|
Как спуститься с 9 этажа без лифта и обрести иной способ познания реальности?Автор статьи: Марина Сергеева
Когда-то, несколько лет назад, я собиралась ехать на обучение новому для себя виду психотехнологий (как я это называла тогда). Собиралась с некоторым внутренним опасением, что не ориентируюсь в этой «системе» знаний: не владею всей терминологией, и, соответственно, могу чего-то не понять в ходе семинара. Однако поехала с убеждением, что, даже если чего-то не пойму в деталях, то смогу понять в целом и затем разберусь в конкретике. Приехав и приняв участие в семинаре, я действительно смогла и «ухватить» суть, и даже понять систему, хотя и не знала каких-то деталей из неё. Что же мне помогло? В то время, пока ещё интуитивно, я владела опытом получения знаний таким образом: не от полного собирания информации и её последующего обобщения, а сверху вниз – от понимания сути целого и последующего вникания в детали. Кроме того, я была уверена, что мне помогут отсутствие страха (именно страх «не понять» сковывает человека и делает неясным его ум), сильное желание узнать новое и вера в свои возможности – в возможность понять, выделить суть и тем самым через абстрактное, а не конкретное (детальное), освоить работу с новым для себя материалом на практике. И ещё, у меня есть полезный навык, который также очень помогает всегда: слушая слова (содержание материала), не отмахиваться от них как от знакомых, а каждый раз стараться понять, что за этими словами стоит в данном контексте?.. А недавно мой близкий человек рассказывал мне о том, как в их доме отключили лифт на ремонт, и теперь ежедневно приходится спускаться с 9 этажа и подниматься на 9 этаж – как минимум, дважды в день. Причем, как сказал мне этот же человек, спускаться ему было сложнее, чем подниматься: очень раздражал спуск. Тогда я не придала значения этой детали, лишь вспомнила, как великий психотерапевт Милтон Эриксон, давая психотерапевтические задания своим клиентам, часто отправлял их прогуляться на пик Скво (высокая гора в тех местах, где жил и работал М.Эриксон). В процессе этого подъема – а для кого-то и спуска – у людей происходили озарения о собственной жизни. Поскольку те чувства, которые человек проживал во время подъема-спуска, очень четко показывали ему, в какой области жизни у него «неполадки», и на интуитивном уровне выводили его по итогу на самое верное для себя решение проблемы. Тот же самый близкий человек является замечательным специалистом в своей работе, много раз умел разобраться в чём-то неизвестном, не прибегая к чужой помощи. Однако в настоящее время не мог решиться поехать без компании за границу, потому что не имеет подобного опыта. И, чтобы чувствовать себя свободно, ему нужно сначала увидеть, как и что делают там другие, и тогда уже получится узнать=понять=избавиться от неуверенности и страха, как вести себя в новых обстоятельствах без попутчиков. Все эти предыстории я пишу неспроста, потому что они помогут Вам, дорогой читатель, выйти на суть того, о чем я хочу рассказать. Давно замечено (и не только мной), что слова сами по себе, не подкрепленные примерами из опыта других людей, редко укладываются в понимании как знание, которое можно будет применить в своей жизни. Итак, общение с тем самым близким человеком совпало для меня с чтением «Силы безмолвия» Карлоса Кастанеды. И – о, радость! – для меня сложился узор из всех рассказов об отсутствующем лифте, загранице, а также ещё об одном важном обстоятельстве, которое можно назвать принципиально иным способом получения знаний и деятельности в жизни людей. Нас с самого детства обучали идти от простого к сложному, действовать по примеру других, составлять некую логику событий и действий, из которой для нас затем вырисовывается картина собственного поведения в той или иной области жизнедеятельности. И мы овладели таким принципом в получении новых знаний и опыта. Однако, так было не всегда. В раннем детстве ребенок обладает иным способом получения знаний – об этом сейчас много пишут – ребенок не читает книг, и часто даже учится чему-то не со слов родителей и других взрослых, а копируя их поведение и модели действий. У ребенка это получается (скопировать, даже не понимая, как там всё внутри работает) по одной простой причине – его не останавливает мысль «Я этого не смогу». Подобная мысль появляется и закрепляется у человека тогда, когда его вводят в систему «последовательно-конкретного логического» обучения, при этом ещё и повторяя ему многочисленные «нельзя», «у тебя не получится, не лезь» и так далее. Повторяют, конечно, из добрых побуждений – оградить ребенка от тех неудач, которые когда-то потерпели сами и сейчас решили, что так они уберегут дитя от переживания неудач. В результате почти каждый уже взрослый человек, являясь существом с уникальными (и неизвестными ему самому) возможностями, является при этом существом ограниченным и опасающимся делать шаг в якобы неизвестное по двум причинам – у него нет подробной схемы действий, поэтому он боится что-то начинать, думая, что без этой схемы он не сможет ничего сделать, а, кроме того, он привык думать о себе как о человеке, который не может что-то, потому что с детства его уверили, что он не справится… Поэтому тот мой близкий человек, живя в системе ограниченных возможностей (ограниченных своим пониманием себя и принципиальных способов познания реальности), боится ехать за границу один и именно поэтому его раздражает спуск с лестницы. В подъеме есть элемент творчества или преодоления, который даёт силы и интерес к движению. А в спуске есть монотонность и рутина, что отражает состояние жизни моего близкого человека на сегодня, и указывает ему на необходимость двигаться по жизни другим путём. Но вот каким?
