|
Контекст отношений в группах и психотерапииАвтор статьи: Пушкарёва Софья Сергеевна
Некоторые кризисы в интервизорских группах привели меня к размышлениям про контекст отношений в здесь и сейчас. В настоящее время у меня есть опыт участия в интервизорских, супервизорских, учебных, терапевтических группах. Примерно год назад поняла, насколько важно обращать внимание на отношения между участниками группы, а не только на задачи. Для иллюстрации хочу привести небольшую модель, которую я увидела у Н. Лебедевой и Е. Ивановой в книге «Путешествие в гештальт: теория и практика» и которую можно использовать в разных целях. У меня есть статья, где эту модель я предлагаю использовать для супервизии психотерапевтической сессии - Простые инструменты для супервизии психотерапевтической работы В психотерапевтической сессии можно выделить три оси взаимодействия терапевта и клиента:
1. Ось «психотерапевт – содержание проблемы». На этой оси психотерапевт выясняет клиентский запрос, проблематику. Содержание проблемы может вызвать отклик у психотерапевта, и резонировать с проблемами самого психотерапевта. 2. Ось « психотерапевт – клиент». Это терапевтические взаимоотношения психотерапевта и клиента. На этой оси эмоциональные переживания психотерапевта по поводу того, что происходит с клиентом. 3. Ось «клиент – содержание». На этой оси переживания самого клиента по поводу содержания его проблемы. Психотерапевтической работой здесь будет – узнать, что клиент чувствует по поводу своей проблемы. Согласно этой схеме, может происходить игнорирование какого-либо полюса взаимодействия. Сейчас хочу концентрировать внимание на том, что замечала, как в интервизорских группах бывает случается игнорирование полюса отношений между участниками группы. Имеются в виду те эмоциональные отклики, которые возникают у участников друг на друга в процессе взаимодействия в группе. Такое игнорирование может происходить под лозунгом: «Мы же пришли сюда делом заниматься, рассматривать сложные случаи, а не глазки друг другу строить, и не выяснять отношения, мы же профессионалы!» Но дело в том, что эти эмоциональные отклики всё равно возникают, и влияют на атмосферу в группе, на желание приходить или не приходить, на качество профессионального разбора случаев. Такие же процессы можно наблюдать и при индивидуальной, и парной психотерапии. Чрезмерный уклон в сторону целей и содержания значительно обедняет взаимодействие психолога и клиента. И на мой взгляд, вообще ставит под сомнение насколько происходящее можно назвать психотерапией. При работе с парой игнорирование контекста отношений может выражаться в том, что пара приносит психологу некий симптом (например, алкоголизм, измена), и при этом отрицает наличие проблем в отношениях. Если психолог в таких ситуациях начнет обращать внимание на свои эмоциональные реакции на клиента, пару, и сможет сформулировать эту информацию в терапевтическую интервенцию, то возможно заметить то не высказанное, что есть и тем самым осознать спрятавшиеся конфликты. Также и в интервизорской, и супервизорской группе привнесение эмоционального отклика способствует расширению осознавания в сложном клиентском случае. А также создаёт безопасную и продуктивную атмосферу сотрудничества между участниками. Контекст отношений – это плодородная почва для процесса изменений. Конечно, говорить о чувствах опасно, ведь неизвестно, что ответит другой человек. Проще оставаться в скорлупе профессиональной позиции, пытаясь сохранить нейтральность. Если говорить о психотерапевтическом процессе, то, как правило, переход к контексту отношений между психологом и клиентом прежде всего может вызывать удивление у клиента. Такое я наблюдаю часто. Поскольку обращение к чувствам у многих находится под запретом из-за психотравм детства. А также есть ожидания, что психологическую проблему можно решить с помощью советов и указаний психолога. То, что происходит между психологом и клиентом во время психотерапевтической сессии – это мини срез отношений клиента, его паттернов взаимодействия. И как бы участники интервизорской группы не говорили, что группа не терапевтическая, всё равно в группе также будут проявляться паттерны взаимодействия участников. Крайне важно уделять внимание этому пласту жизни группы, чтобы эмоциональные процессы помогали, а не мешали целям и задачам группы. Поэтому прихожу к выводу, что супервизорская группа более устойчива поскольку в ней есть ведущие, которые отвечают за то, чтобы поддерживать баланс целей/эмоций, содержания/отношений. Или в интервизорской группе необходимо периодически выводить на поверхность пласт отношений и эмоций между участниками.
Если статья вам понравилась, то нажмите на "Сказать спасибо" со значком большой палец вверх внизу. Подпишитесь на мои новые публикации! Записаться на психотерапевтическую консультацию очно или по скайпу к автору этой статьи можно по телефону +7 926 596 87 15 или на личном сайте Софьи Пушкаревой Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|