|
Точка покояАвтор статьи: Фраинд Ксения Викторовна
Сегодня на консультации клиентка поделилась со мной своим опытом обучения новой профессии. Школьные годы остались давно позади и оказаться снова за партой было очень непросто. Учеба отнимала много сил, несмотря на то, что это был осознанный выбор. И вот осталось совсем немного и скоро нужно сдавать экзамены. Клиентка описывала чувства очень похожие на те, которые испытывала в школьные, а потом и в студенческие годы. И со слезами на глазах рассказывала уже сейчас про преподавателя, который кричал, что они бездари, не сдадут экзамены и «вообще непонятно чего сюда пришли….». Всем знакомый метод мотивации – через поднятие уровня стресса. Очень популярен в нашей стране и в нашей культуре. Практикуется не только учителями, но и родителями. В пять лет часто начинается со слов «Я тебе сколько раз говорила/показывала/напоминала ….». Произносится на повышенных тонах. Для детей все, что на повышенных тонах - уже стресс. В школьные годы это звучит как «Я тебе уже тысячу раз объясняла….». В студенческие – «Вы все лентяи, вылетите с первой сессии…». Каждый может добавить свое. Никогда этот метод не приносил желаемых результатов, но отказаться от него практически невозможно. Существование простой психологической истины сразу расставляет все на свои места – Развитие происходит исключительно из точки покоя! Мне вспоминаются дети из неблагополучных семей, с которыми мне довелось работать. Они жили при реабилитационном центре. Трудно переоценить уровень стресса, в котором они находились просто по причине изъятия их из семей. Те ужасы, которые творились у них дома ими самими стрессом уже не воспринимались, они к ним привыкли и даже адаптировались. У этих детей сразу срабатывал древний механизм адаптации – откат назад в развитии, на более ранние формы поведения. Но это пример более серьезного стресса. А про их успехи в учебе можно и не говорить. Не до учебы, когда такие процессы... Для ребенка же любое недовольство матери – это стресс, т.к. существует привязанность и возникает угроза ее разрыва. Ребенок уже не уверен, что его любят. На первый план выходит задача проверки этой связи. Поэтому малыш раз от раза проверяет крепка ли связь. И сколько раз родитель будет ставить ее под сомнение столько ребенок будет ее проверять. А проверяет он ее «плохим» поведением. Так происходит подмена целей родителя целями ребенка. То же самое происходит и со школьниками, когда учеба превращается во что-то изнурительное и отнимающее энергию, когда на почве оценок происходят ссоры, когда за процессом обучения стоит страх. Взрослые же впадают в тот же детский ступор, как только этот метод просачивается в их уже взрослую жизнь. В эти моменты чаще всего мы имеем дело уже не со взрослой женщиной или мужчиной, а с маленьким, испуганным ребенком, который опять пытается нащупать связь со значимым близким… но уже в проекции. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|