МОЖНО и НЕЛЬЗЯ (практика)
У всех есть внутренние границы.Просто они очень разные. И кому-то в них тесно, а кому-то так и хочется сказать "СТОП! Тебя много!". Кто-то ради других готов пожертвовать собой. А кто-то не предполагает, что есть другие люди...
Сегодня мы работали с установками, запретами, границами.
Расскажу немного подробнее.
Берём лист бумаги, цветные карандаши и ручку.
На листе пишем заголовок МОЖНО (любым цветом, который нравится). Ручкой пишем пункты, что можно.
На другом листе другим цветом пишем заголовок НЕЛЬЗЯ. Записываем, что именно нельзя.
В некоторых случаях (сегодня он настал) добавляются листы ПРАВИЛЬНО и НЕ ПРАВИЛЬНО с пунктами в каждом.
И вот мы получаем те рамки, границы, в которых живёт человек (ребенок, подросток, взрослый). И начинаем с ними работать.
Здесь задаём много вопросов, рассуждаем и "расшатываем". Аккуратно, бережно и нежно. Поддерживая, не спеша, давая возможность осознать ....
Если много НЕЛЬЗЯ, то разрешаем себе, позволяем.
НЕ ПРАВИЛЬНО. Обязательно задаём вопрос: кто решил, что это неправильно? А тебе как с этим самому?
Если много ПРАВИЛЬНО, то ищем смысл, зачем делать правильно? Что тебе это даёт? А потом ищем другие способы получить желаемое.
МОЖНО - иногда там полно ресурсов и желаний, иногда ярко выраженных нереализованных потребностей.
И так далее...
Интересный момент вылез в практике сегодня.
"Когда мне грустно и печально, я иду делать добро людям"
То есть моя грусть и печаль не важна, не значима. Главное, что обо мне подумают люди, главное, чтобы им было хорошо.
В ответ я привела метафору: "Весна. Светит солнце, тепло и радостно. Настроение класс! Я иду по улице и балдею. Но... Когда смотрю вниз, то вижу много собачьего дерьма и мне от этого грустно, печально, я чувствую отвращение...
Погода резко меняется. Похолодало. Дует сильный ветер. Я закуталась, тороплюсь. Пошел снег. И припорошило снежком всё дерьмо. Зато его не видно, всё белым-бело. И ... Я наступаю прямо в дерьмо... Ах, вот она эта грусть, и печаль, и отвращение...."
Занавес.