О "плохой" матери

Автор статьи: Градовская Елена

О «плохой» матери

Мать во многих мировых культурах является символом тепла и любви. «Самая прекрасная из женщин – женщина с ребенком на руках»; «Мама-первое слово, главное слово в каждой судьбе». Образ мамы, то с нежностью держащей на руках своего малыша и охраняющей его сон, то наблюдающей за его первыми шагами и всегда готовой поддержать; радость, улыбки, умиление: «ребенок - это счастье». И как же тяжело бывает сталкиваться в себе с тем, что этому культивируемому в обществе радужному и полуангельскому образу материнства не соответствует, обнаруживать, что в твоем отношении к ребенку и с ребенком существуют другие грани. Огромная физическая и эмоциональная нагрузка, ложащаяся на плечи женщины с рождением ребенка, значительные ограничения в удовлетворении собственных потребностей естественным образом вызывают раздражение, злость, которые так не стыкуются с тем самым умиленным, наполненным нежностью образом мамы, заставляют чувствовать себя виноватой. И здесь я считаю полезным дать ссылку на работы Д.В. Винникотта «Маленькие дети и их матери» и «Разговор с родителями»: его концепция «достаточно хорошей матери» помогает лучше понять, почему люди, в том числе, матери, не могут быть ангелами, и относиться к отсутствию у себя крыльев с бОльшим принятием.

Однако, помимо вышеназванных вещей общего свойства существуют обстоятельства, которые могут сильно отягощать, делать материнство особенно болезненным. Когда рождается ребенок, мать идентифицируется с ним. Для крошечного ребенка, не умеющего разговаривать, жизненно важна настройка на него его мамы: для того, чтобы понимать, в чем он нуждается в тот или иной момент; идентификация мамы с ним помогает этой настройке. Но в случае, если ее собственное детство, ее отношения с собственными родителями были травматичными, то с рождением ребенка, его ростом мать как будто заново проживает свои травмы и боль; это сильный источник боли для нее, что, соответственно, может быть и источником злости и ненависти к ребенку.

Важно, если у родителя есть воспоминания о своих чувствах, переживаниях тяжелых ситуаций своего детства. Есть родители, которые явно или неявно говорят: «Я помню, как это… Помню, как я пугалась, когда мой отец кричал…Помню, как я плакал, когда меня оставили в больнице совсем одного… Я не хочу, чтобы мой ребенок пережил что-то похожее». В этом случае воспоминание о себе – маленьком помогает вчувствоваться в то, что происходит внутри малыша, быть чувствительным к его переживаниям, и помогает выстраивать отношения с ним с учетом его переживаний. Но для того, чтобы эти воспоминания были, необходимо, чтобы в детстве хотя бы иногда рядом был кто-нибудь, способный понять, что чувствует ребенок; кто-то, кто был бы способен услышать его.

Маме сложно слышать своего ребенка, реагировать на его плач, если ее собственный плач не был услышан когда-то. Сложно сочувствовать и жалеть его, если ей самой не сочувствовали. Сложно понять, каким одиноким и покинутым чувствует себя маленький ребенок, когда она уходит, если ее чувства одиночества и покинутости никто не понимал.

В этом случае она может просто воспроизводить собственную травму в отношениях с ребенком, оставляя, отвергая его: у нее нет доступа к детской боли, так как не было и нет доступа к этой боли в себе. Когда в ее жизни появляется кто-то, способный услышать тот самый плач, который когда-то не был услышан, она обретает способность слышать его внутри себя, и, как следствие – слышать плач своего ребенка. Слышать, и защищать его от повторений своего собственного прошлого. Посочувствовав себе, она становится способной сочувствовать своему ребенку.

В работе S.Fraiberg “Ghosts un the nursery”: A Psychoanalytic Approach to the problems of Impaired Infant-Mother Relationships” рассказывается о терапевтической работе, проводившейся с матерями младенцев, пережившими тяжелые лишения в детстве и описывается динамика, развивавшаяся в отношениях матерей с детьми параллельно с воспоминанием собственных чувств матерей в травматичных ситуациях из их детства.

 



Просмотров: 337
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Плач ребенка и реакция матери
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Честные люди: о том, как важно учиться слышать себя, когда тебе четырнадцать
  • Слышать своего ребенка
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Нужно ли уметь защищать своего ребенка,если "Да" ,то как не перестараться?
  • Когда начинать разговаривать с ребенком внутри себя (мамам будущим и настоящим)
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Для того, чтобы наладить отношения со своим ребенком – необходимо исцелить собственное детство.
  • Действия мамы, когда ребенок плохо адаптируется к саду
  • Агрессия матери на своего ребенка
  • Что мне делать, если я бью своего ребенка?
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Как общаться, чтобы ребенок Вас слышал, и как слышать самому
  • Нарциссическая патология матери отвергающей своего ребенка.
  • Что делать, если Вы думаете, что не любите своего ребенка?
  • Когда отдавать ребенка в школу. Опыт психолога и мамы.
  • "Позволяйте себе быть счастливыми". О жизни и работе психолога, женщины и мамы.
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Когда ребенок в раннем детстве теряет одного из родителей
  • Если бы Вы любили себя так же сильно, как своего мужчину...
  • Как понять потребности своего мужчины, когда вы недавно знакомы?
  • дети - это инопланетяне... или как мне понять своего ребенка
  • Если вы оскорбили своего ребенка...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь