|
Что такое глубинная детская психотерапия? И что происходит за закрытой дверью психологаАвтор статьи: Забурдаева Евгения Александровна
Что такое глубинная детская психотерапия? И что происходит за закрытой дверью психолога Далеко не все родители, которые приходят к детскому психологу знают, что такое детская психотерапия и что конкретно будет происходить на встречах психолога с ребенком. Часто у родителей есть фантазии о том, что психолог быстро исправит ребенка, уберет нежелательное поведение, научит «хорошему». Это не совсем так. Итак, психологи различных направлений используют порой совершенно разные методы работы. Так, например, в когнитивно-бихевиориальном подходе используется научение, выработка новых привычек и моделей поведения у ребенка, при этом психолог выступает в качестве учителя, наставника. Игровой терапевт использует возможности ролевой игры для проживание различных сложных жизненных ситуаций и разрешения конфликтов. Глубинная аналитическая психотерапия отличается от остальных подходов тем, что ее главная цель не научить ребенка вести себя хорошо и не сделать его удобным или правильным, а понять, услышать какие неудовлетворенные потребности, подавленные чувства стоят за тем или иным поведением или симптомом ребенка. В задачи психолога также входит – помочь разрешить внутренний конфликт, заложником которого мог стать ребенок. Это происходит благодаря способности специалиста прислушиваться к тому, что сообщает ребенок на своем языке, на языке – игры, рисунка, лепки или сновидений. Задача психолога помочь клиенту осознать смысл созданного им образа или возникшего симптома. Таким образом бессознательный материал становится осознаваемым и психика уже может с ним справится, что часто приводит к разрешению проблемы. Для того, чтобы ребенок смог открыться психолог должен создать определенные условия – условия безопасного и свободного пространства, где ребенок сможет выразить себя во всей полноте своих переживаний. Безопасность в работе достигается благодаря нескольким базовым условиям. Прежде всего – это эмоциональная устойчивость самого психолога – его способность чутко славливать свои собственные эмоции и эмоции ребенка и не реагировать на что бы ни сделал клиент аффективно – не обвинять, не стыдить ребенка, не пытаться его подкупить. Способность выдерживать собственные чувства и умение их анализировать – необходимый навык компетентного психолога. Благодаря этому условию достигается безусловное принятие ребенка и способность его поддержать. Ребенок должен быть услышан и принят в самых болезненных, сложных и противоречивых переживаниях. Следующее условие безопасности – это ритм встреч. Для того, чтобы ребенок в терапии мог доверять, ему необходимо по возможности гарантировать постоянство и ритмичность встреч. Психологически дети настраиваются на определенный день и время встреч, ждут это время и готовы к работе. Частые сдвиги времени, отмены встреч снижают эффективность работы. Психолог также гарантирует ребенку конфиденциальность (исключением являются суицидальный риск и насилие, угроза жизни и здоровью). Это условие помогает ребенку выражать всю полноту своих переживаний, не боясь расстроить или напугать собственного родителя. Только в безопасном и свободном пространстве могут быть прожиты и осмысленные чувства ребенка и идти глубокая работа. Также, для того, чтобы работа была эффективной важны встречи с родителями или лицами, их заменяющими. Обычно они происходят раз в месяц. На этих встречах психолог помогает родителям лучше понять своего ребенка, увидеть, что стоить за тем или иным симптомом, осознать и принять собственные чувства к ребенку, снизить накал вины или тревоги. Вместе с психологом семья ищет пути выхода из проблемной ситуации. Работа детского психолога, это прежде всего работа через отношения. Отношения ребенка и терапевта – это особые отношения. Это не отношения учителя и ученика, но и не отношения матери и ребенка. Терапевт занимает позицию третьего по отношению к семье – он одновременно способствует нормальному возрастному психологическому отделению ребенка от родителя и, в тоже время, работает над формированием эмоциональной близости между родителем и ребенком – близости двух индивидуальностей. Так как во время такой работы формируется достаточно глубокие отношения со специалистом, какими бы не были причины окончания терапии, важны завершающие встречи, на которых у ребенка есть возможность прожить расставание, получить поддержку, завершить эмоциональные процессы, запущенные в процессе терапии. Иначе у него могут актуализироваться переживания брошенности. Глубинная психотерапия – это длительный процесс, при этом он не делает ребенка более послушным, удобным или правильным, но способствует раскрытию его индивидуальности, поддерживает взросление, укрепляет волю и сознание, формирует психологическую устойчивость, способность строить здоровые, глубокие отношениях с людьми. Психолог Забурдаева Евгения http://zaburdaeva.ru/ Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|