Ответ на этот вопрос содержится в первом абстрактном ядре, которое описывал Карлосу Кастанеде его учитель дон Хуан. Причем, описывал этот путь и способы познания (действий) дон Хуан не напрямую, а рассказывая истории о магах древности. Пока я читала книгу, я с трудом старалась не упустить всего, о чем хочет сказать учитель. И лишь затем, во сне, как это часто со мной бывает, мне пришёл ясный ответ о главном. Пришел в виде того самого безмолвного (иной раз не поддающего описанию словами) знания, которое теперь у меня есть. И о котором я всё же решила попробовать рассказать вам, чтобы дать понимание, а с ним и возможность выйти на иной уровень восприятия окружающей действительности, самих себя и своих возможностей. Рассказать о принципе абстрактного в получении знаний и движении по жизни. Рассказывая истории из жизни магов, дон Хуан часто обращал внимание ученика на характер поведения и способы действий этих магов. И во всем этом я увидела одну закономерность: совсем неважно знать последовательность чего-то нового для себя, гораздо важнее иметь понимание о том, что для меня это совершить возможно, потому что я вижу, что это могут другие. Причём, возможно не только для меня или кого-то ещё. Суть в другом: наша Вселенная – это пространство возможностей. И оно для нас закрыто до тех пор, пока мы идём привычным «логическим», поступательным путём. Это путь конкретного. Но как только мы позволяем себе выйти в пространство абстрактного (то, что сделала в своё время я, когда поехала на семинар), не опасаясь незнания деталей, а полагаясь на свои силы и веру в возможность осуществления чего-либо для себя, так оно обязательно для нас происходит. Находятся и варианты развития событий, приходят (поначалу непривычно и удивительно для нас) способы, которыми мы можем получить недостающие для понимания элементы. Абстрактное – вот принципиально иной путь получения информации о мире, себе и способах своих действий в разных ситуациях. И выходит, что нам вовсе не обязательно понимать (для многих это равнозначно «знать») что-то заранее, приступая к новому в своей жизни. Знание просто существует. Уже. Всегда. И оно придёт к вам тогда, когда вы откроетесь ему через свою уверенность в возможности его получения. Вероятно, это может прозвучать как-то фантастически. Или кто-то скажет, что это снова всё слова. Но я бы не писала об этом, если бы не пережила этот опыт сама. Именно поэтому я начала рассказ с примеров из жизни, чтобы дать понять логику (поскольку такой способ понимания привычнее) своего движения, а также показать тот единственный способ, которым мы научены узнавать что-то в своей жизни. Этот способ хорош для определенных видов работ, но ведь он усваивается людьми как отношение к познанию жизни в целом! И потом этот же способ становится ограничителем развития человека. И часто человек выходит за рамки своих ограничений лишь на стадии полного отчаяния или испытывания сильных эмоций, которые создают «портал» для выхода в иное измерение собственной жизни. А если у человека этих сильных переживаний не случается, то он, как правило, проживает свою жизнь довольно рутинно и в заданном узком русле познания действительности. Увы. То есть, всё, что нужно нам для освоения принципиально иного способа познания реальности и ориентации в пространстве возможностей – это не информация о последовательности действий, а информация о возможности того, что их возможно совершить! Как говорит на своих семинарах Сергей Викторович Ковалёв «Если в этом мире есть хоть один человек, который умеет делать то, чего не умеете вы, вы тоже это сможете». Психотехнологии ИНП (так же как НЛП и ряда схожих с ними способов мировосприятия и работы в психотерапии) основаны как раз на этом принципе первого абстрактного ядра Карлоса Кастанеды: чтобы получить желаемое, достаточно иметь хорошее представление о результате, так называемую «модель» желаемого. А в модели уже содержатся и способы нового поведения=действий, и способы получения информации о них. Конечно, для этого недостаточно только «нарисовать домик» и ждать его прихода к себе)) Необходимо избавиться от собственных ограничений, которые прямо-таки физически «тянут» вниз, потому что они прочно были поселены нам с детства как восприятие самих себя в качестве не могущих чего-либо. И затем необходимо делать шаги в направлении своего желания, двигаясь под влиянием твердого намерения обрести то, что вам пока непонятно. А в остальном пространство возможностей уловит ваши «вибрации» и пойдёт навстречу, предлагая различные виды уже существующих в нём знаний и возможностей. И если вы знакомы со способом абстрактного движения в какой-то конкретной деятельности, обязательно используйте этот способ применительно ко всей своей жизни. Таким образом, формула принципиально иного способа получения знаний и движения по жизни звучит так: если я не знаю, как что-то делать, но верю, что такое для меня сделать возможно, ответ на вопрос «как?» придёт ко мне в процессе, когда я начну движение в сторону осуществления своего намерения. Или – дорогу осилит идущий. Вот такое безмолвное знание дали мне в сумме рассказы моего близкого человека о лифте, желании и опасениях поездки за границу, а также чтение об абстрактных ядрах Толтеков. А я постаралась расшифровать это безмолвное знание, переведя его в пределы нашего синтаксиса, чтобы все, у кого появится желание развиваться, могли попробовать на своем опыте принципиально иной путь движения по жизни. Уверяю вас, он приносит огромное удовольствие! Как и всё, что развивает человека. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|