детского сада при Стэнфордском университете, в возрасте от трех до шести лет. Бандура оценил существующий уровень агрессии малышей, для эксперимента были отобраны дети со средним уровнем агрессии и разделены на группы.

Каждый ребенок проверялся индивидуально, чтобы исключить влияние на него поведения других детей.

Детям было показано действие продолжительностью в 10 минут, по сюжету которого некий человек избивал Бобо (надувную куклу около метра в высоту). Человек бил куклу руками, молотком, швырял, пинал ее. Концовка представления предусматривала три варианта: человека наказывали за избиения куклы, поощряли, либо он просто выходил из комнаты.

После просмотра фильма детей помещали в комнату, где находилось множество привлекательных игрушек, но детям не разрешили играть ни с одной из них. Далее расстроившихся малышей переводили в комнату с куклой Бобо и как обычными, так и «агрессивными» игрушками, такими как молоток, веревки, оружие и др. Детям разрешалось играть в этой комнате 20 минут, в то время как экспериментатор наблюдал за их действиями посредством двустороннего зеркала, отмечая уровень агрессии каждого ребенка.

Результаты исследования подтвердили большинство предположений Бандуры. Дети показали достоверное подражание увиденной модели поведения взрослых в их отсутствие.

Дети брали в руки молоток и били по надувному Бобо. Точно так же, как чуть ранее это делали взрослые. Позже условия эксперимента чуть изменили. Детям просто показывали киносъемку того, как взрослый избивал надувную куклу. Результат был неизменным: дети толкали, топтали и били молотком ни в чем не повинную игрушку, имитируя увиденный пример поведения.

А.Бандура и его коллеги полагали, что эксперимент продемонстрировал, как определенные модели поведения могут быть изучены посредством наблюдения и имитации, а также что социальное подражание может ускорить приобретение новых моделей поведения.

Таким образом, персонажи мультфильмов могут стать носителями мораль­ных эталонов, как положительных, так и от­рицательных. Соотнося свои действия с действиями героев произведений, дети начинают осо­знавать себя и свои поступки, стремятся быть похожими на любимого персонажа.

Как определить, насколько тот или иной мультфильм может быть уместен для просмотра ребёнком?

Для этого можно воспользоваться классификацией признаков вредного мультфильма.

Как защитить ребёнка от возможного влияния вредной мультипликации читайте здесь.



Просмотров: 386
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Вред мультфильмов
  • Аутичные дети и дети с ЗПР: занятия по модификации поведения с элементами пескотерапии
  • Поступки родителей как способ формирования стереотипов поведения и мышления у детей
  • Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию
  • Советы мамы бесят взрослых детей. А дети точно взрослые?
  • «Специфика развития личности и коррекция поведения детей и подростков, больных эпилепсией»
  • Модель поведения семьи : последствия для детей
  • Опыт принятия. Психокоррекция детей с особенностями поведения и эмоциональной сферы.
  • Стоит ли запрещать полностью ребёнку просмотр тех или иных мультфильмов?
  • о взаимосвязи поведения родителей и профессионального самоопределения детей
  • ПАМЯТКА ДЕТЯМ. Родителям на заметку. Из Стратегии безопасности детей
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • расстройство поведения у детей
  • Влияние мультфильма «Мойдодыр» на развитие детей раннего возраста (2 – 3 года)
  • Профилактика суицидального поведения детей
  • Проявление агрессивного поведения у детей
  • Коррекция застенчивого поведения у детей.
  • Подкрепление положительного поведения у детей
  • ПКБ 3.12. Модели выбора поведения и личностных типов конструирования будущего /3
  • ПКБ 3.12. Модели выбора поведения и личностных типов конструирования будущего /2
  • 3.12. Модели выбора поведения и личностных типов конструирования будущего /1
  • 4 основные причины нарушения поведения у детей
  • Психология еды. Нарушения пищевого поведения у детей.
  • Детям нужна наша поддержка, любовь и утешение (как уберечь детей от интернет-зависимости)
  • Про предпринимательскую жилку у детей и подростков: можно ли детям зарабатывать деньги
  • Помощь особенным детям. Моё знакомство с прикладным анализом поведения ( Aba-терапия)
  • Причины «плохого» поведения детей: привлечение внимания.
  • Паттерны поведения детей с разным типом привязанности
  • Профилактика негативного поведения детей, при появлении младших.
  • Рассуждение на тему неуверенного поведения наших детей.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь