Алгоритм работы с тревожными детьми

Автор статьи: Вероника Золотова

Первыми признаками психического неблагополучия являются неврозы и невротические реакции.

Устойчивая личностная тревожность возникает у детей с такими чертами, как ранимость, повышенная впечатлительность, мнительность. Тревожность может выступать как реакция на угрозу чего-то несуществующего, не имеющего ни названия, ни четкого образа, но грозящего человеку потерей себя, утратой своего - Я.

Тревожный ребенок становится социально - дезадаптированным и поэтому он уходит в свой внутренний мир. Он становится хамелеоном по принципу: «Я — как все». Он может стать и агрессивным, потому что агрессивность снижает тревогу. В поведении это проявляется повышенной грубостью, ершистостью и т. д. При усилении тревоги у человека появляется ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы, невозможности избежать опасности. Наиболее высокий уровень тревоги — тревожно-боязливое возбуждение, которое выражается в потребности двигательной разрядки, паническом поиске выхода и ожидании помощи.

Индивидуальная работа с тревожными детьми имеет самый общий алгоритм, который наполняется важным именно для этого ребенка ситуационным содержанием.

Содержание работы детьми направлено на формирование общения, на коррекцию самооценки, преодоление внутренних конфликтов. Параллельно с этим идет направление по ликвидации причин, вызвавших тревожность, развитие умения справляться с повышенной тревогой.

Для формирования поведения важное значение имеет развитие способности к целеполаганию, а это в свою очередь, требует развития рефлексии. Направление работы психолога с тревожными детьми - научить детей не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть.

Можно выделить несколько этапов направленных на психологическую помощь детям с высоким уровнем тревожности:

  • Консультация родителей и предоставление им рекомендаций, разработанных именно под их случай.

  • Диагностика ребенка.

  • Основная работа с ребенком. Сюда входят специально подобранные упражнения на актуализацию тревоги, ее разрядки (уничтожение и преобразование), выработка новых стратегий поведений.

  • Закрепление результатов. Работа строится на повышении самооценки и его уверенности в себе и своих силах.

  • При необходимости, после индивидуальной коррекции предлагается включение в тренинговую группу развития коммуникативных навыков и уверенного поведения.

  • Итоговая консультация с родителями, выработка стратегий поведения и общения с ребенком на будущее.

Для подростков с повышенным уровнем тревожности требуется целенаправленная коррекционная работа, что предполагает развитие рефлексии, т. е. самопознания внутренних психических актов и состояний, а также формирование устойчивой положительной самооценки. Задача, которую должен решить тревожный подросток школьного возраста, заключается в поиске для себя «островка безопасности» и его укреплении. Чтобы подросток смог четко обозначить границы своих негативных чувств, необходимо создать условия, при которых он смог бы выговориться, превратить чувства в образ. Таким образом, выше перечисленный список дополняется возможностью прохождения индивидуальной психотерапии.

Основные этапы индивидуального консультирования тревожных подростков включают в себя:

  • Поддержание или восстановление позитивного самоотношения

  • Анализ проблемы, ее проявления, определение провоцирующих причин

  • Постановку позитивной цели, описание желаемого поведения

  • Описание конкретных достижений через заданные отрезки времени

  • Уточнение параметров желаемого результата

  • Определение возможностей и ресурсов, а так же союзников, тех, кто может помочь в достижении цели

  • Проработку возможных возвращений к старым формам поведения

Ожидаемые результаты:

  • уменьшение уровня тревожности

  • повышение интереса к обучению

  • снижение проявлений тревожности в сфере межличностных контактов.

  • улучшение взаимоотношения с о взрослыми и сверстниками.

  • социализация ребенка в коллективе

  • повышение активности как в учебной, так и в общественной деятельности

  • снижение уровня напряженности, неврозов, количества заболеваний

  • обучение навыкам конструктивного поведения, способам саморегуляции.

 

Групповая работа с тревожными детьми.

Главной целью тренингов является создание условий для снижения тревожности до уровня «мобилизующей» тревоги, соответствующего возрастной норме.

В тренинге мы обучаем способам осознания и отреагирования эмоций, способствуем повышению самооценки, повышаем коммуникативную культуру.

К основным условиям эффективности программы необходимо отнести создание максимально безопасной атмосферы в группе и соблюдение конфиденциальности. Работа с группой стоится без применения «гипноза», «внушения», «кодирования» и т.п., то есть с помощью недирективных методов.

Для каждой возрастной группы составлен свой, отдельный тренинг с упражнениями подобранными в соответствии с возрастом, возможностями и умениями. Каждая программа рассчитана на 10-12 занятий. Если специфика группы требует проработки какой-то темы, программа может быть скорректирована с помощью дополнительных занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 1-2 часа. Группа состоит до 10-12 человек.

Одна из форм помощи тревожному ребенку может стать содействие родителей. И для родителей мы предлагаем дважды посетить взрослую группу «Поддержка своего ребенка» в начале и конце детского тренинга. Это группа нужна для психологической работы, направленной на разрядку чувств и переоценку имеющегося опыта у родителей. Поскольку слово «поддержка»- понятие абстрактное, на группе мы проговариваем конкретные средства, с помощью которых ее можно оказывать, так, что бы это было значимо для Вашего ребенка. На группе Вы узнаете, что такое тревожность, ее проявления, влияние на качество жизни ребенка, расскажем о работе в детских группах, как детям живется в группе и что и зачем мы делаем. Родители, посещающие группу, получают необходимую им поддержку от тренеров и от других родителей, оказавшихся в подобной ситуации.

 



Просмотров: 426
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Применение психологического просвещения и психологического консультирования в высшей школе с целью снижения уровня личностной тревожности и профилактики аутоагрессивного поведения
  • Случай из практики: работа с детьми, пережившими потерю родителей
  • «Окно Джохари» или чем может быть полезна работа в группе.
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Программа подготовки детей и родителей к возвращению ребенка в кровную семью «Преобразование»
  • Развитие, формирование и поддержание самооценки у подростков - спортсменов.
  • Методики Исследования Самооценки Ребенка для Родителей.
  • 6 важных рекомендаций для родителей о том, как стать другом для своего ребенка.
  • Коротко об особенностях работы психолога с детьми с ОВЗ и роли родителей в их развитии
  • Как снизить тревогу у ребенка и создать доверие между родителями и детьми
  • Эмоциональное благополучие ребенка в семье (размышления над опытом работы с детьми)
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Программа индивидуальной работы с клиентами с нарушениями пищевого поведения.
  • Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка
  • Работа с детьми группы риска
  • Влияние родителей на формирование самооценки
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • 8 советов для родителей, которые столкнулись с ярким проявлением негативных эмоций своего ребенка.
  • Почему я не понимаю своего ребенка? Или три основные ошибки в общении с детьми
  • Уверенность в себе у ребенка: поддержка родителей.
  • Первичная консультация для родителей с детьми от 2 до 7 лет
  • Из своего опыта работы с детьми
  • Почему работа в группе считается безопасной?
  • Маски тревожности или под что рядится тревожность у детей
  • Как мама может повлиять на будущее счастье своего ребенка?
  • Развитие ребенка это скучно для родителей или увлекательно?
  • Как мама может избавить своего ребенка от психологической травмы?
  • Влияние самооценки родителей на судьбу их детей
  • Работа в арт-подходе с детьми и взрослыми



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь