Побочные эффекты размытых контекстов.

Автор статьи: Денис Дмитриев

Начнем с определения профессиональной деформации.
"Профессиональная деформация (от лат. deformatio — искажение) — когнитивное искажение, психологическая дезориентация личности, формирующаяся из-за постоянного давления внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности и приводящая к формированию специфически-профессионального типа личности". По материалам Википедии.
Контекст терапевтических отношений предполагает реализацию и многократное повторение определенных поведенческих стратегий.
Контекст профессионального образования - других.
Контекст преподавания - третьих.
Контекст семейных взаимоотношений - четвертых.
Контекст дружеских отношений - пятых.
И т.д.
На деле, контексты часто смешиваются/размываются и это приводит к комическим или трагическим последствиям.
Представим разговор двух специалистов, которые горячо обсуждают спорные вопросы некоторых сторон профессиональной деятельности:
- У тебя нет принятия! Непонятно как ты занимаешься терапией.
- Мы не на терапии.
- Кто тебя обучал давать обратную связь? Это не обратная связь, а критика.
- А кто тебе сказал, что это обратная связь? Сейчас я именно критикую.
- Ты ведешь себя не профессионально.
- Я заметил, что все обвинения, которые ты произносишь в мой адрес, характеризуют твою собственную коммуникацию со мной, но для меня это не проблема.
Контекст терапии предполагает принятие субъективного мира клиента, очень аккуратное и бережное отношение с убеждениями, верованиями, эмоциями клиента.
Навыки, которые необходимы в контексте терапевтических отношений при переносе в другие области социального взаимодействия, способны излишне обременять участников коммуникации из-за разницы в ожиданиях.
Жена/муж и дети, не должны превращаться в клиентов/пациентов и не обязаны выполнять роль поддерживающего супервизора.
Коллеги анализирующие качество образовательной программы находясь в одном профессиональном сообществе имеют право на критику содержания, если это содержание некорректно и вводит в заблуждение. Ожидание похвал и принятия того что есть в неизменном виде, способно поддерживать продукт, который дезориентирует обучающихся и снижает в итоге качество предоставляемых специалистами услуг.
Во время обучения, происходит очередное смешение контекстов. У значительного числа участников ослабляется критическое восприятие, т.к. фигура преподавателя ассоциативно связывается с воспитателем детского сада/учителем средней школы/университетским преподавателем. А если это еще преподаватель уважаемого учебного заведения, да еще кандидат или доктор наук, то все величие и статус заведения переносятся на преподавателя с совокупностью личных представлений о значимости ученых степеней.
На мой взгляд, преподавателю следует быть беспощадным к точности предоставляемой информации и открытым к любой критике, если она способна улучшить содержание и провести работу над ошибками.
Контекст самообразования предполагает критический настрой в отношении адекватности усвоения идей и принципов, т.к. в нашей профессии всем известно на какие игры способен мозг при обработке информации. Качественные обучающие программы способны внести коррекцию в восприятии информации, как и профессиональное общение с коллегами. Особую роль может играть супервизия.
Как научиться не смешивать контексты, не размывать границы контекстов?
Мне кажется, что полезным может оказаться совмещение пребывания в контекстах, которые значительно конфликтуют по набору требуемых контекстом поведенческих стратегий.
На протяжении нескольких лет я совмещаю управленческую деятельность с психотерапевтической практикой. При этом, я пришел в психотерапию из управления. Первое время это значительно затрудняло возможность переключения. Потом был период только практики и снова совмещение с управлением. Тут уже было сложно переключиться в управление из-за спутывания с ролью терапевта. Некоторые авторитетные фигуры, мне говорили, что это невозможно качественно совмещать. Спустя четыре года, я ощущаю, что мне такое совмещение комфортно. При этом навыки из психотерапевтической деятельности благотворно влияют на управление, а управленческие навыки порой оказываются полезными в психотерапии.
Самое сложное это не утонуть в мире постправды с выдуманными новостями, манипуляцией статистическими данными, распространением заблуждений через социальные сети и СМИ, сохраняя критическое мышление и одновременно не терять гибкость и аккуратность в работе с субъективным миром клиента, который может быть под значительным влиянием вышеперечисленных явлений.

Побочные эффекты размытых контекстов



Просмотров: 339
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Контекст отношений в группах и психотерапии
  • Сексуальный контекст - это важно!
  • Психологический контекст общения
  • А вы умеете учитывать контекст?
  • Как работать с запретом. Имидж-контекст
  • Контекст и наше сексуальное возбуждение
  • Контекст согласия или правило трех "ДА"
  • Социальный контекст как индикатор эффективности команды
  • Психологический контекст диабета. Размышления психолога. Анализируем и исследуем.
  • Мужская сексуальность, или как задать новый контекст, чтобы стать таким.
  • Периодизация апостольского века: контекст агиодраматической постановки житий Апостолов
  • Могут ли средства массовой информации влиять на наши навыки и ожидания от отношений?
  • Навыки общения. Обратная связь.
  • Мобильность в контексте профессиональной деятельности
  • Виды тревожных расстройств, которые могут приводить к депрессии и значительно снизить качество жизни
  • Мощнейший стимул нашей деятельности, который одновременно является столь же мощным тормозом.
  • Смена профессиональной деятельности
  • Мотивация профессиональной деятельности
  • Личность в профессиональной деятельности.
  • Про начало профессиональной деятельности
  • Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности.
  • Обесценивание своей профессиональной деятельности
  • Разделение областей профессиональной деятельности психолога
  • Круги депрессии и связь клиента с внешним миром
  • Записки психолога. Что такое позитивная обратная связь и как ее давать
  • Аккредитация профессиональной деятельности психологов в Республике Казахстан
  • Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога
  • Психоэмоциональные риски в профессиональной деятельности врача-стоматолога.
  • Интуиционные параметры профессиональной деятельности медицинских работников
  • Мастер-класс «Целостность и Ответственность в профессиональной деятельности »)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь