Кого любит Эмоциональное Выгорание и как от него убежать. Часть №2

Уважаемые читатели!

Продолжая говорить об эмоциональном выгорании (ЭВ), остановимся более подробно на проблемах научной организации труда (НОТ)  на предприятиях  (фирмах, компаниях и т.д).  Почему же именно  НОТ?

Мы рассматриваем ЭВ, как результат неуправляемого (неконтролируемого) стресса межличностных рабочих коммуникаций. От того, насколько правильно организован рабочий процесс и взаимодействие работников в этом процессе, в основном, зависит не только динамичное развитие бизнеса, но и удовлетворение  человека от выполняемой деятельности.

 ПРИМЕР: Женщина, назовем ее Ольгой, на приеме у психолога, служащая крупного государственного учреждения. Почти дословно: « Все! Больше не могу там работать…, ответственность огромная, напряжение колоссальное…,  поесть-попить в течение дня  не всегда получается, обед смещен, иногда совсем нет обеда,  сидим в кабинете 4 человека, да еще  посетители у каждого…

Просили отсадить хотя бы одного коллегу, говорят некуда…,  гул, телефонные звонки,   рабочий день считается нормированным, но приходится несколько раз в неделю оставаться после работы – я не всегда успеваю справится с валом работы... Мне кажется, что я не справляюсь, начала почему-то (???) кашлять, чувствую себя плохо уже с утра, а про вечер уже и не говорю…

Помогите разобраться, со мной что-то не то происходит, я почти все время физически уставшая, часто не могу сконцентрироваться на работе и постоянный страх сделать ошибку! Ночами не высыпаюсь, кручу-верчу рабочие ситуации, кажется, что ошибок много… Но мне уже все равно, надоело за все годы… А ведь я хороший специалист, работаю с этой сфере 12 лет, имею много грамот и благодарностей… В семье появились проблемы… Срываюсь! А, вообще, мне уже плевать на все, все надоело и все надоели, уволюсь…

Но куда же я пойду, у меня образование специфическое… Я в отпуске не была уже полтора года…» Ольга говорит все это как-то обреченно и  заученно, как будто повторяла все это сама себе и другим сотню раз.

В уме сразу вопрос: Правильная организация труда? Есть у Ольги ЭВ? Поработали, выяснилось – женщина типичная эмоционально-выгоревшая, вследствии авралов на работе, невозможности соблюдать нормальный режим рабочего дня и отдыха, т.е. как основные причины ЭВ вызначились неудовлетворительные условие труда, в которых Ольге трудиться в удовольствие не представляется возможным.  

Примерно с такими же запросами «Что со мной происходит? Сил нет ни плакать ни смеяться…» обращаются люди, серьезно обеспокоенные состоянием своего здоровья ,занятые на серьезных службах.

 

В 2012 году мною было проведено эмпирическое  исследование 100 человек крупной государственной организации, с целью определения и изучения  факторов, влияющих на  формирование ЭВ. Запрос руководителя сводился к следующему: в течение долгих лет организация функционировала, как положительное звено в цепи однородных организаций России.

За последние три года выявилась большая текучесть кадров, ухудшение психологического климата, нарушения трудовой и служебной дисциплины, частые телесные травмы дома и на работе, кол-во листов нетрудоспособности перевалило все мыслимые и немыслемые нормы, ежегодные медицинские осмотры прямо указывают на ухудшение общего здоровья работников.   Можно ли определить причину текучести кадров и  почему ухудшается здоровье людей? 

За основу психологического тестирования была взята методика диагностики ЭМ В.В. Бойко. Исследование было долгим, кропотливым, проводилось дважды в течение года.  Прогнозы подтвердились: 85% работников имели на момент исследования симптомы ЭВ различной степени выраженности. Учитывая особую специфику  организации и повышенные требования к личностным качествам работников и выполняемой ими работы, было выявлено , что основными побудительными факторами ЭВ являются:

- часто меняющееся законодательство;

- неоправданно жесткие служебные требования;

- невозможность адаптации в новых условиях труда из-за плохо организованного профессионального обучения;

- высокие требования к постоянному саморазвитию и повышению профессиональной компетентности;

- высокая степень ответственности за дело, за себя в этом деле и за других людей;

- неудовлетворенность условиями  труда и чрезмерной функциональной нагрузкой;

- нарушение положительного психологического климата рабочей среды.

Особой строкой хочу выделить важный момент исследования: у 80% испытуемых не реализована потребность в отдыхе!!!

 

На основании полученных результатов исследования было рекомендовано:

1)Проявлять последовательность и единообразие в требованиях к выполнению производственных решений.

2)Повышать ценность сотрудника и значимость его деятельности посредством морального и материального стимулирования.

3)Проводить своевременное обучение и повышение квалификации работников.

4)Привести в соответствие санитарным нормам распределение рабочих мест.

5)Организовать неукоснительное выполнение работниками правил трудового распорядка ( технические перерывы, обеденное и отпускное время).

6)Отслеживать первые признаки ЭВ и принимать своевременные меры по их предупреждению ( психодиагностика, медицинские профилактические мероприятия, своевременный отпуск, равномерное распределение нагрузки, смена деятельности).

7)Насыщать корпоративную культуру общественно-значимыми мероприятиями ( спортивные, интеллектуальные, культурно-массовые).

8)Организовать психологическое просвещение работников ( семинары, лекции, тренинги).

9)При участии психологов обеспечить работникам возможность освоить пути овладения стрессом (релаксация, саморегуляция, самопрограммирование). 

«Вот они условия… Вот она среда…»  Здесь мы наблюдаем далеко не научный подход к организации труда.

Так как же распознать самые первые, а значит, еще совсем  слабенькие симптомы ЭВ у работника?

В первую очередь, отметим  то, что поведение такого человека начинает отличаться от поведения других людей неконструктивными и неэффективными моделями поведения. В зависимости от особенностей личности работника, и при условии, что в организации, например, есть штатный психолог, который имеет возможность ежедневно наблюдать за работниками,  можно с уверенностью назвать такие факты:

1)    Постоянное чувство озабоченности по поводу работы.

2)    Чувство усталости и пустоты, связанное с работой.

3)    Раздражение, направленное на коллег, близких.

4) Невозможность полноценного отдыха, в связи с обдумыванием рабочих ситуаций.

5)    Постоянный страх рабочей ошибки, оплошности.

6)    Отлынивание от работы, снижение лояльности и привлекательности деятельности, негативные проявление в рабочих коммуникациях.

7)    Низкая производительность при внешнем проявлениях активности ( суета, повышенная скорость там, где этого не требуется, концентрация внимания на простейших рабочих моментах - шаблоны, заготовки, установленные формы и т.п.)

8)    Конфликтность в семье и на работе, физические болезни, дистресс.

9)    Отношение к работе,как трудовой повинности. 

Последствия ЭВ могут быть очень опасными для  самого выгоревшего, в первую очередь. Мы вынуждены здесь говорить о личностной деформации. Помимо различных конфликтов в социальной среде ЭВ может привести к злоупотреблению алкоголем, табакокурению, чрезмерныму употреблению медикаментозных средств ( снотворных, успокаивающих, расслабляющих…).

Психофизиологические последствия ЭВ  выражаются и в психосоматических расстройствах ( бессонница, частые головные боли, першение и покашливание в горле именно на рабочем месте и др.) Заметно нарушение эмоционального фона – человек часто угрюм, озабочен, невесел, равнодушен к окружающим, другими словами - человек эмоционально истощен! Стрессовый стиль жизни значительно меняет общий уклад  жизни человека, искажает смысл и цели личности. 

Что же можно сделать, чтобы ЭВ не настигло? В виду накопленного опыта по изучению ЭВ, смею предложить несколько вариантов:

1)     Хорошо изучите и усвойте свои должностные обязанности.

2)    Изучите (постоянно изучайте) свое дело, как можно лучше – запомните и поймите соблюдение самых важных рабочих требований, это поможет Вам грамотно использовать свои рабочие и личностные резурсы.

3)     В своем производственном ( служебном) процессе  выделяйте самое главное на данный момент, т.е. не распыляйтесь.

4)     Если Вы поняли, что на Вас взваливают «лишнее/противоречивое» покажите (аргументируйте)  «излишек/противоречие» и скажите твердое "НЕТ!"

5)     Поймите и примите тот факт, что приятные и неприятные изменения в рабочем процессе были, есть и будут. Такова жизнь! Хорошее знание своего дела поможет Вам определиться с тактикой ведения «ближнего и дальнего боев».

6)  Поддерживайте эффективные рабочие отношения с коллегами и руководством.

7)    Не ловите «пулю конфликта»  стреляющего, чьи бы интересы он не представлял, пусть летит себе мимо – здоровье дороже.

8)   Научитесь уважать свои достижения – прошлые, настоящие и будущие, это важно для осмысления Вашей самооценки.

9)   Научитесь слушать и слышать свое тело и душу: релаксация, саморегуляция, самовосстановление (возможно, с помощью психолога).

 А что же делать, если  ЭВ уже проявило себя?

 1)    Ни в коем случае не считать себя жертвой ЭВ ( много чести…), а четко определить, что надежда выхода из стрессовых ситуаций есть всегда ,надо только поискать ее.

 2)  По возможности спокойно подумайте, какие из Ваших личностных ресурсов еще не выгорели, т. е. остался ли «порох в пороховницaх», например, осознанное желание преодоления стресса; его (стресса) уязвимость; степень психологической устойчивости в стрессе; в каком состоянии Ваша «Я-концепция» - самоуважение, самооценка, наличие достижений ( я же жил до этого ЭВ как-то???); возможность использования эмоционально-волевых качеств в погашении стресса; в каком состоянии Ваши физические ресурсы... 

3)   Попытаться отыскать психологические струны, способные пробудить веру в то, что Вами непременно будет найдена возможность Вашего возвращения в комфортные условия реальности. Но не сидеть и не ждать "манны небесной", а думать, искать, предполагать, анализировать, не бояться призывать на помощь окружающих, или  психологов, разбирающихся в ЭВ. 

4)    Как кординальная мера выхода из стресса  иногда вполне разумна смена деятельности, если потребность в удовлетворении трудом не реализуется на протяжении нескольких лет.

Вот такое оно коварное - Эмоциональное Выгорание! Любит беспорядок в умах и делах, обожает места массового скопления и бросает свои «шашки» прямо нам под ноги, пытаясь расшатать нашу жизненную стойкость. Давайте быть  внимательными к себе, уважающими самость, свою  избранность, беречь себя и окружающих нас людей! 

С уважением к читателю!

Буду безмерно благодарна за отзывы!

 

 

 



Просмотров: 566
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Интуиционные параметры профессиональной деятельности медицинских работников
  • Родовые травмы человека, их степень влияния на жизнь людей и психотерапевтические методы работы с ними
  • А есть А. Или почему в первую очередь нужно слушать себя.
  • Креативность как фактор успешной деятельности работников творческих профессий (дизайнеров)
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Профессионально важные качества работников типа профессии "Человек-Человек"
  • Кибертерапия (е-терапия, интернет-консультирование) как перспективный метод консультационной работы в деятельности практического психолога и специалиста социальной работы
  • Эмоциональное здоровье работников железнодорожного транспорта.
  • «Нет – игнорированию стресса! Берем на себя ответственность за свое психическое здоровье»
  • Одна из рабочих моделей построения терапевтической стратегии в работе со случаями насилия.
  • Режим труда и отдыха. Пропорция 8/8/8
  • Много рабочих проектов? Расставь приоритеты!
  • Подросток-это результат моего труда! Как вырастить умного человека.
  • Если перед Вами стоит выбор кого спасти - себя или ваши отношения - всегда выбирайте себя
  • Факторы эффективности деятельности работника типа профессии «Человек-Человек».
  • Фототерапия как метод психокоррекционной работы в работе практического психолога и специалиста социальной работы
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • 7 рабочих упражнений для обретения уверенности в себе и поднятия самооценки.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Психологические лайфхаки: как свести последствия стресса на работе и учёбе к минимуму
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Как разобраться с делами на работе и отправиться в отпуск без предварительного стресса
  • Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности.
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему люди не обращаются за помощью к психологам, даже если есть острая потребность?
  • Эссе по работе Зигмунда Фрейда "Положение о двух принципах психической деятельности"
  • Расщепление, или Почему нам сложно принимать людей такими, какие они есть
  • Возможности и последствия диссоциации. Насколько далеко можно уйти в отказе от себя.
  • "Позволяйте себе быть счастливыми". О жизни и работе психолога, женщины и мамы.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь