Предпосылками для публикации на эту тему является несколько причин:
многие обучающиеся расстановкам практикуют данный формат – с одной стороны,
наличие сообщений в коллегиальных сообществах – с другой,
противоречивые мнения - с третьей.
Плюс к этому, с популяризацией метода в широких кругах, теоретической возможностью и доступностью обучения методу через интернет, актуальность темы возрастает. Свое сообщение в виде статьи я решила опубликовать после очного обсуждения его в кругу коллег, которым благодарна за ценные дополнения.
Основная аудитория, использующая расстановки как инструмент самопомощи – это обучающиеся и практикующие специалисты. Но смею предполагать, - что есть еще одна - люди, активно занимающаяся разными практиками самопознания, и знакомая с расстановками из своего клиентского и заместительского опыта.
Имея определенный опыт собственной подобной практики, неких теоретических знаний, проанализировав (прежде всего свой) опыт – как негативный, так и положительный, могу сказать, что есть как плюсы, так и существенные ограничения расстановки как инструмента самопомощи.
Для успеха практики расстановок самому себе есть несколько условий.
Во-первых, хочу сразу прояснить, что в индивидуальной работе корректнее, на мой взгляд, говорить о применении расстановочных методик, нежели о развернутой расстановке.
Во-вторых, считаю необходимым иметь личные ресурсы, которые не совсем корректно делить на обязательные, желательные, более или менее важные, - перечислены они в произвольном порядке, а что важнее – выберите для себя самостоятельно.
Наличие места и времени
Знания системных законов и наличие некой теоретической базы. Эта тема очень и очень обширная, на которую написана масса книг, и еще напишется не меньше. Особенность теоретического материала в том, что он довольно разрознен в массе своей, с преобладанием описания практики. Есть несколько изданий, которые мне видятся более - менее систематизированными, но все же, их не назвать всеобъемлющими. Т.е., я полагаю, что лучше прочесть много книг, чем одну-две.
Развитое заместительское восприятие. Многие и многие учителя говорят о том, что научиться делать расстановки можно только практикуя – в качестве заместителя, клиента и собственно расстановщика. И самым важным компонентом этой практики является тренировка навыка заместительского восприятия. В принципе, этот навык доступен каждому – большинству уж точно. Но, как и любой другой навык, он может быть развит в разной степени, и наверное, это зависит от уровня личной чуткости, интуиции. С помощью этого навыка мы можем чувствовать поле.
Чувствование личных границ. О личных границах говорят все психологи и отчасти не психологи, но практика показывает, что многие и не знакомы с этими понятиями. Мне захотелось описать это как личную позицию, основанную на осознании чувств, и выражающуюся в поведении, которая позволяет отделять себя от массы других людей. Чувствовать, когда говорить «нет» и защищать себя, и уметь принимать комплименты – достойно, быть тактичным по отношению к другим, и не бросаться помогать другому, когда не просят - тем самым отдавать ему ответственность за себя, принимать без обид и агрессии отказы других. Это чувствование помогает сохранять, в том числе, собственную безопасность в расстановках
Хороший контакт с собой, доверие себе, честность с собой, открытость для разного опыта и проживания разных чувств. Хороший контакт со своей душой позволяет улавливать косвенные признаки собственных переплетений, когда для сознания становятся заметны так называемые перенятые чувства по их неконгруэнтности, неадекватности, нелогичности текущей актуальной ситуации.
Эти ресурсы - важны в отсутствии заместителей - физическом и психическом . Ведущий и группа являются своеобразным контейнером и зеркалом, а когда их нет, то быть ими самому себе в какой либо степени для эффективной работы надо уметь - различать тончайшие изменения незримых движений – душевных, полевых, и никто посторонний не даст сигналов – их необходимо видеть, слышать, ощущать и различать самостоятельно. И еще это требует достаточно большого количества собственной энергии.
Во-вторых, - это особенности запросов.
Актуальная и безотлагательная тема, которая, как правило, сопровождается интенсивными, но контролируемыми (частично) сознанием чувствами – т.е. понимание и принятие на себя за это ответственности, что нужна помощь и расстановка как инструмент в этом случае может помочь. Из-за этой безотлагательности не всегда есть возможность быстро найти свободного специалиста, к которому можно обратиться.
Тематика запросов должна быть достаточно ясна и ориентирована на поиск контакта с частью себя, скрытой за темой запроса и готовность проживания чувств. Например, прояснить свою связь с каким-либо состоянием как симптомом, с которым может быть связано что-то важное, желание прояснить свой контакт с заказчиком или с коллегой –партнером, прояснить связь своего чувства с поведением ребенка, и другие.
Ограничения, вытекающие из рассмотрения этих условий - мы (говоря мы, я опираюсь и на мнения коллег, с которыми обсуждалось данное сообщение) далеко не всегда, а скорее реже, чем чаще, можем быть открыты любому опыту – срабатывают защиты, выставляемые бессознательным, скрывающим травматический опыт. В моем опыте на первоначальном изучении расстановок часто не удавалось использовать расстановочные техники как инструмент самопомощи, и возможность успешности подобной практики появилась только после массы работы - клиентской и заместительской.
Поэтому я могу объяснять ограничения так:
так как нет зеркала, которым является группа и расстановщик - нет тел заместителей и расстановщика и их внимания, а личные границы могут не чувствоваться, есть вероятность запутаться в расставленных состояниях.
так как нет контейнирования другими людьми собственного опыта, - нет тел и внимания заместителей и расстановщика, есть риск не прожить что-то из расставленного, не найти контакта с частью души, и поэтому не получить осознания эффекта или собственно, эффекта вообще – такое возможно, когда свои «хотелки» и уверенность в собственной правоте превышают открытость полю и любому опыту
Из преимуществ, которые я вынесла из опыта применения расстановок как самопомощи, отмечу следующее:
Отсутствие привнесения своих трактовок (вербальных и невербальных) заместителями динамик, возникающих в расставленном образе, дает свои плюсы. При собственном развитом навыке заместительского восприятия происходит более глубокий контакт с фигурами в расстановке, более тонкое осознание многослойности фигур, быстрее происходит процесс проживания и осознания чувств.
На разнице заместительствования каких либо фигур из своей системы собой лично и другими людьми я заметила, что различные динамики души, несмотря на их общность, проживаются разными людьми со своими нюансами, сообразно тому, какой опыт есть у них лично и в их системах, поэтому порой считаю собственные заместительские ощущения приоритетными.
Частично, исходя из этого, в своей работе с клиентами в последнее время стала быстрее вводить самого клиента в расстановку, и так оказывалось более действенно.
Последнее время я прибегаю к самостоятельному использованию расстановочных техник для своих запросов, получая хорошие результаты в жизни. Хорошим результатом я могу назвать такие примеры, как:
1. контакт с исключенной частью души, позволил осознать чувство гнева как стратегию выживания и предоставил место в своей душе для достоинства мужчин – я стала лучше их понимать, признавать какие-либо мужские качества и энергии. Соответственно, мои отношения с лицами мужского пола стали лучше
2. высвобождение энергии для творчества с конкретными плодотворными материально осязаемыми результатами.
3. осознание особенностей успешного контакта с клиентами и заказчиками, - что мне в эти отношения стоит привносить, чтобы клиент был доволен, а чего делать не стоит, во избежание реакции отторжения, и завершение продаж.
Напоследок хочу сказать, что применение расстановочных методов как самопомощи не отменяет для меня потребности в групповой работе. Я рассматриваю эту возможность как отдельный дополнительный формат.
Возникли вопросы? - спрашивайте. Есть чем поделиться? - прошу поделиться.
Если вам понравилась эта публикация, нажмите "Сказать спасибо" и подпишитесь на обновления моих статей :-)
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.