Человек и профессиональная деятельность

          Современная психология рассматривает деятельность человека как систему, включенную в систему отношений общества. «Вне этих отношений, - пишет А. Н. Леонтьев, - человеческая деятельность вообще не существует. Как она существует определяется теми формами и средствами материального и духовного общения, которые порождаются развитием производства и которые не могут реализоваться иначе как в деятельности конкретных людей ». Основным видом деятельности человека является социально обусловленный, осознанный, целенаправленный на труд, главные характеристики которого присущи и профессиональной (предметной) деятельности.
В процессе профессиональной деятельности человек (индивид) неизбежно вступает в определенные общественные отношения с другими людьми, и только в системе общественного производства вещественные орудия «оживают», обогащая возможности человека.
          Профессиональную деятельность можно рассматривать как способ социально-экономического и духовного взаимодействия индивида и трудового коллектива. Это создает необходимость учета соотношения и взаимосвязей материальных и духовных ценностей в системе производства. Человек производит материальные ценности, чтобы существовать, но он существует не только для того, чтобы их производить. В процессе работы внешние цели (материальные ценности) в определенной степени теряют для человека видимость объективной необходимости и становятся целями, которые ставит себе индивид, - целями его самореализации.
          Итак, одним из основных признаков профессиональной деятельности является ее социальный характер, обусловленный, с одной стороны, развитием производственных отношений в обществе, а с другой - субъективным отражением этих отношений с личностью. К. Маркс различал деятельность, выполняемую как социальный долг и как естественную необходимость, когда последнее становится насущной необходимостью, свободно реализованной человеком.
          Прежде чем рассматривать другие признаки профессиональной деятельности необходимо остановиться на том, что означает понятие «профессия», так как оно раскрывает основную суть профессиональной деятельности. Единого определения понятия «профессия» не существует, оно многозначно: «профессия - общность всех людей, занятых данным видом труда»; «Профессия - это длительно существующий комплекс трудовых обязанностей»; «Профессия - какая объективная и притом совершенно регламентирована организация действий личности». Профессии называют также «необходимую для общества и ограниченную (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дает ему возможность существования и развития»; профессия характеризуется как «система знаний, умений и навыков, присущая определенному человеку». Эти значения раскрывают социальную, экономическую, правовую, психологическую и физиологическую сущность профессии как сложного багатоознакового явления, обусловливает профессиональную деятельность субъекта труда.
          Независимо от вида профессии можно рассматривать в структуре любого конкретного трудового процесса компоненты выделены как «простые моменты процесса труда» К. Марксом: целесообразная деятельность, или труд, предмет и средства труда. Каждый из названных компонентов трудового процесса как единого целого обладает множеством различных признаков, обусловленных, с одной стороны, объективно-предметной реальностью, а с другой - субъективным отношением индивида к этим признакам. При этом каждый признак является системой свойств, которые обусловливают взаимосвязь мижобьективною предметной реальностью и человеком или группой людей (например, бригадой) в процессе конкретной профессиональной деятельности. Так, у человека, который выполняет профессиональную деятельность, то есть у субъекта труда, можно выделить следующие свойства: личностные, психологические, физиологические, анатомические, индивидуально-типологические. Каждое из этих свойств имеет характеристики, представленные в целом ряде психологических, физиологических, медицинских и социологических исследований.
          Другие, так называемые объективные признаки трудового процесса (предмет, задачи, орудия и условия труда) также имеют различные свойства, которые обусловливают конкретную профессиональную деятельность человека. Этими свойствами являются: размеры, форма, фактура, нормативные характеристики предмета и результата труда; характер специфических действий и точность их выполнения, заложенные в профессиональных задачах; пространственные, временные, информационные и операциональные характеристики орудий труда; санитарно-гигиенические, социально-психологические и морально-правовые характеристики условий труда, зафиксированные в документации технической, технологической, установочной и правовой.
          Итак, можно сказать: профессиональная деятельность - это сложный багатоознаковий объект, представляющий собой систему. Интегрирующим компонентом данной системы, обеспечивающей ее жизнедеятельность, является субъект труда, который осуществляет взаимодействие всех компонентов системы, с учетом многообразия признаков, отражающих ее специфику.
           Путь в профессиональной деятельности - это многоэтапный и сложный процесс, сопровождающийся кризисами профессионального становления человека как личности. Положительное социально-направленное движение по этому пути требует от человека разумного активизации всех его сил (духовных, психических и физических), как данных природой, так и присущих ему как члену социума. Продвигаясь по этому пути, человек должен преодолевать на каждом этапе (оптике, профессионального образования, профессиональной адаптации, мастерства и т.п.) кризисы профессионального становления. Возникают эти кризисы в связи с закономерной сменой ведущей деятельности и социальной ситуации при переходе с одного этапа на другой.
Так, Е. Ф. Зеер: выделяет ряд «нормативных кризисов»:
- Учебно-профессиональной ориентации;
- Профессионального выбора;
- Профессиональных експекций (несоответствие профессиональной деятельности ожиданиям);
- Кризисы профессионального роста и профессиональной карьеры;
- Социально-профессиональной самоактуализации;
- Потери профессиональной деятельности и другие.
          В области профессионального труда, женщины были и остаются дискриминированной большинством на протяжении веков. Даже сегодня, в начале XXI века, общество находится на стадии дикости, поскольку главным предназначением женщины провозглашается репродуктивная функция. Во многих странах они лишены возможности проявить свои способности, реализовать профессиональные знания, опыт и мастерство. Это обусловлено консерватизмом взглядов на распределение семейных ролей, слепым следованием традициям патриархата.
          Высокий социальный статус для женщины в нашей стране, но и в любой стране малодоступен. А это значит, что женщина не является полноценным и полноправным членом общества. Чаще всего женщине отказывают или препятствуют в реализации выбора сферы профессиональной деятельности и профессиональной жизненной стратегии.
          Много лет общество и традиция предлагали женщине независимо от ее социального положения решить в своей жизни две важные задачи: выйти замуж и родить детей. Сейчас с этими задачами добавилась не менее важная - сделать карьеру. Женщина вышла за рамки своей традиционной роли хозяйки, матери, жены. Она стала стремиться к реализации своего потенциала вне дома и семьи. За последние годы женская карьера прошла жесткий эволюционный путь. Современные женщины, чьи возможности для профессиональной реализации постоянно расширяются, успешно могут выполнять мужские обязанности и конкурировать с мужчинами в таланте, энергичности, профессионализме.
          Любые стремление построить свою карьеру с ее стороны принимается как вызов и мешают выполнению основной функции продолжения рода и поддержания домашнего очага. И если в вопросе выбора «ребенок-карьера» предпочтение будет отдано рождению ребенка, женщина рискует стать неконкурентоспособной, потерять скорость профессионального развития за время, отданное материнству. Однако некоторые женщины успевают во время декрета написать и защитить диссертацию, подготовив себе достойную основание для уверенного продвижения по карьерной лестнице.
          При этом женщины меньше, чем мужчины, полагаются на чью-то помощь в построении карьеры. 55% опрошенных мужчин вспоминают недостаток связей и протекции в качестве барьера для профессионального роста. Для женщин этот фактор не является ключевым - его отметили только 35% женщин-респондентов. Одним из основных внешних барьеров для построения карьеры по результатам исследования признан отказ руководителей в продвижении.
          Основным внутренним барьером для карьерного роста женщины есть собственная система ценностей женщины-руководителя, где семья имеет большую значимость, чем работа. 42% опрошенных женщин считают, что их судьба - семья, а работа - вторичная, еще 40% считают одинаково важным реализацию как в работе, так и в семье. Глубинные интервью подтвердили, что во многих случаях желание «делать карьеру в семье, а не на работе» довольно часто останавливает женщину на пути продвижения (отмечались случаи, когда женщины сами отказывались от предложенной высокой позиции).
          В частности, 45% считают, что карьера женщины в бизнесе не совместима с полноценной семейной жизнью, 36% считают, что женщина теряет свою женственность при активном построения карьеры, 31% опрошенных воспринимают женщину-руководителя скорее как исключение, чем как правило. И снова сотрудники крупных иностранных компаний меньше разделяли эти взгляды по сравнению с работниками наших компаний.
          Большинство опрошенных руководителей (72%) осознанно и добровольно продвигались по карьерной лестнице, и только 28% респондентов карьера стала вынужденным шагом. Интересно, что в иностранных компаниях доля целенаправленных карьеристов выше (81%) по сравнению с Украиной (68%). Большинство опрошенных сошлись во мнении, что ключевыми факторами для карьерного роста являются личностные качества самого человека, так и внешние факторы здесь играют второстепенную роль (поддержка окружения - 35%, наличие наставника - 45%).



Просмотров: 459
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • О вопросах социально-психологической готовности подростков к профессиональной деятельности
  • Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности. Как справиться?
  • Психотерапевтические возможности камнетерапии в профессиональной деятельности педагога-психолога
  • Обесценивание своей профессиональной деятельности
  • Интуиционные параметры профессиональной деятельности медицинских работников
  • Личность в профессиональной деятельности.
  • Мотивация профессиональной деятельности
  • Смена профессиональной деятельности
  • Про начало профессиональной деятельности
  • Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности.
  • Мобильность в контексте профессиональной деятельности
  • Разделение областей профессиональной деятельности психолога
  • Мастер-класс «Целостность и Ответственность в профессиональной деятельности »)
  • Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога
  • Аккредитация профессиональной деятельности психологов в Республике Казахстан
  • Психоэмоциональные риски в профессиональной деятельности врача-стоматолога.
  • Депрессия менеджера. Стратегическое решение проблем в профессиональной деятельности.
  • Движущая сила профессиональной деятельности сотрудников: внутренняя и внешняя мотивация
  • Подросток-это результат моего труда! Как вырастить умного человека.
  • Синдром профессионального выгорания и способы профилактики «профессиональной болезни»
  • Как успешно использовать кризис для своего духовного и профессионального роста
  • Представители бухгалтерского профессионального сообщества как субъекты исполнительской деятельности
  • Возможности применения психологического тренинга для профилактики и коррекции профессиональной деформации личности психологов-практиков
  • Что является самым важным для любого человека?
  • Почему нужен психолог для определения профессиональной пригодности?
  • Смысл профессиональной этики практического психолога, как профессиональная ответственность
  • Девиантологическая компетентность как компонент профессиональной составляющей личности педагога
  • Формы профессиональной ориентации, которые мы используем в Минске
  • Профессиональное развитие как условие профессиональной успешности или формула успеха!
  • Траектория профессиональной карьеры психолога практика



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь