Статья из материалов научно-практической конференции

Статья для Научно-практической конференции «Нарушения психического развития у детей – междисциплинарная проблема. Семья особого ребенка»

Тематическое направление: Семья ребенка с особенностями развития. Качество жизни современной семьи.

Исследование возможностей групповой психо-коррекционной работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья.

О. В. Деркач, О. Е. Филиппенкова.

Город Смоленск, РФ.

 

Ситуации, предъявляющие к людям требования, которые превышают их обычный адаптивный потенциал, описываются в разных терминах: жизненные трудности, критические ситуации, негативные жизненные события, стрессовые жизненные события, травматические события, нежелательные события, жизненные кризисы и т.д. Каждая из этих ситуаций ограничивает активность индивида, предъявляет ему требования, зачастую превышающие его способности, моральные и материальные ресурсы.

Рождение ребенка с ограниченными возможностями является тем самым неблагоприятным обстоятельством, которое затрудняет функционирование семьи и качественно меняет семейные межличностные отношения. В целом, у родителей меняется взгляд на мир, отношение к самим себе, своему ребенку, который не такой, как все, к другим людям и к жизни вообще. У родителей больного ребенка отмечается ряд общих особенностей личности, главным образом в виде сенситивности и гиперсоциа­лизации. Контраст­ное сочетание сенситивности и гиперсоциализации отражает внутреннее про­тиворечие между чувствами и долгом, способствующее возникновению внут­реннего нравственно-этического конфликта. Следующей особенностью является защитный характер поведения, то есть отсутствие открытости, непосредствен­ности и непринужденности в общении, что обусловлено не столько способом выражения эмоций, сколько ранее имевшимся психотравмирующим опытом межличностных отношений.

Для повышения общего уровня социально-психологической адаптации родителей детей с ОВЗ, нами была разработана программа, целью которой является развитие навыков психо-соматической регуляции и повышение общего  уровня социально-психологической адаптации.

Программа включает в себя несколько этапов.

Диагностический этап.

В качестве валидного методического инструмента нами была выбрана шкала социально-психологической адаптированности (СПА), в оригинале разработанная известным американским психологом                 К. Роджерсом и Р. Даймонд и адаптированная Снегиревой Т.В.

На этапе диагностики, также, были использованы проективные методики «Рисунок человека» и «Человек под дождем».

Коррекционный блок включает в себя комплекс физических и медитативных упражнений по улучшению общего состояния организма.

В данном блоке используются:

-        элементы психосоматической регуляции М. Норбекова,                        Ф. Александера, А. Лоуэна;

-        коррегирующая гимнастика проф. Ю. Афанасьева;

-        цветотерапия С. Г. Аграновского;

-        элементы психосинтеза Р. Ассаджиоли и др.;

-        серия занятий по аутотренингу;

-        психотерапевтические беседы в ходе работы с проективными методиками.

В основе предлагаемой системы лежит способность организма к самовосстановлению и саморегуляции через достижение внутренней гармонии и психического равновесия. В этом цель и смысл работы над собой.

Направления работы программы:

1.      Основным физическим аспектом наших занятий являются упражнения для позвоночника и массаж биологически-активных точек головы.

2.      Тренировка образного мышления, эмоций, воображения, чувств.

3.      Развитие волевой сферы.

 

 

 

Заключительный этап.

В этой части работы нами была проведена повторная диагностика с использованием тех же методик, что и на первом этапе – это  позволило провести сравнительный анализ полученных результатов. А также, получена обратная связь от участников группы – отзывы и впечатления о проделанной работе.

Практическая значимость нашей работы определялась запросом участников группы: низкий фон настроения, жалобы на отсутствие времени «для себя», потеря контакта с близкими людьми и друзьями, возникновение легких соматических недомоганий, чрезмерные усилия для поддержания удовлетворительных социальных контактов.

Работа проводилась в рамках реализации проекта «Пространство возможностей» Благотворительного фонда «Опора».

Участниками группы являлись родители детей-инвалидов – молодые женщины с высшим образованием, дети которых имеют инвалидность. В семьях обеих участниц, также, есть и другие дети старшего возраста. Семьи полные.

Программа реализовывалась в течение полугода и была рассчитана на 14 занятий по 1 академическому часу каждый.

Некоторую сложность представляли организационные моменты. В виду того, что у участниц не всегда была возможность оставить детей под присмотром родственников, иногда, занятия посещались вместе с ними и старшими детьми. Мы можем сказать, что эти обстоятельства не мешали им активно участвовать в занятиях и даже являлись определенным ресурсом – свободные специалисты освобождали родителей на время занятия и присматривали за детьми, что способствовало установлению доверительных отношений между участниками группы и специалистами.

В ходе работы коррекционного блока, нами отмечались некоторые реакции участниц. Особенно запомнился случай внезапного инсайта во время проведения аутотренинга «Волшебный лес», когда снятие психического напряжения в ходе работы сопровождалось слезами облегчения одной из участниц. В обратной связи мы получили её комментарий: «Я совершенно забыла, как это – гулять в лесу одной, быть сосредоточенной только на своих собственных ощущениях, вообще вспомнить какие они бывают – как пахнет мох, как ощущаются солнечные лучи на коже…»

 

 

Работа над комплексом физических упражнений, так же была насыщена отзывами участниц. Участницы делились впечатлениями о работе над домашними заданиями – как менялось их состояние, когда они выполняли упражнения на расслабление перед сном, какие результаты имели методы саморегуляции и самонастроя в их повседневной жизни.

