Типы личности, склонные к совершению суицида

Автор статьи: Ольга Галунска

Типы личности склонные к совершению суицида

Наверное, каждый из нас в той или иной степени серьёзности думал о суициде, однако далеко не каждый зашёл дальше мыслей. Срабатывают внутренние тормоза, защиты, установки – нечто, удерживающее нас от перехода за запретную черту. Но у некоторых людей эти системы почему-то дают сбой – и тогда внезапно, неожиданно и трагично мы теряем близких или знакомых, а чаще просто имеем дело с грустными новостями и статистикой.

И говоря об этом «сбое», мы должны понимать, что здесь далеко не всегда речь идёт о психической патологии, поскольку большая часть всех суицидентов – психически здоровые люди. А особенно большой процент выпадет на так называемые подростковые кризы, когда на фоне акцентуаций характера обостряются некоторые личностные черты, эмоциональный фон становится неустойчивым. Поэтому я сегодня в большей степени буду говорить именно об этой возрастной категории.

Суицидальное поведение в детском возрасте носит характер ситуационно-личностных реакций, т. е. связано собственно не с самим желанием умереть, а со стремлением избежать стрессовых ситуаций или наказания.

Концепция смерти у ребенка приближается к адекватной лишь к 11 - 14 годам, после чего ребенок может по-настоящему осознавать реальность и необратимость смерти. Маленький ребенок скорее фантазирует по поводу смерти, плохо понимая различия между живущим и умершим.. Следовательно, термины "суицид" и "суицидальное поведение" в строгом смысле для раннего возраста малоприемлемы.

Большинство же суицидальных действий подростков направлены не на самоуничтожение, а, как ни парадоксально, на восстановление нарушенных социальных связей с окружающими; не против своей личности, а против окружения, против ситуации, сложившейся в определенной социальной группе. Поэтому так часто суицидальное поведение подростков носит демонстративный характер.

В целом, вероятность возникновения суицидальных действий у подростков зависит от склада их личности, и в первую очередь – от акцентуированности их характера. Остановимся подробнее на каждом типе, имеющем склонность к совершению суицидальных действий.

1)    ИСТЕРОИДНЫЙ ТИП

Его главная черты — эгоцентризм, жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. На худой конец предпочитается даже негодование или ненависть окружающих в свой адрес, но только не безразличие и равнодушие — только не перспектива остаться незамеченным.

Суицидальные попытки большей частью демонтсративные. Способы «суицида» при этом избираются

- безопасные (порезы вен на предплечье, лекарства из домашней аптечки)

- рассчитанные на то, что серьезная попытка будет предупреждена окружающими (приготовление к повешению, изображение попытки выпрыгнуть из окна или броситься под транспорт на глазах у присутствующих и т. п.). Пишутся прощальные записки, делаются «тайные» признания приятелям и пр.

В качестве причины, толкнувшей истероидного подростка на «суицид», им самим чаще всего называется «неудачная любовь». Однако обычно удается выяснить, что это — только лишь романтическая завеса или просто выдумка, направленная на то, чтобы «облагородить» свою личность, создать вокруг себя ореол исключительности. Действительной причиной обычно служат уязвленное самолюбие, утрата ценного внимания, страх упасть в глазах окружающих, лишиться ореола «избранника». Конечно, отвергнутая любовь, разрыв, а особенно появление соперника или соперницы наносит чувствительный удар по эгоцентризму истероидного подростка, если к тому же все события развертываются на глазах приятелей и подруг.

Другой причиной суицидальной демонстрации может служить необходимость выпутаться из опасной ситуации, избежать серьезных наказаний, вызвав сочувствие, жалость, сострадание.

Сама же суицидальная демонстрация с переживаниями окружающих, суетой, скорой помощью, любопытством случайных свидетелей дает немалое удовлетворение истероидному эгоцентризму.

В случаях истероидных психопатий суицидальные демонстрации могут осуществляться повторно, особенно если предыдущие имели успех, могут превращаться в своего рода поведенческий штамп, к которому прибегают при разного рода конфликтах.

В поисках действительных причин суицидальной демонстрации важно заметить, где она совершается, кому адресуется, кого она должна разжалобить, чье утраченное внимание вернуть, кого заставить пойти на уступки или очернить в глазах окружающих. Если, например, причиной объявляется разлад с возлюбленной, а демонстрация совершается так, что та не только увидеть, но и узнать о ней не может, но зато ее первым свидетелем становится мать, можно не сомневаться, что именно в отношениях с матерью кроется конфликт.

2)    ЭПИЛЕПТОИДНЫЙ ТИП

Главными чертами эпилептоидного типа являются склонность к дисфории (злобно-тоскливое настроение с раздражительностью, чувством неприязни к окружающим) и тесно связанная с ними аффективная взрывчатость, напряженность, а также вязкость, ригидность, тугоподвижность мышления.

Аффективные разряды эпилептоида лишь на первый взгляд кажутся внезапными. Однако на самом деле их можно сравнить со взрывом парового котла, который прежде долго и постепенно закипает. Повод для взрыва может быть случайным, сыграть роль последней капли. Аффекты отличаются не только большой силой, но и продолжительностью — эпилептоид долго не может остыть. В аффекте выступает безудержная ярость: циничная брань, жестокие побои, безразличие к слабости и беспомощности противника и, наоборот, неспособность учесть его превосходящую силу. Эпилептоидный подросток в ярости способен наотмашь по лицу ударить престарелую бабку, столкнуть с лестницы показавшего ему язык малыша, броситься на заведомо более сильного обидчика. В драке обнаруживается стремление бить противника по животу и по гениталиям. Вегетативный аккомпанемент аффекта также ярко выражен — в гневе лицо наливается кровью, выступает пот и т. п.

У эпилептоидных подростков истинные суицидные действия крайне редки. Чаще мы сталкиваемся с демонстративным суицидальным поведением, нередко носящим характер явного суицидального шантажа. В отличие от демонстративного суицидального поведения при истероидном типе, где подросток подобными действиями добивается особого внимания к себе или освобождения от неприятной для него ситуации, у эпилептоидных подростков суицидальные демонстрации чаще всего были спровоцированы наказаниями, которые подростками трактовались как несправедливые, и были окрашены чувством мести в отношении обидчика и предназначены, чтобы доставить ему серьезные неприятности. Например, в школе-интернате директор за драку лишила 14-летнего эпилептоидного подростка возможности пойти со всем классом в театр. Тогда этот подросток, выждав, когда в школу прибыла проверка, пытался на глазах приехавших изобразить самоповешение у дверей кабинета директора.

Другой причиной суицидальных демонстраций бывает ревность к объекту влюбленности. Попытка обычно совершается во время самой сцены ревности, на глазах объекта влюбленности, реакция растерянности и паники которого доставляет подростку немалое удовольствие.

3)    СЕНСИТИВНЫЙ ТИП

С детства обнаруживаются такие черты характера, как пугливость и боязливость. Такие дети часто боятся темноты, сторонятся животных, страшатся остаться одни. Учатся обычно старательно. Пугаются всякого рода проверок, контрольных, экзаменов. Нередко стесняются отвечать перед классом, боясь сбиться, вызвать смех, или наоборот, отвечают меньше того, что знают, чтобы не прослыть выскочкой или чрезмерно прилежным учеником среди одноклассников.

Трудности адаптации начинаются в 16—19 лет — в период смены привычного школьного стереотипа на трудовой или на обучение в другом учебном заведении, т. е. в период, когда надо активно устанавливать отношения с множеством новых людей.

Чувство собственной неполноценности у сенситивных подростков делает особенно выраженной реакцию гиперкомпенсации. Они ищут самоутверждения не в стороне от слабых мест своей натуры, не в областях, где могут раскрыться их способности, а именно там, где чувствуют свою неполноценность. Девочки стремятся показать свою веселость и общительность. Робкие и стеснительные мальчики натягивают на себя личину развязности и даже нарочитой заносчивости, пытаются продемонстрировать свою энергию и волю.

Суицидное поведение сенситивных подростков отличается двумя особенностями. Во-первых, повторными вспышками суицидных мыслей без осуществления каких-либо попыток. Появление подобных мыслей всегда обусловлено ситуацией — ударами жизни по слабым местам сенситивного типа, подогревающими представление о собственной неполноценности. Во-вторых, в критических ситуациях — истинными суицидными действиями, лишенными всякого элемента демонстративности. Суицидные действия обычно совершаются под влиянием цепи неудач, разочарований, причем последней каплей может послужить довольно ничтожный повод. Эти действия нередко бывают совершенно неожиданными для окружающих.

4)    ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП

Главная черта лабильного типа — крайняя изменчивость настроения. Как известно, изменчивость настроения вообще присуща подросткам. В какой-то мере почти все они наделены эмоциональной лабильностью. Поэтому диагностика данного типа в подростковом возрасте представляет трудную, но все же выполнимую задачу. О формировании лабильного типа можно говорить, когда настроение меняется слишком часто и чрезмерно круто, а поводы для этих коренных перемен бывают ничтожны. Кем-то нелестно сказанное слово, неприветливый взгляд случайного собеседника, некстати начавшийся дождь, оторвавшаяся от костюма пуговица способны погрузить в унылое и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач. В то же время приятная беседа, интересная новость, мимолетный комплимент, удачно к случаю надетый костюм, услышанные от кого-либо хотя и малореальные, но заманчивые перспективы могут поднять настроение, даже отвлечь от действительных неприятностей, пока те снова не напомнят чем-либо о себе.

Настроению присущи не только частые и резкие перемены, но и значительная их глубина. От настроения данного момента зависят и самочувствие, и сон, и аппетит, и трудоспособность.

Лабильные подростки склонны к суицидному поведению аффективного типа. Они быстро принимают решение и быстро его осуществляют (в тот же день). Мотивом этих действий служит не столько желание умереть, сколько сделать с собой что-то из-за невозможности переживать данное событие. Эмоциональное отвержение, потеря поддержки значимых людей, например родителей, толкает подростков эмоционально-лабильного типа к суицидным попыткам. Это — крик о помощи, чувство вины из-за невозможности удержать значимого другого, агрессия на самого себя.

5)    ЦИКЛОИДНЫЙ ТИП

Типичные циклоиды в детстве ничем не отличаются от сверстников или производят впечатление гипертимов. С наступлением пубертатного периода, а еще чаще в 16-19 лет, когда половое созревание завершается, возникает первая субдепрессивная фаза. Чаще она проявляется апатией и раздражительностью. С утра ощущается упадок сил, все валится из рук. То, что раньше давалось легко и просто, теперь требует неимоверных усилий. Труднее становится учиться. Людское общество начинает тяготить. Шумные компании сверстников, ранее привлекавшие, теперь избегаются. Прежде бойкие подростки теперь становятся унылыми домоседами. Созвучно настроению все приобретает пессимистическую окраску. Мелкие неприятности и неудачи, которые обычно начинают сыпаться из-за падения трудоспособности, переживаются крайне тяжело. На замечания и укоры могут отвечать раздражением, даже грубостью и гневом, но в глубине души от них впадают в еще большее уныние. Серьезные неудачи и нарекания окружающих могут углубить субдепрессивное состояние или вызвать острую аффективную реакцию интрапунитивного типа с суицидными попытками.

В субдепрессивной фазе появляется также избирательная чувствительность к укорам, упрекам, обвинениям в свой адрес — ко всему, что способствует мыслям о собственной неполноценности, никчемности, ненужности.

Несмотря на высокую вариабельность личностных качеств и свойств подростков-суицидентов, можно выделить общую для всех типов триаду свойств:

• повышенная напряженность потребностей;

• повышенная потребность в эмоциональной близости при сверхзначимости отношений;

• низкая фрустрационная толерантность и слабая способность к компенсациям.

Диагностировать тип темперамента можно при помощи ПДО - патохарактерологического диагностического опросника, имеющимся в сети в открытом доступе.

 



Просмотров: 411
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Взаимные манипуляции подростков и родителей: или как быстро и просто получить то, что хочешь.
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Как быстро поднять себе настроение? Музыка для поднятия настроения или ТОП музподъемников)
  • Три типа опыта Души или как игра Speedy Coaching может помочь нам в духовном росте?
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • МетафораI Избежать или погибнуть. Испытания для подростков.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Эмоциональное выгорание у подростков с сахарным диабетом 1 типа.
  • Экспрессивное поведение с сексуальной акцентуацией у истероидного типа личности
  • Особенности формирования самосознания подростков, обучающихся в образовательных учреждениях разного типа
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Чем могут и не могут помочь психологи или «переделайте нас, доктор, если вы не шарлатан»
  • Ведомый или ведущий? Или что для нас важно: высказаться или услышать?
  • Ошибки и затруднения подростков при выборе профессии: как психолог-профконсультант может помочь?
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • 4 типа полярных отношений или когда нет баланса внутри.
  • И все же, для кого актуальна самореализация, или как получить более сложное удовольствие от жизни
  • Что сделать, чтобы было столько денег, сколько нужно? Или даже чуточку больше
  • Когда на чужое мнение глубоко наплевать. Или, есть либо моё мнение, либо неправильное! Что делать?
  • Выбор партнера. Как можно повернуть ситуацию с пользой для себя, или не все хотят замуж.
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • Негативное восприятие себя в глазах окружающих как причина избегания брака
  • Ешь, что дают! Или как удовлетворение потребностей в детстве влияет на характер и судьбу человека
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Когда "все не так, как хочется"...или взросление души
  • Суицидальное поведение детей и подростков
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь