|
Не все мультфильмы одинаково полезныАвтор статьи: Новицкая Маргарита Сергеевна
В сознании большинства людей мультфильм – это что-то милое и безопасное, то, что предназначено для детей. Но всё больше родителей испытывают сомнения и гнетущую тревогу по поводу безопасности и полезности новых мультфильмов. Ведь сказка – это то, что формирует в детском сознании модель окружающего мира, образы женщины и мужчины, матери и отца, друга и врага, добра и зла – всего того, на что он будет ориентироваться в своей жизни. Не так давно главными занятиями дошкольников были игры, рисование, лепка, слушание сказок. Конечно, дети смотрели и мультфильмы, но среднее время просмотра составляло в среднем 3-5 часов в неделю, т.е. те самые 30 минут в день, официально разрешенные дошкольникам Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Мультфильмы были для ребенка долгожданной радостью, иногда даже значимым событием. Огромный рост популярности видео-просмотров на домашних DVD-проигрывателях, а также в режиме онлайн объясняется простотой и доступностью этого занятия для большинства семей. Прилавки магазинов заполнены многочисленными сборниками мультфильмов всех видов и жанров. В Интернет-сети выложено десятки тысяч мультфильмов, что предоставляет свободу их выбора, времени и длительности просмотра. Дети получили возможность в любое время суток посмотреть любой желаемый мультфильм, фильм или передачу. Родители, в свою очередь, получили долгожданную и регулируемую пультом домашнюю «свободу» от ребенка. Часто детям предлагаются преимущественно развлекательные, «взрослые» по форме и содержанию фильмы, не рассчитанные на детское восприятие. В этой связи возникает необходимость психологической экспертизы мультфильмов для дошкольников. Этот вопрос приобретает особую актуальность в связи с принятым законом о защите детей от вредной информации. Как известно, этот закон ограничивает доступ к информации, которая приносит «вред здоровью и развитию детей». К такой информации относятся социально не одобряемые действия, влекущие вред для физического, психического и нравственного развития ребенка (курение, употребление алкоголя, сквернословие, насилие и пр.) Однако психологическая экспертиза детских мультфильмов не сводится к вопросу о «вредных» действиях героев. Такая экспертиза предполагает анализ соответствия фильма возрастным особенностям детей. При этом речь идет не о выяснении художественных достоинств мультфильмов, а об оценке соответствия их формы и содержания психологическим особенностям детей того возраста. Вопрос о соответствии мультфильма возрасту перед многими взрослыми вообще не стоит — если малыш смотрит, значит, ему интересно. Мультфильм воспринимается как особый жанр, созданный специально для детей независимо от их возраста. Однако в дошкольном возрасте художественное впечатление может оказывать серьезное влияние на становление основ личности. Это период интенсивного психического развития, когда каждый год отличается своими особенностями восприятия, мышления, самосознания и пр. Кроме того, мультфильмы демонстрируют модели поведения персонажей. Герой, если ребенок соотносит себя с ним, не только вызывает сопереживание, но и становится объектом идентификации и образцом для подражания. Известный канадский психолог Альберт Бандура в 1961г. провёл знаменитый эксперимент «Кукла Бобо», результатами которого была подтверждена теория социального научения. Эксперимент демонстрировал детям две различные модели взрослого поведения: агрессивную и неагрессивную. Участниками стали малыши Детского сада при Стэнфордском университете, в возрасте от трех до шести лет. Бандура оценил существующий уровень агрессии малышей, для эксперимента были отобраны дети со средним уровнем агрессии и разделены на группы. Каждый ребенок проверялся индивидуально, чтобы исключить влияние на него поведения других детей. Детям было показано действие продолжительностью в 10 минут, по сюжету которого некий человек избивал Бобо (надувную куклу около метра в высоту). Человек бил куклу руками, молотком, швырял, пинал ее. Концовка представления предусматривала три варианта: человека наказывали за избиения куклы, поощряли, либо он просто выходил из комнаты. После просмотра фильма детей помещали в комнату, где находилось множество привлекательных игрушек, но детям не разрешили играть ни с одной из них. Далее расстроившихся малышей переводили в комнату с куклой Бобо и как обычными, так и «агрессивными» игрушками, такими как молоток, веревки, оружие и др. Детям разрешалось играть в этой комнате 20 минут, в то время как экспериментатор наблюдал за их действиями посредством двустороннего зеркала, отмечая уровень агрессии каждого ребенка. Результаты исследования подтвердили большинство предположений Бандуры. Дети показали достоверное подражание увиденной модели поведения взрослых в их отсутствие. Дети брали в руки молоток и били по надувному Бобо. Точно так же, как чуть ранее это делали взрослые. Позже условия эксперимента чуть изменили. Детям просто показывали киносъемку того, как взрослый избивал надувную куклу. Результат был неизменным: дети толкали, топтали и били молотком ни в чем не повинную игрушку, имитируя увиденный пример поведения. А.Бандура и его коллеги полагали, что эксперимент продемонстрировал, как определенные модели поведения могут быть изучены посредством наблюдения и имитации, а также что социальное подражание может ускорить приобретение новых моделей поведения. Таким образом, персонажи мультфильмов могут стать носителями моральных эталонов, как положительных, так и отрицательных. Соотнося свои действия с действиями героев произведений, дети начинают осознавать себя и свои поступки, стремятся быть похожими на любимого персонажа. Как определить, насколько тот или иной мультфильм может быть уместен для просмотра ребёнком? Для этого можно воспользоваться классификацией признаков вредного мультфильма. Как защитить ребёнка от возможного влияния вредной мультипликации читайте здесь. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|