|
Инвалиды по выборуАвтор статьи: Большанин Алексей Юрьевич
Все ограничения у нас в голове
Майлз Хилтон-Барбер
Начать эту статью я хочу с развенчания мученического ореола инвалидности. По моему убеждению, это не столько состояние здоровья человека, сколько особая жизненная философия. Она культивирует саможаление, безделие, безответственность и бесперспективность. Позволяет стяжать инвалиду скрытые выгоды его болезни, такие как: повышенное внимание окружающих, безразденльная власть над ними, обвинение всех и вся в своих бедах и несчастьях, злорадство и многие другие.
Предполагая недоверия скептиков и агрессию профессиональных инвалидов по поводу названия этой статьи, эпиграфа к ней и моих высказанных и последующих утверждений, приведу несколько фактов из своей собственной жизни.
«Нетрудоспособен в обычных условиях производства. Нуждается в постоянном постороннем уходе. Может работать в особых условиях» — это выдержка из моей справки ВТЭК[1], которой меня осчастливили по случаю моего совершеннолетия. Справка пожизненная, поскольку у меня врожденные проблемы со зрением, и она свидетельствует о том, что я — инвалид первой группы. А посему, мне было «предначертано» довольно скромное место в жизни и еще более скромный круг занятий, ограниченных физическими возможностями моего здоровья. «Инвалиды первой группы дома сидят, а не в университетах учатся!» — заявил мне когда-то доблестный представитель милиции. И он честно и открыто озвучил мнение подавляющего большинства наших соотечественников, которые, следуя принципам гуманности и толерантности, об этом не говорят, но думают точно так же. Более того, вся система нашего специального образования построена на базе этих же умалчиваемых, но непререкаемых «истин». Однако, вопреки им, я получил высшее психологическое образование и квалификацию в экзистенциальном направлении в психотерапии, имею собственную консультативную практику, преподаю в институте, в котором сам получил «путевку» психотерапию, написал и издал книгу, свободно перемещаюсь по Украине и за ее пределами… Поэтому, совершенно не считаю себя инвалидом, хотя, действительно, практически ничего не вижу.
Так кто же тогда Инвалиды? И, чем они отличаются от больных, но Неинвалидов?
Инвалидность как медицинский приговорВ «Большой медицинской энциклопедии» можно найти следующее определение: «Инвалидность (от лат. Invalidus — слабый, немощный) — стойкая потеря работоспособности». Исходя из этого, инвалиды — это слабые, немощные нетрудоспособные люди. Видимо, из-за «неполиткорректности» этого определения в настоящее время, под влиянием гуманистических веяний и под девизом толерантности, принято заменять слово «инвалиды» громоздкой конструкцией «лица с ограниченными возможностями физического здоровья». Из этого следует, что медицина имеет ввиду лишь физиологические ограничения в следствие той или иной болезни. Однако, для большинства инвалидов нашего времени они становятся реальными ограничениями и в остальных сферах их жизни: социальной, интимной, духовной.
Приведу всего два, на мой взгляд, очень наглядных примера такой глобальной ограниченности: первый — это Ипполит, один из второстепенных героев романа Достоевского «Идиот», а второй — Виктор, постоянный абонент телефона доверия.
Инвалидность как душевная и духовная леньИпполит — восемнадцатилетний юноша, больной туберкулезом, знающий о смертельном приговоре врачей. Он, безусловно, напуган, одинок, нуждается в помощи, участии, внимании и заботе других людей, но по-хамски всех от себя отталкивает, с тем чтобы упиваться своей несчастливой долей и досаждать близким своими капризами и требованиями. Он болен смертельной болезнью, слаб, он лишен многих доступных другим радостей — это его только озлобляет и вызывает зависть и жгучую ненависть к ним, но никак не побуждает к преодолению трудностей, своей болезни и немощи. Он совершает благородный поступок, могущий наполнить его оставшуюся жизнь смыслом, но тут же его обесценивает намерением наложить на себя руки.
В этом случае мы имеем дело со своего рода манифестом инвалидности, когда человек превозносит свою болезнь или инвалидность, отгораживается ими от окружающих людей и от жизни и мазохистически упивается саможалением или реальными страданиями, которыми, в конечном итоге, и оправдывает свое бегство от полноценной, здоровой жизни.
Совершенно с другой стороны на проблему инвалидности позволяет взглянуть второй, реальный клиентский случай. Виктор — молодой двадцатисемилетний человек, прикованный к инвалидному креслу обширным параличом. В девятнадцать лет переболел энцефалитом. С тех пор считает себя совершенно беспомощным, «безнадежным инвалидом». За четыре года моего знакомства с Виктором, по восстановлению речи, я могу засвидетельствовать значительное улучшение его состояния. Однако на протяжении болезни и всего своего абонентства он отказывался не только от всех рекомендаций, могущих ускорить выздоровление или, по крайней мере, частично восстановить его двигательные способности, но и от свидетельств явных улучшений его состояния. На все предложения подобного рода у него был заготовлен один и тот же ответ: «Ну, да… тебе, здоровому, конечно, не понять… я же инвалид, у меня ножки не ходят, ручки не держат…». А иногда и скупую мужскую слезу к своему монологу подпустит, чтоб если не разжалобить, так хоть усовестить такого жестокосердного консультанта.
Именно в этом случае глобальная лень совершенно очевидна.
Как много таких Ипполитов и Викторов встречал я в своей жизни! Я ведь учился в специализированной школе-интернате для слепых и слабовидящих детей, а затем в специализированном медицинском училище, где также учились инвалиды по зрению. Кроме этого, более трех лет проработал в специализированной библиотеке для слепых. Вот где я на них насмотрелся вдоволь! Правда, там же я впервые обратил внимание на это явление как на проблему и серьезно задумался о ее природе. Дальше я попробую совсем коротко изложить базовые моменты собственной «теории инвалидности».
Как стать Инвалидом по жизни?Подавляющему большинству больных людей инвалидность очень выгодна. В начале их убедили, а затем и они сами с радостью ухватились за идею о том, что их возможности ограничены физическим недугом, что они почти ничего не могут самостоятельно сделать, что им не к чему стремиться, чего-то в жизни добиваться и т. д. А это со временем становится очень удобным, поскольку позволяет не напрягаться и вести пассивный, безответственный, полурастительный образ жизни. В доказательство реальности инвалидного мировоззрения приведу интересный случай из своей медицинской практики.
После окончания медицинского училища и провальной первой попытки поступления в университет в течение года я работал массажистом в детском психоневрологическом санатории. Целевыми пациентами этого заведения были дети, больные детским церебральным параличом, которые регулярно лечились там практически с рождения и до своего совершеннолетия. Не вдаваясь в клинические детали, я расскажу о двух своих пациентках, с совершенно идентичными формами заболевания и прогнозом, лечащихся с рождения, но имеющих различные результаты.
Первой ко мне попала семнадцатилетняя Соня, которая проходила последний свой курс лечения в этом санатории. Если бы я не был знаком с ее историей болезни, то ни за что не заподозрил бы у этой девочки такого серьезного заболевания! Я общался с красивой, образованной, физически совершенной девушкой, у которой только в моменты сильного волнения проявлялись характерные для ДЦП, но почти незаметные со стороны дефекты речи. Во многом благодаря своему отношению к болезни и отношению к ней близких, никому и в голову не пришло бы назвать Соню инвалидом. И это при том, что МСЭК присвоила ей третью группу инвалидности, по-видимому, только на основании угрожающего названия болезни.
Затем я познакомился с Инной... Единственное, что она могла делать в свои одиннадцать лет — виртуозно «строить» своих родителей. Научившись (вероятно, только для этого) говорить, без посторонней помощи она не могла даже перевернуться. И как говорила ее лечащий врач, теперь никогда не научится, поскольку «уже давно вкусила сладость божественной власти над окружающими».
И это, пожалуй, является самой главной скрытой выгодой инвалидности и любой болезни: «Сделай мне то-то или то-то… у меня же ножки не ходят… ручки не держат…» Глазки не видят… И попробуй кто-нибудь из окружающих не сделать требуемого! Тотчас же это «беспомощное» создание устроит такую истерику, что небо в овчинку покажется!
Ограничив ради ничегонеделания или власти над родственниками свое жизненное пространство и возможности, таким изощренным образом инвалиды получают еще две скрытые выгоды: освобождение от ответственности и право на обвинение других во всех своих бедах. Но что же происходит в действительности?
Если называть вещи своими именами, «спрятавшись» за своей болезнью от жизни, инвалиды «собственноручно» ограждают свой мир рамками низших социально-экономических условий. Но, разжигаемые рекламой, приобретениями и достижениями их «нормальных, здоровых» знакомых или близких, желания и потребности этих людей непрестанно растут. Однако это никак не мотивирует их на собственные достижения, а только распаляет в них озлобленность, зависть, а также безутешную жалость к себе, горемыке, обиженному жизнью, Богом или судьбой! А с какой скрытой ненавистью инвалиды «перемывают косточки» выбившимся из их массы людям и с каким нескрываемым торжеством и злорадством встречают их неудачи!
Однако, наряду с внутренними, существуют и внешние факторы инвалидизации даже здоровых людей.
Прежде всего нужно сказать о том, что в нашей системе специального образования «учат на инвалидов». В сложившейся в нашем обществе традиции детям с различными аномалиями физического развития прививается комплекс неполноценности, комплекс инвалида. Большинство детей дошкольного и младшего школьного возраста даже и не подозревает о том, сколь многого они «не могут сделать» из-за ограничений возможностей своего здоровья только потому, что совершенно свободно это делают. Так, например, я довольно бодро катался на велосипеде, лазал по деревьям, играл с соседскими ребятами в футбол и спокойно делал еще много «невозможных» для слепого ребенка дел. Но в закрытых школах специального образования нас довольно быстро и с высокой степенью успешности убеждают в том, что этого нам никогда не сделать, что перспективы нашей социальной адаптации и профессионального развития ограничены весьма узкими рамками.
Почему же, в таком случае, несмотря на собственный практический опыт, подавляющее большинство детей, взрослея, поддаются убеждению окружающих и становятся с возрастом людьми с действительно ограниченными возможностями?
Дело в том, что проблема эта актуальна не только для системы спецобразования. Своими корнями она глубоко уходит в массовое сознание или общественное мнение об инвалидах нашего постсоветского общества. А процесс искусственного ограничения возможностей ребенка, обычно, начинается в семье его родителями.
Позор или героизм?Работая в психо-неврологическом санатории, даже не имея психологического образования, я обратил внимание на значительные различия в отношения родителей к своим детям-инвалидам и их болезни. Еще тогда, Условно, я определил их как: «Безупречных эгоистов», «»Виноватых подхалимов», «Самоотверженных спасателей» и «Простых Героев».
«Безупречными эгоистами» я называю людей, которые тем или иным образом отказываются от своих больных или увечных детей. Кто-то отправляет их в пожизненную ссылку к бабушкам и дедушкам, а иные, вообще, отдают деток в дома малютки с последующем их прозябанием в интернатах для инвалидов. «У меня не может родиться такой ребенок! Я же молодая, здоровая, успешная…» Или: «Это не мой ребенок! Его подменили в роддоме!» «Мне страшно, я же не справлюсь с таким испытанием! Это же пожизненная каторга, и никакого счастья в жизни!» «Это же несправедливость!.. За что мне такое наказание!» И это лиш некоторые из оправданий своего предательства родительского долга, которые мне довелось слышать и от клиентов, и от знакомых. А одна из абоненток телефона доверия «побила все рекорды» цинизма и бесчеловечности: «Это ж убожество станет пятном на моей репутации!..» - отзывалась она о своем малыше, родившемуся с болезнью дауна.
«Виноватые подхалимы» - это родители, чувствующие вину за болезнь ребенка. Воискупление которой они носятся с ним как с хрустальной вазой: не дай Бог дитятка перетрудится, расстроится, обидется!.. Эти родители готовы выполнить любую прихоть или каприз своего чада. Они ничего не позволяют ему самостоятельно делать, в некоторых случаях сами одевают его и кормят с ложечки… Именно такие родители достались Инне, которая навсегда останется беспомощным инвалидом-овощем. И самая тяжелая их вина перед своей дочерью состоит как раз в том, что сделали ее такой и этого не понимают, да и не хотят понимать!
«Самоотверженные спасатели« - это добрые и заботливые мамы и папы, искренне окружившие свою кровиночку теплом, добротой, заботой и любовью. Однако, хоть и из лучших побуждений, но и они, зачастую, ограждают ребенка от активности, трудностей и иных тягот обыденной жизни. Я не раз встречался с мамочками, всецело посвятившими себя тихому, безропотному служению своему ребенку-инвалиду. И многие из них, действительно, в нем были счастливы. Однако их дети также остаются пожизненными беспомощными инвалидами. Как-то моя мама спросила мать одного из моих одноклассников, постоянно сопровождающую своего сына: «Слушай, ты Андрея и на свидание водить будешь?» На что она ей ответила: «Конечно, а что тут плохого?» Дело было в выпускном классе, когда я и моя сестра уже лет семь ездили в школу самостоятельно. А у Андрея была замечательная мама! Но, тем не менее, он до сих пор и шагу ступить без нее не может…
«Простые Герои», к сожалению, составляют самую малочисленную группу. Они даже «безнадежно» больному ребенку не позволяют стать инвалидом, почувствовать себя ущербным, неполноценным или ограниченным! Одними из таких родителей, с которыми мне посчастливилось познакомиться, были мама, папа и бабушка Сони. Ведь те результаты, которых она достигла, в классической медицине считаются невозможными. Хорошим эффектом лечения и реабилитации при такой форме ДЦП является лишь более или менее самостоятельная подвижность и уход за собой! Отличные родители и у слепорожденной Наташи, которая, благодаря мужеству, настойчивости, смелости своих родителей, ни в чем не уступает своим зрячим сверстникам, а, кое в чем, и превосходит их. Такие же Родители, повидимому, были и у чемпионов параалимпийских игр… Да и у каждого из участников, пожалуй, тоже! Безусловно, их родителям пришлось уделять деткам чуть больше времени, чем здоровым, приложить чуть больше усилий, быть самую малость терпеливее, настойчивее и внимательнее. Так что получается, что героями они являются лишь в нашем обществе, в котором все перевернуто с ног на голову. Ведь они просто добросовестно и ответственно выполняли свой родительский долг.
Наш организм богат компенсаторными возможностями. У людей с плохим зрением, как правило, отличные слух, осязание, память. У людей с ограничением подвижности – интеллект, креативность, аналитические способности. Глухонемые – обладают феноменльной силой и выносливостью. Умственно отсталые, при надлежащем воспитании, могут стать усердными ремеслинниками, или мастерами художественного творчества… … Поэтому, хорошим родителям достаточно заметить и помочь развить ребенку индивидуальные особенности, способности или таланты, компенсирующие ограничения его болезни. Тогда он обязательно станет полноценным человеком, зрелой личностю и равноправным членом общества, а не его иждивенцем-инвалидом.
Киев, 2014 г. [1] Врачебно-трудовая экспертиза (сейчас МСЭК — медико-социальная экспертиза) — занимается освидетельствованием и подтверждением физических ограничений здоровья граждан. Говоря попросту, официальная государственная структура, делающая из людей инвалидов. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|