Квадрат Дэвида Грова в работе с травмой

Квадрат Дэвида Грова в работе с травмойДанный материал носит комплементарный характер, но с моей точки зрения, хорошо расширяет технический инструментарий психолога в работе с разнообразными проблемами клиента, включая травму. Метафоры и символы используются и использовались врачами, знахарями, шаманами и колдунами для лечения на протяжении многих веков.

Огромное количество проблем может быть устранено с помощью терапии метафорой, включая психологическое состояние жертв насилия, посттравматические стрессы, поведенческие расстройства, вредные привычки. В литературе, касающейся использования собственной метафоры клиента, существуют ссылки на случаи лечения некоторых функциональных, или связанных со стрессом, серьезных заболеваний, таких как сердечно-сосудистые, некоторые формы рака, а также язва желудка, мигрени, многие формы аллергии.

Дэвид Гров (в некоторых переводах Гроувд)- психотерапевт, который создал новый способ работы с метафорой. К числу его последователей относятся Норман Воотон, Филип Харланд, Пенни Томкинс и Джеймс Лоли.

С точки зрения Дэвида Грова, территория любой проблемы охватывает, по крайней мере, четыре реалии. Эти реалии интегрированы, но их можно разделить, основываясь на четких характеристиках и качествах. Эти четыре реалии, или квадрата, могут быть очень полезны при сборе специфической информации, которая затем ведет к решению проблемы. Он назвал эти квадраты следующим образом: Познавательный (Когнитивный), « Ребенок внутри», Пространство восприятия и Генеалогический.

Квадрат 1 -Познавательный.

Работа в этом квадрате – это работа со словесной информацией. Клиент словами описывает симптомы. Локус внимания - между клиентом и терапевтом. Информация выдается горизонтально - вдоль по времени. Примером может служить когнитивная терапия. В первом квадрате возможно обсуждение идей, получение интеллектуального понимания. Фокус внимания - в здесь и сейчас. Здесь возможно обсуждение прошлого, но внимание сосредоточено на взрослом клиенте.

Квадрат 2 - «Ребенок внутри».

Аспекты второго квадрата - это застаревшие проблемы, «внутренний ребенок», метафоры. Квадрат два имеет дело с « застывшим временем». Вопросы, задаваемые в этом квадрате, не двигают время вдоль, а идут внутрь, как бы расширяя его изнутри. Здесь терапевт начинает читать «между строк». Метафоры - вертикальны по своей структуре. Они углубляют информацию. Во время развития и развертывания информации время заморожено. Вопросы, задаваемые для развертывания информации, разворачивают пространство, но не время. “Метафора пробуждает понимание с большей силой и грацией, чем обыденный язык",- описывает этот процесс Дэвид Гров. “ Епистемиологическая метафора - персональна и уникальна, она переводит чувство или мысль в форму, которая может пройти через время к своему оригиналу”. Например, клиент говорит: «Мне грустно». Во втором квадрате терапевт задаст следующий вопрос: « И когда тебе грустно, где тебе грустно?» Этот вопрос останавливает описательный процесс грусти и позволяет перейти на символический уровень.

Также, помимо “внутреннего ребенка” то, что вызывает метафору к жизни, может быть скрыто в прошлом человека, в его генеалогии, культуре (квадрат четыре). И чтобы найти источник метафоры, необходимо вернуться назад во времени, к тому моменту, когда ее еще не было. По Дэвиду Грову:

«T= травма

T-1=момент, предшествующий травме

T+1=память восстановлена, момент после травмы.

Момент Т-1= заморожен, и все время повторяет себя. Особенно, когда травма сильна (сексуальное насилие или другие типы сильной травмы) ребенок внутри будет оттягивать время назад, чтобы оградить себя от травмирующих воспоминаний. Например, если в момент Т-1 ребенку холодно и момент самой травмы еще не наступил, то «внутреннему ребенку» этого клиента все время будет холодно. Это означает на детском уровне, что момент травмы не наступит. Время остановилось. А Т-1= текущая манифестация результата травмы, соматика. Для того чтобы получить разрешение проблемы необходимо пройти от момента Т-1, через Т к Т+1.»

С точки зрения Дэвида Грова, если вы были травмированы ребенком, то и лечить вас надо как ребенка. При работе в квадрате один разум может понимать. Но это не уберет «камень с сердца». При лечении клиент должен регрессировать в тот возраст, когда произошла травма. В квадрате один собрана вся информация, как вы понимаете ее. А то, как эта информация отражается на клиенте - это все в квадрате два. Информация превращается в метафору, метафора развивается, чтобы изучить все ее свойства. Затем предлагается, чтобы метафора каким-либо образом провзаимодействовала с «нарушителем». Это трансформирует и метафору и нарушителя. Фрагменты метафоры собираются и переносятся в момент Т+1. Момент Т-1 вылечен и «камню больше не требуется место в сердце». И ребенок, который был заморожен в моменте Т-1, и которому было холодно, выходит из этого момента застревания и, соответственно, пропадает холод».

Таким образом, основные аспекты квадрата два:

  • В квадрате два вопросы задаются так, чтобы не двигать время вперед, не спрашивается «Почему?»
  • Терапевт всматривается в информацию как бы « между строк». Метафора раскрывает свое значение и свои атрибуты - эволюционизирует.
  • Время не движется вперед до тех пор, пока терапевт не подошел к Т / (травма) и Т+1 (разрешение), затем время начинает двигаться, но в памяти ребенка, а не взрослого.
  • В квадрате два достигается замороженный во времени момент Т-1.
  • Вопрос терапевта « Что происходит потом?» доводит Т-1 до момента Т.
  • Клиент регрессирует в детство.
  • Чтобы добраться до метафоры вся работа в квадрате два происходит в трансе.

Квадрат три – Пространство восприятия.

Работа в квадрате Три, в отличие от таковой в предыдущем квадрате, дает не микро, а макро обзор. Клиент не находится в трансе, глаза открыты. Терапевт наблюдает за движениями глаз клиента, отмечая, куда смотрит клиент.

Вопросы, задаваемые терапевтом: « Куда вы идете (попадаете), когда смотрите туда….. (место, куда смотрит клиент) и «и что вы там видите?»

В этом квадрате терапевт достигает момента Т-1 через исследование движений глаз. По сравнению с квадратом два, в квадрате три клиент чувствует больше контроля над ситуацией , и, таким образом, спокойнее переживает все происходящее.

Квадрат три отвечает на вопрос: « Что происходит в момент, за секунду до вашего ответа?» и « Куда вы идетепопадаетасмотрите, чтобы получить информацию, о которой говорили в квадрате один?» Здесь появляется понятие психокартирования - нанесение на карту деталей психоландшафта клиента, используя невербальные источники информации (движения глаз, покашливания, потирание губ, гримасы, вздохи, звук «хм»). Картирование - сложный процесс, на который требуется несколько сессий. При картировании первыми проявляются диссоциативные части личности (обычно при взглядах вверх). Это показатели того, где клиент ищет путь к бегству от действительности.

В квадрате три терапевт форматирует информацию клиента перед тем, как выступить с интервенцией. Он оттягивает время назад (в момент до произнесения слов) и смотрит, какую новую информацию может выдать клиент. Квадрат три имеет огромное значение для клиента: здесь он собирает потерянные фрагменты.

После лечения карта меняется, – исчезают дисфункциональные элементы.

Квадрат Четыре - Генеалогический

Квадрат четыре отвечает на вопрос: Есть ли в информации, которую несут симптомы, какие-либо генеалогические аспекты? Откуда происходит симптоматика? Часто симптомы не затрагивают биографию клиента, а скорее происходят от егоее родословной. Травматический опыт, который имел место поколения назад до жизни клиента, может отразиться на клиенте и далее еще на многих поколениях егоее генеалогической ветви.

Здесь используются два основных вопроса, связанные со временем и пространством: И что происходит как раз до….?, И откуда это….. происходитприходит?

Квадрат Четыре - это исторический аспект информации. Момент Т-2 –информация о детстве клиента до момента Т-1– это первая информация, которую терапевт может получить в этом квадрате.

Т-3-родовая информация, касательно матери, отца, их родителей и т.д.

Т-4-культура и раса

Т-5- история семьи, несколько поколений назад

Т-6- аспекты религии, космология, природа вселенной

В квадрате четыре терапевт просматривает все эти моменты для их излечения до момента Т-1. В квадрате два, работая с травмой, терапевт работает с опытом только одного человека. Если это только одно событие, тогда возможно излечение. Но очень часто память опирается на целую систему событий и тогда необходимо вытащить на поверхность все, что могло бы вызывать на травму. При исследовании всех вышеупомянутых моментов проявляется «освобождающая» метафора (метафора, символизирующая освобождение), которая затем развивается терапевтом, чтобы выяснить все ее атрибуты и опять проходит через момент Т-1 к моменту Т+1. Продуктом этого взаимодействия становится новая метафора, которая затем прогоняется через все генеалогические моменты Т для проверки адекватности лечения, то есть устранения всех тех аспектов, которые ранее вызывали у клиента нежелаемое состояние, или, говоря другим языком, создавали проблемы.

 

 

 



Просмотров: 513
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Попытка поменять свою жизнь в один момент, может сделать этот момент – последним
  • Одиночество есть человек в квадрате
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Зона комфорта в квадрате
  • Это возмутительно: хрен в квадрате!
  • Диагноз: Уран в квадрате с Венерой
  • Как происходит момент залипания на мужчину. Метафора с пластилином.
  • Что происходит, если терапевт отказывается от клиента на стадии формирования негативного переноса?
  • Что делает психолог? И что происходит во время встречи клиента и психолога?
  • Чем полезна работа с психологом: фокус на отношениях клиент–терапевт
  • Двойные отношения в терапии: клиент и терапевт – быть друзьями или нет?
  • Границы взаимодействия терапевт-клиент
  • Клиент и терапевт первая встреча
  • Время лечит, главное не умереть во время этого лечения
  • Чтобы женщина не сказала тебе "Нет!" в тот самый момент...
  • Как терапевт принимает чувства клиента?
  • Как терапевт выбирает клиента. Рациональное.
  • Как терапевт выбирает клиента. Иррациональное.
  • Об ответственности клиента и психолога во время работы
  • Если клиент долгое время не делает успехов
  • Терапевт и клиент - фасилитация контакта.
  • Гештальт - терапевт и клиент: феномены сотрудничества
  • Когда мы разговариваем ни о чем, наша жизнь в этот момент, становится никчемной
  • Что делает супервизор во время сессии терапевта и клиента
  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • Момент развития: ребенок или взрослый?
  • Развиваем навык в любой момент времени чувствовать себя лучше.
  • Когнитивная терапия: метафоры для интеграции самосознания клиента
  • Время через призму принципа "здесь и сейчас"
  • Человек делает лучшее, на что он способен в данный момент времени.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь