Так или иначе, этот вопрос задает себе каждый взрослый, когда принимает решение зачать ребенка (не люблю слово «заводить» – словно домашнего питомца). Рассмотрим несколько вариантов ответов – а также последствия, к которым они могут привести!..
1. «Детей должны рожать все»/«от меня этого ждут окружающие»
Если взрослые так думают, то сами поступают, как дети. И дело тут вовсе не в возрасте! Просто у них не очень ясное представление о том, зачем конкретно им нужен ребенок.
А когда непонятны изначальные мотивы, то и все остальные действия чаще всего тоже не очень осознаны. Но самое главное – открыт вопрос, нужен ли самим родителям их ребенок?
2. Женщина рожает ребенка без надежды на создание полноценной семьи, чтобы скрасить свое одиночество.
В такой ситуации она много надежд возлагает на ребенка. Но, как это не парадоксально, дает ему мало свободы в развитии и реализации себя.
А во взрослой жизни такому ребенку бывает очень сложно отделиться от матери и начать жить своей отдельной жизнью.
3. «Заводят для себя»
Этот вариант может встречаться в уже зрелой паре. И самой большой минус такой семейной модели: отношение к ребенку может быть, как к живой игрушке. Желания и чувства малыша либо не учитываются вовсе (родители все делают исходя из своих жестких убеждений), либо возводятся на пьедестал (но и в этом случае реальные потребности ребенка также игнорируются).
4. Ребенок нужен, чтобы решить проблемы с супругом: привязать к себе партнера/партнершу, повлиять на его/ее поведение, изменить кризисную ситуацию и т.д.
На самом деле, ребенок это проблему не решает, а, напротив, может усугубить.
Да и самому малышу в такой семье придется несладко – особенно если все пойдет «не по плану». Ребенок будет страдать от ощущения собственной ненужности, а это очень больно и горько.
5. Взрослые рожают ребенка, чтобы отработать неразрешенные вопросы со своими собственными родителями:
– Взрослый ведет себя по отношению к своему ребенку так же, как вели себя с ним его родители. И чтобы хоть как-то отомстить матери и отцу, они выплескивают свою злость и обиду на собственного ребенка (например, «меня унижали, и я буду унижать»).
– Взрослому не нравилось, как его воспитывали собственные родители, и он со своим ребенком поступает с точностью до наоборот, что также может привести к перекосам в воспитании и негативным последствиям.
Например, родителя в детстве жестоко контролировали, и теперь он хочет «быть другом» своему ребенку: дает ему слишком большую (не по возрасту) свободу в принятии решений.
– Взрослый требует любви и безоценочного принятия от своего ребенка. Происходит подмена ролей: ребенок вынужден вести себя как мудрый, принимающий родитель, а взрослый, напротив, как ребенок, ищущий любви (которую он, вероятнее всего, недополучил в детстве от своих родителей).
Ребенок в такой ситуации не может расслабиться и побыть просто маленьким: он должен трудиться над отношениями со своим родителем, чтобы получить его хорошее отношение. К тому же он вынужден брать на себя ответственность, которая ему не по силам. От этого может развиваться тревожность, пониженная самооценка и т.д.
6. «Появление детей в семье – это естественный ход развития человечества»
Рождение детей в такой паре воспринимается как нечто естественное. У родителей есть разнообразные ресурсы и силы, чтобы растить и воспитывать детей.
7. «То, что в меня вложили родители, я хочу передать дальше»
У таких взрослых также много сил и энергии растить детей. И все это будут делать по-своему.
8. Любви в паре становится много, и естественным продолжением чувств становится рождение и воспитание ребенка.
Хорошо, если в такой семье отношения гармоничны – каждый умеет учитывать свои интересы и интересы партнера – тогда они будут с уважением относиться и к ребенку. Без детей в такой паре произошла бы стагнация. Взрослые, воспитывая ребенка или нескольких детей, проходят фазы взросления. Ведь, к примеру, родители годовалого и родители десятилетнего первенца (при условии, что взрослые примерно одного возраста) – это разной зрелости люди.
Даже если в самом начале взрослые не задумываются, зачем им нужен ребенок, они могут осознать это потом (и чем раньше, тем лучше!). А вместе с тем изменить педагогический подход и отношение к малышу. В любом случае, родителям важно помнить: ребенок – это не только самоорганизация, терпение и выход из зоны комфорта. Вместе с детьми в вашу жизнь приходит много радости и любви!