Участники группы, также, отмечали, что работа в программе помогла им более рационально использовать личное время, находить возможность для занятий и отдыха от повседневных обязанностей.

В результате работы программы нами отмечена положительная динамика у одной из участников по следующим показателям: адаптация, самопринятие, эмоциональная комфортность, интернальность, стремление к доминированию (диаграммы 1 и 2).

Участник «А»

Диаграмма 1

 

Участник «Б»

Диаграмма 2

 

Изменения показателей шкалы социально-психологической адаптации подтверждалась, также, субъективными ощущениями испытуемых: несколько изменились модели отношений с социальным окружением и с самим собой, улучшился сон и общий фон настроения.

В ходе анализа рисунков с участниками группы проводились беседы, в которых они имели возможность глубокой рефлексии своих жизненных событий, их последствий и построения адаптивных схем поведения. В процессе заключительной диагностики, нами были отмечены изменения в цветовом наполнении рисунков – палитра стала ярче и насыщеннее. Изменились количество элементов рисунка и заполнение пространства листа (рис. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8).

Участник «А»

Рис. 1

«Человек под дождем» (до)

 

 

 

 

 

Рис. 2

«Рисунок человека» (до)

 

 

 

«Рисунок человека» (после)

Рис. 3

«Человек под дождем» (после)

Рис. 4

Участник «Б» (до)

Рис. 5

«Человек под дождем»

 

«Рисунок человека» (до)

Рис. 6

 

Рис. 7

«Человек под дождем» (после)

 

 

 

Рис. 8

«Рисунок человека» (после)

 

 

Выводом, следующим из анализа данных полученных в ходе диагностики, мы можем считать, что групповая психо-коррекционная работа оказывает благотворное влияние на эмоциональную сферу участников, повышает уровень социально-психологической адаптации, способствует повышению самооценки и формированию адаптивных схем поведения, способствует развитию навыков саморегуляции, развивает способности к рефлексии, снимает общее напряжение.

Программа рекомендуется для работы с малыми группами до 10 человек в возрасте от 16 лет. Показаниями к участию в групповых занятиях могут быть незначительные нарушения эмоционально-волевой сферы, сниженный жизненный тонус, постстрессовые состояния, нарушения сна.

Специалистами, участвующими в данной программе могут быть психологи, педагоги-психологи, медицинские работники имеющие опыт групповой психотерапевтической работы.

 

 

Список использованной литературы

  1. http://psylab.info/Методика_диагностики_социально-психологической_адаптации_Роджерса_-_Даймонда .
  2. Проективная психология: Пер. с англ. – 2-е изд., сокр., испр. – М.: Психотерапия, 2010. – 416 с.
  3. Психодиагностика. Бурлачук Л.Ф. СПб.: Питер, 2006 - 351 с.

 

Study the possibility of group psycho-correctional work with parents of children with disabilities.

OV Derkach, OE Filippenkova.

Keywords: massage of biologically active points of the head; creative thinking; emotions; imagination; feelings; development of volitional.

The article presents information on the research group psycho-correctional work with parents of children with disabilities, which used elements of psychosomatic regulation Norbekova M., F. Alexander, A. Lowen, Corrective gymnastics prof. Yuri Afanasiev, color therapy SG Agranovsky elements psychosynthesis R. Assagioli.

The program is recommended for use with small groups up to 10 people at the age of 16 years. Indications to participate in group activities may be minor violations emotional and volitional, reduced vitality, post-stress state, sleep disorder.



Просмотров: 392
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Программа социально-психологической адаптации детей-сирот «Взрослеем вместе»
  • Что является хорошим результатом психологической работы?
  • Фишки рисуночной методики «Человек под дождем»
  • Человек под дождем
  • Человек под дождем
  • Особенности социально – доверительных отношений у детей, с депривацией психического развития.
  • Колесо баланса для внутренней работы над собой!
  • Логинова О.И. Как выбрать психолога для работы с психологической травмой?
  • Что для ребенка является психологической травмой?
  • Семья для человека или человек для семьи?
  • Техники для работы с осознанием тела и сексуальности (+ подборка карт для работы)
  • Упражнения для групповой работы
  • Главные причины для работы над собой
  • Принципы работы с психологической травмой для клиентов
  • Элементы игротерапии в работе с детьми раннего возраста и их родителями (опыт работы в ЦИПР)
  • Эмоциональное благополучие ребенка в семье (размышления над опытом работы с детьми)
  • Что общего между удовлетворением в сексе и удовольствием от работы?
  • Два человека, которые не имеют ничего общего: могут ли они быть вместе?
  • Как забыть человека и перестать вспоминать все хорошее, что было между нами?
  • Жалоба, запрос, проблема. Различия в ходе консультативной и терапевтической работы.
  • Домашний эксперимент. Добро, зло, равнодушие и рис.
  • Инструкция и примеры работы для работы с метафорическими ассоциативными картами "OH"
  • Развитие навыков лидера для оптимизации работы организации
  • Кризис адаптации и опыт его преодоления в ситуации потери работы
  • Как не впадать в состояние жертвы в процессе работы над собой
  • Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми и взрослыми
  • Предмето-человек, тренер глазами участников психотерапевтической группы "Начало"
  • Упражнение для работы с образом семьи с помощью МАК
  • Аспекты коррекционной работы: развитие мелкой моторики рук детей с ОВЗ
  • Прием работы с родителями. Рисунок – метафора «Губка»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь