|
Психологическая работа с ЭнурезомАвтор статьи: Згама Елена Евгеньевна
Энурез или ночное недержание мочи достаточно распространенное заболевание, которое часто встречается в школьном возрасте у 6-10% детей, чаще у мальчиков. Как часто утверждают в справочниках по заболеваниям нервной системы, возникает в связи с неправильным воспитанием, психическими травмами, плохими бытовыми условиями, иногда после инфекционных заболеваний и ряда других факторов. В клинике, энурез делят обычно на первичный, при котором недержание мочи проявляется с первых лет жизни. И вторичный, при котором ранее приобретенный условный рефлекс на пробуждение или подавление позыва утрачен или ослаблен с определенного возраста. Течение у всех различное, у одних детей повторяется каждую ночь по 1, а то и 2-3 раза за ночь, у других наблюдается 2-3 раза в неделю, у третьих еще реже. У некоторых детей непроизвольное выделение мочи во время дневного сна. Вместе с тем в бодрствующем состоянии проблем с недержанием не наблюдается. Тем, кто сталкивается с проблемой недержания мочи у детей, объяснять как протекает заболевание не имеет особого смысла. Вопрос, скорее всего, касается того, как же лечить? Анализируя то, что предлагают в интернете и те способы, которыми пользуются врачи, я начинаю понимать, что лечить это психосоматическое заболевание никто и не пытается! Создаются «энурезные будильники» стоимостью от 600грн и выше, и другие приспособления в основном связанные с тем, что бы вовремя разбудить ребенка, при том, что те дети, которые страдают этим заболеванием и так имеют достаточно сильные нарушения сна, говорение во сне, ворочаются, вскрикивают. А так же предлагают родителям не давать ребенку пить перед сном, ходить в туалет перед сном, есть не позже чем за три часа до сна и многие другие ограничения. Далее детям, страдающим недержанием мочи, назначают электросон — физиотерапевтическую процедуру, один из методов нейротропной терапии, в основе которого лежит воздействие на центральную нервную систему постоянным импульсным током. Ну а после того как несчастные родители перепробуют все традиционные способы лечения плавно переходят к нетрадиционным и народной медицине. Если вам интересно и есть доступ в интернет, вы можите поискать информацию относительно известных способов борьбы или лечения не совсем понятно. В своей практике я часто сталкиваюсь с данной проблемой, но всегда вторично. Родитель обращается с совершенно другой проблемной ситуацией, например трудности в школе, излишняя агрессия или что-то в таком духе, и только в процессе сбора информации я могу услышать, о том, что у ребенка еще и недержание мочи. Таким образом, я понимаю, что родители не знают о том, что энурез - это психосоматическое заболевание. И так первое что я хочу донести до родителей, педагогов – если у ребенка нет медицинских причин к заболеванию (заболевания почек, инфекции мочевого пузыря и т.д.) и вообще ребенок физиологически здоров, причина исключительно психологическая. Продолжая размышления относительно недержания мочи у детей, хочу обратить ваше внимание на тот факт, что недержание мочи – это симптом. И если у нас образовался симптом, есть тому причина. Если мы вдруг взяли и вылечили симптом? Например, появился специальный препарат от энуреза. Стоит задуматься над тем, что же будет следующим компромиссным образованием в место недержания мочи? Часто родители жалуются на то, что ребенка тяжело разбудить, и, не смотря на тревожный сон, он достаточно крепко спит. Когда ребенок засыпает, функция его сознания ослабевает, и тело имеет возможность расслабиться. И скорее всего, расслабляется настолько, что перестает контролировать функцию мочевого пузыря. Дело в том, что условный рефлекс никуда не девается, просто ваш ребенок настолько вымотан (!) что не в состоянии почувствовать свой организм. Ну, допустим, вымотан, а чем спрашивается? Он не сильно устал за день, каждый день не сильно отличается от предыдущего, ну школа, ну еще что-то там? Так в чем же дело? Поиграем немного со словами, и так слово «недержание мочи» - «удерживание мочи». Если мы имеем дело с соматической реакцией, то у ребенка точно есть какие-то проявления в психологическом состоянии. Если в теле происходит некоторое «недержание», то в психике, возможно, происходит чрезмерное «удерживание» чего-либо, скорее всего какой-либо эмоции или сильного чувства. Организм человека стабилен и стремится к равновесию. Если какая-либо мышца не дорабатывает, то ее компенсирует соседняя, тем самым перегружаясь. Тело и психика работают подобным образом. И так, если ваш ребенок перестанет писать в кровать, то, скорее всего психологический симптом станет более ярким, что скорее всего не приемлемо в конкретной семье. И так, ваш ребенок вымотан чрезмерным «удержанием» какой-либо эмоции/чувства. В дальнейшие размышления я буду опираться на два случая из практики. Первый случай мальчик с энурезом первичного типа от рождения до 5ти лет, и второй соответственно вторичного, приобретенного в возрасте 6ти до 13лет. Все предыдущие размышления должны способствовать более точному пониманию процессов происходящих с ребенком во время течения его заболевания. Способ, который я нашла по лечению энуреза, настолько просто, настолько элементарен, что любой из вас может дома вылечить Симптом ребенка. Но все не так просто, как я уже сказала ранее. Если вы убираете симптом, то что-то должно проявиться. Ведь на самом деле причина намного глубже. Причина в том, о чем ребенок вам не говорит, о том, чего, скорее всего вы не узнаете от него лично. И так первый тип от рождения до 5ти лет. Какие же психологические причины могут быть у ребенка в таком возрасте, задают вопрос себе родители, особенно первые года жизни? Ваш ребенок в первые пять лет не является говорящим существом в том понимании, в котором мы себе представляем, до появления речи ваш малыш – это чувствующее существо. Ребенок может слышать и точно понимать вас, но больше всего он понимает вашу эмоциональную речь. Первые три года мы вообще не задумываемся о туалете, пока не приучим ребенка к горшку. Только после этого можно выяснить, что ребенок писает в кровать. Далее возникает сложность, как же выяснить, какую эмоцию ребенок испытывает и удерживает настолько, что тело берет на себя компенсаторную функцию? Тут стоит прибегнуть к помощи специалиста и начать разбираться в семейной ситуации, для того, что бы ребенок смог без страха наказания, позволить себе проявить «удержанную» эмоции или чувство. Ребенок, с которым я работала, удерживал сильнейшее чувство гнева и обиды. Теперь давайте представим что, мы убрали «недержание» мочи, что мы получим после? Скорее всего, сильнейшую агрессию в сторону всей семьи, брата, сестры и всех к кому она адресована, что со временем и проявилось, но уже в безопасной психологической ситуации с возможностью проработки существующей проблемы. В данном случае мы столкнулись с агрессией, а ведь «удержаные» чувства могут быть различной интенсивности. Во втором случае мальчик 13ти лет приобрел «недержание» мочи в возрасте 6ти лет после развода родителей. В принципе невооруженным взглядом все понятно, травма. А лечить-то как? Давайте зададим себе вопрос, а у всех ли детей реакция на развод родителей «недержание» мочи? В данном случае профессиональный психолог должен помочь вам выяснить, какое чувство ваш ребенок чрезмерно «удерживает» и как родитель способствует этому «удержанию». В данном конкретном примере, мама стала чрезмерно агрессивна и требовательна к сыну, не позволяя ему личных агрессивных импульсов. И если в первом случае проблема ребенка была устранена двумя встречами, то данный пример оказался не столь радужным. После того как симптом «недержания» был устранен, мама была не готова сильным чувствам ребенка и начала "войну" с ним. Таким образом, симптом «недержания» возобновился через несколько месяцев после работы ребенка с психологом. В своих размышлениях я прихожу к выводу, что «недержание мочи» ребенка проблема не столько самого ребенка, сколько общей семейной ситуации. А лечим мы именно ребенка. Данный симптом в большей степени помогает вашему ребенку, чем мешает. Он спасает всю семью от чрезмерных чувств, которые, скорее всего, могут сильно навредить общему гомеостазу семьи. Вот дети и оберегают родителей от себя в первую очередь. В завершение статьи я хочу ознакомить всех, кто интересуется проблемой энуреза у детей, собственно с методом работы. Опять же, это не панацея, а хороший шанс проработать чувства. При невозможности семьи изменить ситуацию из нутрии, симптом возобновиться. В проработке данного заболевания, мы прибегаем к символизации чувств. Вспоминаем простую арт-терапевтическую технику рисования. Для первого раза, вам понадобиться около часа, может чуть больше. Краски желательно гуашь, большая кисть и вода. Чем старше ребенок, тем с большим сопротивлением вы столкнетесь. Сопротивление будет проявляться как в неумении так и не желании рисовать, а так же и в скудности рисунка. Ребенок может захотеть карандаши или фломастеры. Может выбрать самую тонкую кисть и, сделав пару мазков сказать, что этого достаточно. На сопротивление ребенка нельзя давить. Вы можете с ним просто договариваться. Один из самых продуктивных способов – это рисовать вместе с ним. Дети прекрасные повторяшки, при условии, что вы нашли с ним эмоциональный контакт. Возмите несколько листиков А4 и покажите, что же вы от него хотите. Как можно большей кистью необходимо «утопить» лист бумаги в красках и воде. Думаю, что нетрудно догадаться, что будет происходить на столе, когда ребенок начнет проявлять чувства на бумаге и буквально «топить» ваш стол в воде. Вот тут включается важная часть работы, которая называется "не напугать". Если вы уж занялись проблемой энуреза, вам придется столкнуться с потопом. Если вы начнете тревожно вытирать за ним воду, подтирать краски и вообще сконцентрируетесь на чистоте процесса, ребенок не откроет вам свои чувства и результат либо будет, достигнут частично, либо ничего не измениться. А вот если вы включитесь в позицию родителя, то вполне можете подтвердить страхи ребенка относительно опасности его чувств, и он закроется еще сильнее. Через 30-40 минут работы (рамки условны, возможно, через пару встреч), рисунок ребенка станет более «мокрым», а его эмоции станут видны не вооруженным взглядом. Для профилактики в домашних условиях раз в неделю нужно сбрасывать напряжение с психики ребенка и устраивать разгрузочное рисование. Половинки ватмана обычно хватает. Задание ровным счетом ничем не отличается. В свободной форме заливать лист красками и водой. С симптомом вы справитесь без труда, а вот вся дальнейшая работа должна вращаться вокруг всей семьи. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|