ТОТЕМ И ТАБУ

Автор статьи: 404

Эссе

 

                                     По работе З. Фрейда «Тотем и табу»

 

         З. Фрейд, в научной среде известен как специалист, который сформировал психоанализ, который повлиял на развитие социологии медицины, психологии и других наук.

         В свое время научные воззрения Фрейда были настольно новы и необычны, что на протяжении всего его научно-исследовательского периода вызывали заинтересованность не только со стороны специалистов, но и среди общественности. Кроме этого, они подвергались серьезной  критике.

         По Фрейду инстинкт (к примеру страх смерти, секс) определяет поведение человека, а не разум, правила, идеалы [10, с.131-132]. Он утверждал, что все действия индивида базируются на  комплексах, неврозах, тайных желаниях. То есть, в деятельности человека сознание играет второстепенную роль, а управляет им бессознательное.

         Он продвигал свои воззрения о том, что именно врожденные влечения, которые характерны для любого человека, не поддаются изменению – влечение жизни, сексуальные, смерти и другие [8, с.71]. 

         Он дал такой толчок к развитию психологии и психоанализа, что даже  сейчас не утихают споры вокруг по его теоретико-практических воззрений [1, с.42]. Совершенно справедливо будет отметить, что практически любой специалист по психологии и психоанализу отмечает достижения Зигмунда Фрейда в своих трудах, что говорит о той роли и влиянии, которое оказал Фрейд на психологию.

         В настоящий момент предметом нашей работы является анализ работы Зигмунда Фрейда «Тотем и табу». Это одна из базисных работ Фрейда в теории психоанализа, которая оказала огромное влияние на последующее развитие психологии. В этом произведении Фрейд доходит до истоков зарождения культурно-религиозных воззрений, сравнивая верования первобытных людей с фантазиями людей душевнобольных. Эта работа позволяет более детально разобраться в общем устройстве человеческой психики и формирования наиболее важных психических процессов и появления отклонений от общепринятых норм.

         Тем не менее, Фрейд в этой работе не претендует на полноту отображения проблемы, оставляя последующим исследователям возможность развить его теорию или найти новые направления и пути. Он отмечает, что хорошо знает недостатки своей работы и не хочет касаться пробелов, которые находятся в зависимости от того, что это практически первые его исследования в этой области [11, с.3].

         Две ключевые темы, определившие название этой работе – «тотем и табу» разрабатываются не по одному сценарию. Рассмотрение табу происходит более подробно, большей степенью достоверности, да и решение этой проблематики освещается более подробно и можно сказать исчерпывающе.

         А вот исследования тотемизма ограничивается заявлением, что современная наука может пояснить проблематику тотемизма. Такой подход связан с тем, что современный психоанализ может пояснить табу, так как табу имеет корни в нашей действительности, хотя и отрицательно понимаемое и перенесенное на другие содержания. По своей психологической природе оно представляется не чем другим как  «категорическим императивом» Канта, действующим навязчиво и отрицающим всякую сознательную мотивировку.

         Тотемизм, в противовес нашему современному чувствованию, социально-религиозный институт, оставленный давно. Вместо него существуют новые формы и остались лишь следы в религии, нравах и обычаях существования народов современности. Он претерпел существенные изменения даже у тех обществ, которые якобы до сих пор его придерживаются.

         Технико-социальные успехи в истории человечества намного меньше повредили табу, чем тотему. В этой работе Фрейда сделана попытка выявления изначальной сущности тотемизма  по его инфантильным следам, из намеков, в которых он снова и снова находит свое отображение в развитии детей. Тесная взаимосвязь табу и тотема подсказывает направления защиты представляемой в работе гипотезы.

         Итак, структурно книга Фрейда состоит из 4 статей, последняя из которых выводит общие выводы по работе. В первой статье «Боязнь инцеста» после серьезного обзора обществ первобытного типа он начинает анализ многочисленных предосторожностей, которые существуют в первобытном обществе на уровне племен во избежание инцеста – любого сексуального контакта между ближайшими родственниками. Причем, запрещение настолько расширилось в первобытном обществе, что индивиды не могли создавать семью даже среди членов клана. Это явилось фундаментом фобий инцеста мотивированнымисмертью, за нарушение запретов. Соответственно этому, Фрейд заключает, что соблазн совершить инцест существенно выше у людей первобытного общества в противовес людям современных развитых цивилизаций. Он акцентирует внимание на том, что цивилизованные народы, также не отказавшиеся от этого запрета, способны отказаться от него, подавить мысли о нем, так как он не вписывается в особенности морально-этического поведения. Тем не менее он существует, но погружен в бессознательное, бездну психики.

         Зигмунд Фрейд сравнивает табу в первобытном обществе с невротическим типом, который представляется в качестве «самокопания». Он говорит о том, что «… боязнь инцеста составляет главным образом детскую черту и удивительно согласуется с тем, что мы знаем о психической жизни невротиков» [11, с.29].

         После чего, он начинает анализ темы, вспоминая тематику детства из своей обширной практики. В частности, можно отметить его пояснение Эдипового комплекса, через случай когда мальчик чувствует влечение к матери из-за чего у него проявляются враждебные чувства к отцу, который в понимании мальчика становится своего рода соперником: «Психоанализ показывает, что первый сексуальный объект, выбранный ребенком, относится к кровосмесительному, потому что этот объект представлен его матерью или его сестрой; из анализа следует, что мальчик, по мере того как будет расти, освободится от склонности к инцесту» [11, c.41].

         Тем не менее, Фрейд ставит разграничение между ребенком нормального развития и больным. У больного ребенка (невротика) Эдипов комплекс работает против правил. Как отмечает Фрейд, в его психическом устройстве можно всегда найти следы сексуальности, свойственные детским годам.

         Вторая статья данной работы – «Табу и амбивалентность чувств» считается более важной, чем вышеописанная часть. В первую очередь, Фрейд перечисляет табу и запрещения, и главным из перечня становится запрещение контактов. Если кто либо входит близко в зону табу или его предмета, сам становится табу.

         Чтобы уяснить взаимную связь между этим пониманием вещей и психоанализом вообще Фрейд предлагает сравнивать такие запрещения с непреодолимым стремлением больных навязчивым неврозом прикоснуться к чему-либо. Со своей стороны больные думают, что разрушение этого запрета приведет к огромным несчастьям.

         Соответственно со своим пониманием этих процессов, Фрейд справедливо ставит вопрос: что же такое примитивные табу? Он акцентирует внимание на том, что их мотивация носит неосознанный характер, они всегда были. То есть запреты древних передаются в последующих поколениях. Соответственно поэтому появляется скрытое желание (оно бессознательно) нарушить табу, перейти за черту. Тем не менее, страх такие желания тормозит и дает невозможность реализации. То есть «табу – запрещенный акт, к которому бессознательное стремится с неудержимой силой» [11, с.34].

 

         Именно тот, кто переступает границу, нарушивши табу, выбрасывается из общественных отношений в определенных социальных условиях. Нарушивши табу, индивид сам превращается в табу, становится прокаженным. Хотя его поступок становится для других неоднозначным к пониманию и у многих может вызвать желание повторить его действия, тем самым дав дополнительный импульс для других к нарушению табу.

         Фрейд обнаружил, что при неврозе можно наблюдать некоторые такие черты, поэтому Фрейд позволяет себе еще одну аналогию, касаемую амбивалентности чувств. Она в соответствии с мнением Зигмунда Фрейда может быть общей и для невротика и для первобытного человека, так как и один и второй находятся в состоянии борьбы между любовью и враждебностью.

         Фрейд, представляет амбивалентность как способ, позволяющий примитивному сообществу дать оценку своему властителю. Они вызывают уважение в связи с наличием у них огромной власти и поэтому стремятся создать для властителя безопасные условия жизни. Однако, с другой стороны, по мнению Фрейда, жизнь в таком сообществе излишне зарегулирована, порой очень жестко, что делает их жизнь очень тяжелой и незавидной до такого состояния, что ряд первобытных народов полностью отказывается от вождей.

         Фрейд с легкостью приводит аргументы об индивидуальности чувства амбивалентности. Цивилизованные индивиды примиряют противоречивые чувства, находя между ними компромисс. Но невротик, с его примитивизмом не способен к такому компромиссу. Что касается импульсов, физических сил бессознательной природы, которые побуждают индивида на определенные действия, у невротика они носят сексуальный характер, а у дикаря антисоциальный.

         Поясняя амбивалентность чувств Фрейд приводит пример, что касание трупа – табу, так как души мертвых, когда-то горячо любимых и оплакиваемый в данной ситуации могут переходить в разряд злых демонов. То есть мы наблюдаем пересечение чувств боли утраты близкого человека и чувства настороженности и даже враждебности, оправданное тем, что дух может быть вредоносным – это стоит в ряду доказательств амбивалентности чувств, выявленное в результате психоанализа.

Итак, третья статья: «Анимизм, магия и всемогущество мысли. Фрейд дает свое пояснение анимизму, который он представляет в своей статье как «теорию представлений касательно души человека, теории духовных сил вообще» [11, с.107].

Он описывает в этой статье стадию, предшествующую анимизму, которую он называет аниматистской- теорию оживления природы. То есть человек находится в среде, которая насыщена как добрыми, так и злыми духами. Тем не менее, человек в такой среде имеет возможность контактировать с ними, передавая им свои желания. Иными словами, Фрейд поддает анализу отношения, которые могут иметь место между магией, способной оказывать влияние на другого человека и анимизмом. Фрейд провозглашает, что магический дух очень близок к духу ребенка, который в свою очередь верит в непреодолимое могущество мысли. Он говорит о том, что человек первобытного общества, как и ребенок свято верит в огромную силу своих желаний. По сути, магический способ помогает индивиду достичь желаемого, так как он этого хочет.

         Ребенок, по Фрейду, существует в психических условиях максимально приближенных к условиям психики первобытного человека. То есть, от желания нереально-иллюзорного, он может перейти в реальные условия. Такое естественное свойство он приписывает сосанию: ребенок может воображать, что он сосет грудь и достигает приятности искусственным методом.

         Такая Вера в могущество мысли выступает базисом обожествления мыслей - она есть у человека примитивного общества, есть у ребенка и проявляется у человека больного неврозом.

 

         Благодаря могуществу мысли сильно желаемая виртуальная вещь может иметь реализацию в реальном мире. В этом случае мы уже находимся в границах магического. Однако, ставить знак равенства между мыслью невротика и человека первобытного общества приводит к слишком узкому пониманию работы Фрейда. Мы понимаем его посыл таким образом, что у исследователя появляется возможность для изучения «нормальной» мысли индивида в целом. В этой статье Фрейд не только обращает внимание на такое понятие как «нарциссизм», но и дает ему объяснение, связывая анимистскую фазу с нарциссизмом.

         В завершении можно отметить особенности  четвертой стать Фрейда: «Инфантильное возвращение тотемизма». Она рассматривает теории возникновения человечества от Ч.Дарвина до Р.Смита. Фрейд сразу оговаривается, что тотемами были в подавляющем большинстве животные, а растения как тотем встречаются редко. Член клана примитивного общества знал, что им запрещено приносить смерть тотемному животному, так как такое животное покровительствовало клану. К тому же, был запрет на сексуальные отношения с членами клана. Такой феномен называется экзогамией.

         В соответствии с воззрениями Дарвина первобытные люди существовали в группе, которую возглавлял вождь и который имел право собственности на всех женщин в группе. В отличие от Дарвина, Смит уделял особое внимание тотемной пище, для которой приносят в жертву тотемное животное.   

         Фрейд в такой позиции становится над ранее принятыми теоретическими воззрениями и проводит компаративные исследования, опираясь на свою собственную практику психоанализа. Он формирует параллельные связи между страхами первобытных людей и детскими запретами, зачастую сопровождающиеся болезненными страхами.

         В этом плане символична история маленького Ганса, история маленького Арпада, который отождествлял себя с курами и проявлял радость при виде их смерти, очень любил петушиные бои.

         Фрейд представляет Арпада, как яркий пример чувства амбивалентности, впрочем, как и Ганса. Он задается вопросом: а в чем же проявляется взаимозависимость между детьми,  у которых фобия к животным и непосредственно самим животным-тотемом. Фрейд видит в последнем образ отца. Тотемическая система исходит из таких же условий, что и комплекс Эдипа. Поэтому Фрейд делает вывод о том, что фобия животных основывается на амбивалентности чувств.

         В конце концов, рассматривая социальную теорию Дарвина, Фрейд обращается к примеру, когда отец клана, распалил ненависть своих сыновей и был убит ими и съеден. Именно это убийство становится источником чувства амбивалентности, которое приводит к возбуждению сыновей и которое находит свое проявление практически у каждого ребенка в виде проявления противоречивых чувств к своему отцу.

         Фрейд подчеркивает, что «в этом случае, братья в фазе возбуждения испытывали к своему отцу противоречивые чувства, ставшие основой амбивалентного содержания родительского комплекса у каждого из наших детей и наших больных навязчивым неврозом» [11, с.168].

         Сила и власть отца была значительна и священна: «то, чему отец в свое время ставил препоны, теперь и его потомки также оставляют под запретом» [11, с.172]. Так называемый вид этого послушания можно отнести к обожествлению. В конечном итоге, сыновья осуждали себя за то, что они сделали запрещением смерти тотема, который был символом убитого отца, соответственно отказывая себе в проявлении активной сексуальности к женщинам клана, к которым ранее проявляли влечения и добивалисьих.

         Таким образом, как отмечает Фрейд «чувство вины сына стало источником двух фундаментальных табу тотемизма, которые должны были соединиться с подавленными желаниями Эдипова комплекса – влечением к матери и исключением отца. Не говорит ли это о том, что ненависть к отцу и любовь к матери составляют изначальный скелет цивилизационного развития?

         С течением времени тотем трансформируется в Бога. Убийство отца оставляет незабываемый след в истории развития человечества и религии, а само чувство амбивалентности приходит к нам из тех далеких времен, передаваясь в поколениях. Негативное наследство, отождествляемое с этим преступлением, незримо существует с современным человеком, хотя лично он к этому преступлению не имеет никакого отношения. То есть ответственность незримо существует с нами, продуцируя комплекс вины.

         Итак, в комплексе Эдипа можно выделить одновременно истоки морали, религии, искусства, общества, и это согласуется с фактической базой психоанализа, который выявил в этом комплексе источник невротического состояния.

В завершение можно отметить, что Фрейд часто сравнивает поведение в обществах первобытных людей с невротическим поведением потому, что при невротическом состоянии появляется образ ребенка, у которого происходит наложение действия и желания.

Таким образом, Зигмунд Фрейд взял за основу схемы Эдипова комплекса поведение людей примитивного сообщества и расширил ее до поведенческих характеристик современных невротиков.

Выйдя в свет работа Фрейда «Тотем и табу» не вызвала серьезной критики со стороны коллег и специалистов, хотя некоторые противники, особенно среди антропологов ставили в вину Фрейду слабо обоснованные с научной точки зрения методы исследования.

         Тем не менее, в настоящее время эта работа Фрейда, являясь спорной по ряду научных аспектов, считается наиболее важной его работой, особенно в части блестящего изложения амбивалентности чувств, как краеугольного камня нашей духовной жизни.

 

Список литературы

 

  1.  Вебстер Р. Почему Фрейд был неправ?: [история ошибки, породившей психоанализ] / Р. Вебстер; пер. с англ. М. Харитоновой. – М.: АСТ, 2013. – 733 с.
  2. Ганцева Е.И. Психоаналитические подходы к пониманию психологических границ личности / Е.И. Ганцева // Журнал практической № 4. – С. 9-14.-психологии. – 2015.
  3. Гуревич П.С. Фрейд конечный и бесконечный // Личность. Культура. Общество. - 2007. - Т. IX. №2. - С. 130-145
  4.  Лакан Ж. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа (Семинар, Книга II (1954/55)). – М.: Гнозис: Логос, 2009. – 520 c.
  5.  Психоанализ Фрейда как рационалистическая концепция. Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7, Филос. 2012. № 3 (18)
  6.  Спиркина Е.А. Фрейд - основатель психоанализа (к 150-летию со дня рождения) // Психологический журнал. - 2006. - Т. 27. №6. - С. 100-103.
  7.  Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ / З. Фрейд; [пер. с нем. А. М. Боковикова]. – М.: Академический проект, 2009. – 597 с.
  8.  Фрейд З. Влечения и неврозы / З. Фрейд; пер. с нем. А. М. Боковиков. – М.: Академический Проект, 2007. – 233 с.
  9.  Фрейд З. Влечения и их судьба / Фрейд, Зигмунд. - М.: Высшая школа, 1999. - 428 c.
  10.  Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа: Сборник. СПб., «Алетейя», 1998. / Фрейд З. Влечения и их судьба. С. 124 – 150.
  11. Фрейд З. Тотем и табу: психология первобытной культуры и религии / З. Фрейд. – Москва: Эксмо, 2018. – 224 с.

 

 

 



Просмотров: 727
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • А может Фрейд был неправ?
  • Зигмунд Фрейд
  • Представления о психозе в теории З. Фрейд
  • На стыке: Зигмунд Фрейд
  • В чем ошибался Зигмунд Фрейд?
  • Мой друг Зигмунд Фрейд
  • Фрейд и искусство, которое он не любил
  • Зигмунд Фрейд и Змей Горыныч.
  • Почему Фрейд был неправ?
  • Когда Фрейд молился.
  • Когда Фрейд плакал
  • Фрейд как истерическая личность, и сексуальные фиксации
  • Фрейд и его любовь
  • Так ли уж сильно ошибался Фрейд?
  • О норме сексуального развития взрослого или Пока З. Фрейд отдыхает
  • Фрейд, кушетка и секс
  • Если бы Фрейд был женщиной
  • Фрейд был Бодхисаттва?
  • Внимательный Фрейд)
  • Фрейд и гипноз.
  • Знакомьтесь-это ФРЕЙД...ЛЮСЬЕН
  • Доктор Фрейд заплакал однажды или история одного ФЕЙКА
  • Непознанная вселенная. Мозг и Фрейд
  • Зейгарник, гештальт и Фрейд - что общего?
  • Жане и Фрейд: путь ученого
  • Почему Фрейд молчал про назальное либидо?
  • Как Анна Фрейд поссорилась с Мелани Кляйн
  • «Черно-белый» Фрейд и «желтый» Селигман
  • Письма психологов из моего архива. Фрейд.
  • Формирование психоаналитической традиции: Фрейд и Ференци



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь