|
Алгоритм работы с тревожными детьмиАвтор статьи: Вероника Золотова
Первыми признаками психического неблагополучия являются неврозы и невротические реакции. Устойчивая личностная тревожность возникает у детей с такими чертами, как ранимость, повышенная впечатлительность, мнительность. Тревожность может выступать как реакция на угрозу чего-то несуществующего, не имеющего ни названия, ни четкого образа, но грозящего человеку потерей себя, утратой своего - Я. Тревожный ребенок становится социально - дезадаптированным и поэтому он уходит в свой внутренний мир. Он становится хамелеоном по принципу: «Я — как все». Он может стать и агрессивным, потому что агрессивность снижает тревогу. В поведении это проявляется повышенной грубостью, ершистостью и т. д. При усилении тревоги у человека появляется ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы, невозможности избежать опасности. Наиболее высокий уровень тревоги — тревожно-боязливое возбуждение, которое выражается в потребности двигательной разрядки, паническом поиске выхода и ожидании помощи. Индивидуальная работа с тревожными детьми имеет самый общий алгоритм, который наполняется важным именно для этого ребенка ситуационным содержанием. Содержание работы детьми направлено на формирование общения, на коррекцию самооценки, преодоление внутренних конфликтов. Параллельно с этим идет направление по ликвидации причин, вызвавших тревожность, развитие умения справляться с повышенной тревогой. Для формирования поведения важное значение имеет развитие способности к целеполаганию, а это в свою очередь, требует развития рефлексии. Направление работы психолога с тревожными детьми - научить детей не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть. Можно выделить несколько этапов направленных на психологическую помощь детям с высоким уровнем тревожности:
Для подростков с повышенным уровнем тревожности требуется целенаправленная коррекционная работа, что предполагает развитие рефлексии, т. е. самопознания внутренних психических актов и состояний, а также формирование устойчивой положительной самооценки. Задача, которую должен решить тревожный подросток школьного возраста, заключается в поиске для себя «островка безопасности» и его укреплении. Чтобы подросток смог четко обозначить границы своих негативных чувств, необходимо создать условия, при которых он смог бы выговориться, превратить чувства в образ. Таким образом, выше перечисленный список дополняется возможностью прохождения индивидуальной психотерапии. Основные этапы индивидуального консультирования тревожных подростков включают в себя:
Ожидаемые результаты:
Групповая работа с тревожными детьми. Главной целью тренингов является создание условий для снижения тревожности до уровня «мобилизующей» тревоги, соответствующего возрастной норме. В тренинге мы обучаем способам осознания и отреагирования эмоций, способствуем повышению самооценки, повышаем коммуникативную культуру. К основным условиям эффективности программы необходимо отнести создание максимально безопасной атмосферы в группе и соблюдение конфиденциальности. Работа с группой стоится без применения «гипноза», «внушения», «кодирования» и т.п., то есть с помощью недирективных методов. Для каждой возрастной группы составлен свой, отдельный тренинг с упражнениями подобранными в соответствии с возрастом, возможностями и умениями. Каждая программа рассчитана на 10-12 занятий. Если специфика группы требует проработки какой-то темы, программа может быть скорректирована с помощью дополнительных занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 1-2 часа. Группа состоит до 10-12 человек. Одна из форм помощи тревожному ребенку может стать содействие родителей. И для родителей мы предлагаем дважды посетить взрослую группу «Поддержка своего ребенка» в начале и конце детского тренинга. Это группа нужна для психологической работы, направленной на разрядку чувств и переоценку имеющегося опыта у родителей. Поскольку слово «поддержка»- понятие абстрактное, на группе мы проговариваем конкретные средства, с помощью которых ее можно оказывать, так, что бы это было значимо для Вашего ребенка. На группе Вы узнаете, что такое тревожность, ее проявления, влияние на качество жизни ребенка, расскажем о работе в детских группах, как детям живется в группе и что и зачем мы делаем. Родители, посещающие группу, получают необходимую им поддержку от тренеров и от других родителей, оказавшихся в подобной ситуации.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|