Начнем с определения профессиональной деформации. "Профессиональная деформация (от лат. deformatio — искажение) — когнитивное искажение, психологическая дезориентация личности, формирующаяся из-за постоянного давления внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности и приводящая к формированию специфически-профессионального типа личности". По материалам Википедии. Контекст терапевтических отношений предполагает реализацию и многократное повторение определенных поведенческих стратегий. Контекст профессионального образования - других. Контекст преподавания - третьих. Контекст семейных взаимоотношений - четвертых. Контекст дружеских отношений - пятых. И т.д. На деле, контексты часто смешиваются/размываются и это приводит к комическим или трагическим последствиям. Представим разговор двух специалистов, которые горячо обсуждают спорные вопросы некоторых сторон профессиональной деятельности: - У тебя нет принятия! Непонятно как ты занимаешься терапией. - Мы не на терапии. - Кто тебя обучал давать обратную связь? Это не обратная связь, а критика. - А кто тебе сказал, что это обратная связь? Сейчас я именно критикую. - Ты ведешь себя не профессионально. - Я заметил, что все обвинения, которые ты произносишь в мой адрес, характеризуют твою собственную коммуникацию со мной, но для меня это не проблема. Контекст терапии предполагает принятие субъективного мира клиента, очень аккуратное и бережное отношение с убеждениями, верованиями, эмоциями клиента. Навыки, которые необходимы в контексте терапевтических отношений при переносе в другие области социального взаимодействия, способны излишне обременять участников коммуникации из-за разницы в ожиданиях. Жена/муж и дети, не должны превращаться в клиентов/пациентов и не обязаны выполнять роль поддерживающего супервизора. Коллеги анализирующие качество образовательной программы находясь в одном профессиональном сообществе имеют право на критику содержания, если это содержание некорректно и вводит в заблуждение. Ожидание похвал и принятия того что есть в неизменном виде, способно поддерживать продукт, который дезориентирует обучающихся и снижает в итоге качество предоставляемых специалистами услуг. Во время обучения, происходит очередное смешение контекстов. У значительного числа участников ослабляется критическое восприятие, т.к. фигура преподавателя ассоциативно связывается с воспитателем детского сада/учителем средней школы/университетским преподавателем. А если это еще преподаватель уважаемого учебного заведения, да еще кандидат или доктор наук, то все величие и статус заведения переносятся на преподавателя с совокупностью личных представлений о значимости ученых степеней. На мой взгляд, преподавателю следует быть беспощадным к точности предоставляемой информации и открытым к любой критике, если она способна улучшить содержание и провести работу над ошибками. Контекст самообразования предполагает критический настрой в отношении адекватности усвоения идей и принципов, т.к. в нашей профессии всем известно на какие игры способен мозг при обработке информации. Качественные обучающие программы способны внести коррекцию в восприятии информации, как и профессиональное общение с коллегами. Особую роль может играть супервизия. Как научиться не смешивать контексты, не размывать границы контекстов? Мне кажется, что полезным может оказаться совмещение пребывания в контекстах, которые значительно конфликтуют по набору требуемых контекстом поведенческих стратегий. На протяжении нескольких лет я совмещаю управленческую деятельность с психотерапевтической практикой. При этом, я пришел в психотерапию из управления. Первое время это значительно затрудняло возможность переключения. Потом был период только практики и снова совмещение с управлением. Тут уже было сложно переключиться в управление из-за спутывания с ролью терапевта. Некоторые авторитетные фигуры, мне говорили, что это невозможно качественно совмещать. Спустя четыре года, я ощущаю, что мне такое совмещение комфортно. При этом навыки из психотерапевтической деятельности благотворно влияют на управление, а управленческие навыки порой оказываются полезными в психотерапии. Самое сложное это не утонуть в мире постправды с выдуманными новостями, манипуляцией статистическими данными, распространением заблуждений через социальные сети и СМИ, сохраняя критическое мышление и одновременно не терять гибкость и аккуратность в работе с субъективным миром клиента, который может быть под значительным влиянием вышеперечисленных явлений.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.