О чем могут рассказать рисунки

Детские рисунки - хороший тест на эмоциональное состояние ребенка, мы его часто используем в своей работе. Родители тоже могут воспользоваться этим инструментом. Для этого родителю не обязательно быть специалистам в области толкований. Здесь я предлагаю подробнее разобраться в этом вопросе и привожу некоторые аспекты, на которые необходимо обращать внимание.

В психологии при анализе рисунков существует тенденция чаще обращать внимание на патологические характеристики, чем на здоровые, чаще уделяют внимание тому, что нездорово. Интерпретации часто базируются на том, что не так, на неправильном в ущерб нормальному, здоровому, правильному. Но лучше все же начинать с того, что принято считать здоровым.

Люди, отличающиеся психическим здоровьем, – это люди, у которых жизнь хорошо организована. Они:

- способны идентифицировать, воспринимать точно и адекватно свои психологические потребности;
- имеют позитивное отношение к самому себе;
- не боятся выразить себя, свои мысли и эмоции;
- точны и адекватны в своих восприятиях;
- сами управляют своей жизнью и могут внести необходимые изменения в её ход;
- владеют психологическим "инструментарием" для успешного решения конфликтов и жизненных проблем.


Все эти психологические особенности находят своё отражение в рисунках и представлены следующими характеристиками:


Самоуважение. Если в рисунках изображены фигуры людей, то они имеют все необходимые детали (черты лица, тело, руки, ноги, стопы, кисти рук и пр.). Все изображения фигуры имеют правильные пропорции по отношению к листу и другим объектам. Такие рисунки не являются ни слишком большими, ни слишком маленькими. Линии на рисунках чёткие и твёрдые. Фигуры основательные, прочные, пропорциональные и изображены в открытой позе.
Чувство безопасности и уверенности в себе. Фигуры на рисунках касаются пола, почвы, они как бы "заземлены". Они располагаются в центральной части листа и не наползают на край бумаги. Линии рисунка чёткие и ясные. Фигуры очень часто находятся в движении, в реальном или потенциальном. Их ноги и руки свободны и могут легко перемещаться в пространстве.
Позитивные взаимоотношения. Фигуры на рисунке располагаются достаточно близко друг к другу, как бы демонстрируют определенный тип взаимоотношений или динамическую интеракцию. У фигур имеется в наличии все средства для позитивной коммуникации (открытые руки, кисти рук, рот, уши).
Открытость. Фигуры находятся в открытых позах или открыты для контактов с окружением, дома имеют окна и двери, доступны для окружающих.
Стабильность и организованность. Нарисованная картина закончена, все части рисунка интегрированы и взаимно дополняют друг друга. Все фигуры имеют необходимые элементы, соотносятся с другими фигурами так, что создаётся впечатление упорядоченности.
Адекватная половая идентификация. Все фигуры на рисунках имеют половые различия. Первая фигура, которую рисует человек, того же самого пола, что и он сам. Женские и мужские фигуры имеют все необходимые детали. Все изображения нормальной величины и хорошо соотносятся с целостной картинкой. В подростковом возрасте излишний интерес к половым деталям считается нормальным.

В первую очередь обратите внимание, какой отклик у вас вызывает рисунок - нравится ли, какое впечатление оставляет - гармоничное, хаотичное, радостное или тревожное. Не обязательно так же спрашивать у своего чада, почему он воспользовался именно этим цветом, выбор цвета в отдельном рисунке свидетельствует только о сиюминутном переживании и состоянии. Но если один и тот же цвет, например серый, белый или черный, повторяется на протяжении серии рисунков, тогда можно предположить, что ребенок видит мир именно в таких красках. В принципе не следует задавать вопросы "почему". Лучше спросите, где папа, если его нет в рисунке семьи. Так вы получите информацию о том, как ситуацию воспринимает ребенок. Чтобы малыш не заподозрил, что проводится эксперимент и не начал "работать на зрителя", можно организовать такое семейное рисование на определенную тему, а затем совместно обсудите получившийся результат. Уверена, вы узнаете много нового о своей семье! Только ни в коем случае не подвергайте критике рисунки, не обвиняйте ребенка в том, что ВАМ не нравится то, что он нарисовал.

При интерпретации детских рисунков очень важно учитывать возрастные особенности и возможности, проявляющиеся на разных стадиях развития.

Первая стадия – марание, каракули, как бы игра карандашом по бумаге. Ребенка привлекает то, что он что-то создает, что-то созидает. Так оформляются основы творчества, приобретается самостоятельность. На этой стадии ребенок просто подражает взрослым, не пытаясь еще выразить что-то конкретное. Это можно сравнить с гулением.

Вторая стадия – стадия примитивных изображений. Появляется что-то похожее на образ, изображение чего-то или кого-то. Овладение графическими формами происходит медленнее, чем развитие словесного творчества. Приходит умение рисовать некоторые формы, многоугольНики, круги. Затем появляются головоноги.

Двухлетний ребенок обычно рисует каракули, если ему дают лист бумаги и карандаш. Его движения хаотичны и случайны. Он может рисовать точки и чёрточки, заполняя пустые места пространства, передвигаться по листу. Трехлетний ребенок уже рисует круги, петли, арки и линии. Пожалуй, это самая ранняя попытка изобразить знакомые ему объекты, но на листе это выражается в неузнаваемых формах, и он их может назвать — "мама", "папа". Четырёхлетний ребенок способен организовать петли и кружки в горизонтальной плоскости. Он может также добавлять линии к кружочкам, изображая ими руки или ноги человека. Ребёнку четырёх лет доступна только ориентация слева направо на листе.

С пятого года жизни начинается третья стадия – стадия схематических изображений. Пятилетний ребенок комбинирует круги, арки, линии для создания известных объектов. В этом возрасте большинство детей уже могут рисовать перекрёсты, т.е. пересекать горизонтальные линии вертикальными.
К шести годам ребенок уже способен к интегрированному рисунку и имеет отличный контроль над движениями (для того чтобы достаточно точно изобразить видимый мир). Он может строить изображения в наклонной плоскости, "выстраивать" вертикальные серии, а также с успехом ставить точки, которые не являются кругами. Как правило, лишь к 7-8 годам ребенок начинает хорошо предвидеть соотношения элементов для того, чтобы отображать движение в рисунке. До этого возраста рисунки, как правило, статичны, и фигуры не имеют никакого отношения друг к другу.


После 7 лет ребенок способен выполнять хорошо интегрированную картинку. К этому возрасту у него уже развита в достаточной мере образная и моторная регуляция, что позволяет ему перенести на бумагу образ, который у него есть в воображении.

А теперь намного о патологических особенностях рисунка:

  1. Предпочтение графики как формы выражения (карандаш, тушь, перо) Линии тонкие, аккуратные, изящные.
  2. Набивка рисунка, когда не остаеся пустого незаполненного пространства. Рисунок выглядит чересчур усложненным, вычурным.
  3. Застревание, постоянные повторы, навязчивость, вязкость в темах, формах. навязчивое использование сложных орнаментов
  4. Смешение в рисунке живого и неживого (стул с глазами, дерево с руками)
  5. Частое рисование неуместных по содержанию глаз
  6. Любимые темы – пустой безжизненный дом, одинокое засохшее дерево, химеры, монстры, всякие существа
  7. Застревание в цвете – например, все нарисовано красным
  8. Хаотичные, рваные резкие линии
  9. Частое рисование аур у людей, предметов, животных.

Напоследок самое главное правило - любой рисунок, особенно их серия, может предоставлять диагностический материал, но не может отдельно служить материалом для постановки диагноза.

 



Просмотров: 418
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Почему стоит отказаться от терапевтических гипотез и концепта "фигуры сессии"?
  • "Психологическое сопровождение программ коррекции фигуры"
  • Внутренний ребенок в панике - в поисках родительской фигуры
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Приемный ребенок может стать родным?"
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • Ребенок: "Не хочу идти на танцы" /карате/рисование/плавание/
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Два человека, которые не имеют ничего общего: могут ли они быть вместе?
  • Что ребенок может "сям"?
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Люди, которые имеют рамки, лупят ими тех, которые рамок не имеют
  • Мой любимый ребенок с СДВГ и почему важно вовремя сказать себе "СТОП"
  • Разведенная мама-"ребенок" и ее "взрослая" дочь
  • Арт-терапевтическая техника "Линии конфликта"
  • "Если ребенок Вас не слушает — возможно Вы несёте бред" (с)
  • Если родился "особенный" ребенок. 4 родительских позиции.
  • Что делать, если ребенок говорит на "тарабарском" языке?
  • "Часто болеющий" ребенок.
  • Если ваш "особенный" ребенок ходит в детски сад
  • Что делать, если ребенок "психует" из-за гаджетов?
  • Родители и дети. Где "взрослый"? Где "ребенок"?
  • Что делать если ребенок "не слышит"
  • Если ребенок "не дружит" с горшком
  • "Хочу, чтобы ребенок меня слышал"- что и как говорить?
  • "Что сделать, чтобы ребенок успокоился?" (ответ в статье)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь