Чего-то хочется, а чего не знаю

Автор статьи: Татьяна Ошмянская

"Чего-то хочется, а чего не знаю" - для многих это совершенно нормальное, временное состояние, которое предшествует формированию фигуры потребности. Но есть люди, для которых это постоянное, я бы даже сказала хроническое состояние сознания.

Чего то хочется а чего не знаю

Телесно-ориентированные терапевты называют таких людей травматиками с травмой в структуре потребностей.

Структура потребностей формируется у нас от рождения до 1,5 лет. Травмироваться на этом этапе ребенок может, если его потребности не удовлетворяются, потому что ему дают не то, чего он на самом деле хочет, и не так, как ему надо, а то, что родители, няни, бабушки, медики, общество считает правильным для ребенка этого возраста.

Опытный глаз терапевта сразу распознает такого клиента среди прочих по специфической позе отчаяния, которую он автоматически принимает, когда сидит: ноги пассивны, грудь и плечи сильно напряжены, спина согнута, голова «свешена» на грудь, глаза опущены, нижняя челюсть немного выпирает вперед, возможны какие-то привычные движения губами, облизывание и причмокивание.

На одном из тренингов, на котором я была, психолог предложила участникам специально принять такую позу. Я сделала все четко по инструкции, а в конце упражнения, когда надо было вернуться в привычное положение, вдруг осознала, что эта поза отчаяния и есть мое привычное положение. )))

Может быть, вас ждет такое же откровение, потому что неумение определять свои потребности – это, похоже, проблема целого поколения, которое кормили по расписанию и заставляли сидеть на горшке «до победного конца», а не по желанию.

Травматики с травмой в структуре потребностей постоянно находятся в поиске, но ищут они, как Иван-царевич из сказки, неведомо что, неведомо где.

Очень хорошо, если в результате этих поисков они оказываются в кабинете терапевта, которому не помешает знать, что существует два типа таких клиентов: «отчаявшиеся» и «недоверчивые».

«Отчаявшиеся». Таким людям постоянно кажется, что их никто не понимает, что им дают не то, что им нужно, или не дают вообще.

Они постоянно чувствуют угрозу быть отвергнутыми в ситуациях, где нужно предъявить свои потребности, поэтому предпочитают их подавлять: «Я не знаю, чего хочу и что мне надо, наверно, ничего».

Эти люди могут очень хорошо осознавать свои чувства и ощущения, но им сложно соотнести их с конкретной потребностью или желанием: «У меня сосет под ложечкой. И что теперь с этим делать?»

Неумение осознавать свои потребности приводит к неспособности просить и принимать помощь от окружающих. В итоге человек страдает от хронической неудовлетворенности.

«Недоверчивые». Такие люди убеждены, что мир несовершенен и нуждается в коррекции, поэтому смотрят на окружающих недоверчиво, с подозрением.

При общении с ними возникает странное чувство, что они одновременно и притягивают, и отталкивают от себя.

Эти люди страдают от недоверия и скрытого гнева, который может проявляться в различных формах аутоагрессии: грызут ногти, расцарапывают раны, вырывают волосы и наносят себе другие повреждения. Физическая боль помогает им справиться с разочарованием, которое появляется от неудовлетворенности.  

В отличие от «отчаянных», «недоверчивые» осознают, что чего-то хотят, но вот чего именно, как, сколько и в какой форме они понимать не научились.

Но учиться никогда не поздно. Поэтому и «отчаявшимся», и «недоверчивым» нужно больше внимания уделять детальному осознанию своих потребностей и желаний.

С этой целью можно использовать упражнения «Лифт», «Карта удовольствий», «Перепросмотр»…

Упражнение «Лифт».

Представьте, что внутри вашего тела есть лифт, который опускается сверху вниз, делая остановку на каждом «этаже». Вы постепенно исследуете все этажи, задавая себе один и тот же вопрос: «Что здесь надо сделать?». Определившись, сделайте это, пожалуйста.

1-ый этаж (считаем сверху вниз) – это голова, макушка, лоб, глаза

2 – ухо, горло, нос

3 – плечи, грудная клетка, руки

4 - область солнечного сплетения, диафрагма, желудок

5 – низ живота, область гениталий

6 – колени

7 – стопы

Мы приходим в мир, точно зная, что нам в нем нужно. Важно восстановить это знание от простого к сложному, от физиологических потребностей к желаниям, устремлениям и мечтам. Задача этого упражнения – как можно более точно удовлетворить свои потребности и желания по мере их возникновения, пусть даже виртуально.

Упражнение «Карта удовольствий»

Предложите клиенту завести себе отдельную тетрадь для фиксирования всего, что доставляет ему удовольствие. Пусть он постоянно пополняет ее новыми записями и   перечитывает их, когда затрудняется определить, чего ему хочется.

Упражнение «Перепросмотр»

Что это такое? Это просмотр минувшего дня.
Цель перепросмотра одна: вспомнить (пережить еще раз) те обстоятельства дня, которые принесли приятные чувства.

 



Просмотров: 502
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как понимать свои эмоции? Для чего это нужно?
  • Чего мы хотим от своих отношений на самом деле – 7 потребностей в паре
  • Для чего взрослым людям нужно прорабатывать свои детские травмы и их последствия?
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Про потребности: как понять, чего я хочу?
  • Чего я хочу на самом деле: что нужно знать о мотивации и своих истинных желаниях
  • Для чего нужно делать перепросмотр жизни?
  • Упражнение для клиентов, которые не знают, чего хотят на самом деле
  • Услышать свои желания, свои эмоции, свои потребности №2.
  • Услышать свои желания, свои эмоции, свои потребности №1.
  • Чего не надо делать, когда Вы злитесь на ребенка?
  • Любовь к себе. Чего ты хочешь на самом деле, когда хочешь есть?
  • Потребности: свои, чужие, чьи и как с ними быть?
  • Почему так важно понимать свои потребности?
  • Состояние, когда ничего не хочется… Или, исполняйте свои желания!
  • Чего нельзя делать, когда близкий человек в депрессии? И что ему сейчас нужно?
  • «Слышишь звон, да не знаешь, где он». Или чего-то хочется, а кого не знаю
  • Чего можно, а чего нельзя в кабинете психолога
  • Сам себе не психолог. Для чего нужно обращаться к профессионалу.
  • Не знаю, чего хочу, сделайте что-нибудь...
  • А чего я хочу на самом деле. Упражнение
  • «Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши девчонки?» Практическая методика.
  • Для чего психологу нужен кабинет? Может быть, принимать клиентов дома? Или в кафе?
  • Без роду, племени. Или для чего необходимо знать свои корни.
  • Почему важно писать свои статьи и с чего начать?
  • Как принять то,чего принимать не хочется?
  • Потребности ребенка или Что на самом деле нужно Вашему малышу
  • А чего хочется на самом деле?
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Психолог: для чего нужен/для чего не нужен. И немного о себе :)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь