|
О чем могут рассказать рисункиАвтор статьи: Арутюнян Анна Юрьевна
Детские рисунки - хороший тест на эмоциональное состояние ребенка, мы его часто используем в своей работе. Родители тоже могут воспользоваться этим инструментом. Для этого родителю не обязательно быть специалистам в области толкований. Здесь я предлагаю подробнее разобраться в этом вопросе и привожу некоторые аспекты, на которые необходимо обращать внимание. В психологии при анализе рисунков существует тенденция чаще обращать внимание на патологические характеристики, чем на здоровые, чаще уделяют внимание тому, что нездорово. Интерпретации часто базируются на том, что не так, на неправильном в ущерб нормальному, здоровому, правильному. Но лучше все же начинать с того, что принято считать здоровым. Люди, отличающиеся психическим здоровьем, – это люди, у которых жизнь хорошо организована. Они: - способны идентифицировать, воспринимать точно и адекватно свои психологические потребности;
В первую очередь обратите внимание, какой отклик у вас вызывает рисунок - нравится ли, какое впечатление оставляет - гармоничное, хаотичное, радостное или тревожное. Не обязательно так же спрашивать у своего чада, почему он воспользовался именно этим цветом, выбор цвета в отдельном рисунке свидетельствует только о сиюминутном переживании и состоянии. Но если один и тот же цвет, например серый, белый или черный, повторяется на протяжении серии рисунков, тогда можно предположить, что ребенок видит мир именно в таких красках. В принципе не следует задавать вопросы "почему". Лучше спросите, где папа, если его нет в рисунке семьи. Так вы получите информацию о том, как ситуацию воспринимает ребенок. Чтобы малыш не заподозрил, что проводится эксперимент и не начал "работать на зрителя", можно организовать такое семейное рисование на определенную тему, а затем совместно обсудите получившийся результат. Уверена, вы узнаете много нового о своей семье! Только ни в коем случае не подвергайте критике рисунки, не обвиняйте ребенка в том, что ВАМ не нравится то, что он нарисовал. При интерпретации детских рисунков очень важно учитывать возрастные особенности и возможности, проявляющиеся на разных стадиях развития. Первая стадия – марание, каракули, как бы игра карандашом по бумаге. Ребенка привлекает то, что он что-то создает, что-то созидает. Так оформляются основы творчества, приобретается самостоятельность. На этой стадии ребенок просто подражает взрослым, не пытаясь еще выразить что-то конкретное. Это можно сравнить с гулением. Вторая стадия – стадия примитивных изображений. Появляется что-то похожее на образ, изображение чего-то или кого-то. Овладение графическими формами происходит медленнее, чем развитие словесного творчества. Приходит умение рисовать некоторые формы, многоугольНики, круги. Затем появляются головоноги. Двухлетний ребенок обычно рисует каракули, если ему дают лист бумаги и карандаш. Его движения хаотичны и случайны. Он может рисовать точки и чёрточки, заполняя пустые места пространства, передвигаться по листу. Трехлетний ребенок уже рисует круги, петли, арки и линии. Пожалуй, это самая ранняя попытка изобразить знакомые ему объекты, но на листе это выражается в неузнаваемых формах, и он их может назвать — "мама", "папа". Четырёхлетний ребенок способен организовать петли и кружки в горизонтальной плоскости. Он может также добавлять линии к кружочкам, изображая ими руки или ноги человека. Ребёнку четырёх лет доступна только ориентация слева направо на листе. С пятого года жизни начинается третья стадия – стадия схематических изображений. Пятилетний ребенок комбинирует круги, арки, линии для создания известных объектов. В этом возрасте большинство детей уже могут рисовать перекрёсты, т.е. пересекать горизонтальные линии вертикальными.
А теперь намного о патологических особенностях рисунка:
Напоследок самое главное правило - любой рисунок, особенно их серия, может предоставлять диагностический материал, но не может отдельно служить материалом для постановки диагноза.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|