|
Чего можно, а чего нельзя в кабинете психологаАвтор статьи: Егорова Мария
Идея этой статьи родилась из моей заметки про нецензурную лексику в кабинете психолога (http://www.psyoffice.ru/article/81900/). И есть, конечно, соблазн сказать, что в кабинете психолога можно всё (потому что можно быть любым, можно быть самим собой), но хотелось бы разобраться в нюансах. Есть универсальное правило: нельзя наносить физический вред терапевту и имуществу. Но оградить себя хочется, конечно, не только от физического, но и от морального вреда (надо же в работе заботиться о своей безопасности!). А вот тут на форуме не так давно была тема, в которой клиентка признавалась, что испытывает желание издеваться над своим терапевтом. Это заставило меня задуматься над вопросом, а можно ли издеваться надо мной? Для себя я определила это так, что точно надо мной нельзя издеваться долго и неосознанно. Ведь, когда в терапии возникают чувства, - это хорошо. Это показывает глубину и качество процесса. Вот и импульс к «издевательству» можно сделать исследуемым феноменом. Изучить, что стоит за этим, извлечь информацию и смыслы. Но если клиент раз за разом демонстрирует одни и те же паттерны поведения, а попытки осознать их не единожды терпят крах, то в какой-то момент (надеюсь, что довольно скоро) придёт время сказать «Стоп. Со мной так нельзя!». Но на практике, конечно, бывает по-разному. Для меня самая неприятная ситуация в процессе работы, которую я ощущаю как некоторый вред для себя, - это когда клиент без предупреждения не приходит на встречу и не отвечает по телефону. Я готовлюсь ко встрече, физически и морально вкладываюсь, а потом ещё оказываюсь в ситуации переживания и беспокойства, что же с человеком случилось. Бррр! Неприятно. И вот недавно случается у меня в работе с клиентом не 1 такой эпизод, а целых 2 за короткое время. И внутри меня созревает довольно явственное: «Нет!». Всё, думаю, ещё такой раз и – до свидания. А потом постепенно приходит осознание, что вот для этого клиента эти «прогулы» - они очень по процессу. И это даже не про сопротивление, как обычно бывает, а про возможность в наших с ним терапевтических отношениях ослабить постоянный контроль, завязанный на обязательствах и долженствовании. И если в отношениях со мной он может нарушать правила, значит его хоть немного, но попустило. Это, конечно, не значит, что я буду поощрять такое поведение, нет. Но за те 2 раза я немного успокоилась, а за клиента даже порадовалась. А ещё, когда я размышляю на эту тему, всегда вспоминаю эпизод из любимой книги Джеймса Бьюдженталя «Наука быть живым», в котором клиент у него на сеансе расколотил стул. Вот это мастерство - так подключиться к чувствам! Хорошо было бы иметь прямо свой-свой кабинет, где клиентам можно было бы ломать стулья))) Опять же, не просто для того, чтобы ломать, а чтобы извлечь максимально информации и смысла из этой ситуации.
А как у Вас? Каково Ваше мнение о том, что можно делать в кабинете психолога, а чего нельзя? Поделитесь! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|