О методе «Анализ и описание случая»: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

В настоящее время в различных направлениях психологии, психотерапии и психиатрии широко применяется такой метод работы, как анализ и описание случая. Использование метода исследования конкретных случаев (казуистического метода) имеет в психологии давние традиции. Действительно, он является одним из самых ранних методов: первый отчет Итара об «Enfant Sauvage» («диком ребенке») датирован 1801 годом. Со временем появились многочисленные книги, предоставлявшие уникальные инсайты (сведения) о необычных недостатках или удивительных способностях людей. Однако обычно эти книги были написаны врачами-невропатологами, а конкретные случаи имели отношение к тем пациентам, с которыми они сталкивались при выполнении своих профессиональных обязанностей.

Составление описания исследования конкретного случая подразумевает сбор подробной информации об индивиде или группе. Обычно она включает в себя подробные биографические сведения, а также представляющие интерес особенности поведения и получаемого опыта. Такие случаи позволяют исследователям изучить конкретного индивида гораздо глубже, чем с помощью экспериментов. Эти методы обычно критикуют за то, что они являются недостаточно «научными», и поэтому считаются менее ценными, чем более строгие экспериментальные методы, использующие статистический анализ.

Другой отмечаемый критиками недостаток заключается в том, что иногда исследователь, изучающий конкретный случай, может предвзято интерпретировать или описывать наблюдаемые события. Такая «субъективность означает, что часто бывает трудно отделить фактическую информацию от предположений исследователя. Однако само по себе это не принижает значения рассказываемых историй.

Исследования конкретных случаев могут помочь пролить свет и на частные, и на общие психологические проблемы. Они помогают психологам изучать поведения и переживания, которые являются настолько уникальными, что их невозможно изучать никакими другими способами, и позволяют исследовать человеческое поведение, которое никогда не рассматривалось ранее или просто считалось невозможным.

Е.П. Ильин утверждает, что при рассмотрении таких индивидуальных случаев важен сбор анамнеза и биографический метод изучения личности. Описание «классических» случаев показывает, что их изучение требует большого терпения исследователя, учета многих обстоятельств и факторов, но даже это не гарантирует окончательного решения научной проблемы, так как каждый человек по-своему уникален, и как эта уникальность влияет на изучаемое явление, неизвестно. 

Ричард Гросс считает, что исследование конкретного случая — это углубленное изучение индивида, пары индивидов (например, близнецов) или целой семьи. Исследование конкретного случая — это «выход из штопора», т. е. обычно неожиданный результат работы с особенно интересными и нетипичными, а иногда и уникальными пациентами или клиентами. В то же время исследователь утверждает, что анализ случая имеет невысокую научную ценность. Но почему? Потому что ни один другой психолог не может повторить или воспроизвести такое исследование — а именно эта способность повторения и воспроизведения делает эксперименты особенно привлекательными для ученых.

Джефф Роллс придерживается мнения, что описания случая могут оказаться очень познавательными с точки зрения углубления нашего понимания человеческого поведения. Важные открытия в психологии часто делаются на основе результатов одноразовых специальных исследований. Такие исследования конкретных случаев часто завораживают и профессиональных психологов, и рядовых читателей. 

Д.Б. Бромлей утверждал, что исследования конкретных случаев составляют «основу научного исследования» и что интерес психологов к экспериментальным процедурам способствовал ослаблению внимания к этой области. Исследования конкретных случаев обладают тем преимуществом, что они обеспечивают более глубокое понимание индивида, признают и подчеркивают многообразие людей. Поскольку такие исследования занимаются «реальными конкретными людьми», они создают особое ощущение правдоподобия их жизненных историй. Это помогает сделать такие истории хорошо запоминаемыми. Однако исследования конкретных случаев критикуют за их ненадежность (нет двух одинаковых случаев) и за то, что их результаты не всегда можно переносить на других людей. Но всегда ли мы должны находить универсальные истины о нашем поведении? Иногда вполне достаточно исследовать уникальную жизнь конкретного индивида.

Но не упускается ли при этом что-то очень важное? Ведь именно уникальность и необычность индивидов, ставших предметом специальных исследований, придает им бесценное значение с точки зрения наших попыток понять человеческую психику — а значит, и самих себя. Возможно, этот момент является самым важным. То, что другой психолог не может повторить исследование конкретного случая, не делает это исследование недостоверным.

Таким образом, описания исследований конкретных случаев сосредоточиваются на тех подробностях, которые делают людей такими открытыми и в то же время необыкновенно сложными. Они рассказывают «историю», которая не только интересна, увлекательна, трогательна или вызывает желание поддержать, но и содержит информацию обо всех нас. Что делает их «наукой», а не литературой, так это то, что психологи устанавливают отчетливую связь истории с какой-то научной теорией, которая представляет собой формальную объективную попытку понять и объяснить поведение. Назначение «историй» состоит в том, чтобы вносить вклад в наше научное понимание самих себя, причем иногда с важными практическими последствиями (как при использовании лечения и терапии для того, чтобы помочь людям справляться с их психологическими проблемами). Ведь очень часто в таких рассказах мы узнаем самих себя…

 

 О методе Анализ и описание случая  ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

 

Из практики: железная Алиса

 В один прекрасный день ко мне обратилась учащаяся (почему-то мне хочется назвать ее Алисой, то ли это про сказку и жизнь в фантазиях, то ли про хитрость лисы) с запросом о конфликтных взаимоотношениях с учителем. Алиса, уверенная в себе, немного авторитарная, контролирующая, не без основания хитрая и взрослая не по годам для своих почти 14 лет, только с одним учителем в школе становится в позицию маленькой и инфальтильной девочки, не способной к диалогу и конструктивным стратегиям поведения. При исследовании ситуации выяснилось, что обстановка в классе, где очень много цветов и растений, напоминает ей обстановку ее дома. Так мы «оказались в ее семье».

С раннего детства Алису приучали к жесткому порядку, дисциплине и умению нести ответственность за все свои поступки, быть сильной, что бы ни случилось. Папа – военный, и этим все сказано, и, похоже, в семье отца воспринимали именно как человека жесткого и манипулятивного. Последние несколько лет родители Алисы находятся на грани развода, который вот-вот должен произойти, при этом все знают (у Алисы есть младший брат), что у отца есть женщина, которую он очень любит.

Меня удивило, насколько без эмоционально Алиса рассказывала о том, что знала: об изменах отца, о ревности к новой женщине, о жестком воспитании девочки (словно мальчика), о страданиях матери, об осознании невозможности сохранения семьи, о «запрете» на выражение эмоций, как будто она железная. Слишком много подавленных чувств, злости, обиды…

Сложилось впечатление, что в семье Алиса занимает позицию взрослого, осознающего и старающегося понять абсолютно всех, и тогда ни в коем случае нельзя останавливаться на собственных чувствах и переживаниях. «Лет тридцать…» - ответила Алиса на вопрос, на какой возраст она себя ощущает в сложившейся ситуации, при этом не находя примеров и возможности, где она в реальной жизни может быть девочкой-подростком, наивной, безответственной и импульсивной.

И только когда я предложила ей представить отца, сидящего напротив, и сказать ему все, что накипело, Алиса смогла дать волю чувствам и расплакалась… Как будто что-то важное произошло, то, что она не может себе позволить в повседневной жизни, сквозь железную маску просочилось что-то живое и теплое… При этом четко прослеживался страх наказания за произнесенные слова и желание быть услышанной, так как обычно отец прекращал разговор или просто не слышал свою дочь, был дистантно-холодным.

Уходила Алиса подавленная и расстроенная, прикоснувшись к своим истинным и глубинным переживаниям. Но не прошло и пяти минут, как она снова зашла в кабинет, со словами, что ее папа будет в гимназии через 15 минут и очень хочет со мной поговорить. Интересно, подумала я, представляя, как военный будет меня «строить» за то, что обидела его дочь.

Однако мои представления не совпали с реальностью. Отец Алисы (пусть будет Игорь) признал, что вся ситуация также его беспокоит и он готов прикладывать все усилия, чтобы наладить взаимоотношения с дочерью. Игорь с 12 лет учился в суворовском училище (не без гордости говорил он об этом) и просто не привык к чувствительности (= слабости). Удивило меня  и одновременно порадовало то, что отец Алисы признает, что воспитывает детей в строжайшей дисциплине, так, как воспитывали его в училище, а за проявление безответственности следует наказание («достаточно одного моего взгляда»). Ведь осознание своих завышенных требований ко всем членам семьи и желание меняться в первую очередь самому (а оно действительно было заметно) уже дает надежду на какую-то динамику в этой ситуации, потому что до этого момента миры отца и дочери практически не соприкасались.

У Игоря не было примера сочувствующих и принимающих родителей, поэтому ему так сложно примерять эту роль на себе. А сейчас, когда в его жизнь вернулась его первая и самая сильная любовь, с которой они расстались по нелепой случайности, Игорь сам начал чувствовать, жить и любить. Но это уже совсем другая история…

И как только Игорь сможет снять свою железную маску, позволит себе быть искренним, чувствующим и слышащим (хотя бы с близкими людьми), тогда и дочь сможет приблизиться к нему. И мне так хочется верить, что Игорь рискнет и пойдет за своими желаниями, а Алиса сможет воспринимать мужчин не только как жестких и авторитарных индивидов, предающих свои семьи.  

А вообще с Алисой мы еще не раз увидимся! :) 

 

 Ржеутская Надежда

 

Используемая литература:

  1. Грюнвальд, Б.Б., Макаби, Г.В. Консультирование семьи / Б.Б. Грюнвальд, Г.В. Макаби. -  М., 2004. – 271 с.
  2. Домбровский, А., Велента, Т. Кризис семьи / А. Домбровский, Т. Велента // Семейная психология и семейная терапия. – М., 2005. №3.
  3. Роллс, Дж. Классические случаи в психологии / Дж. Роллс.  – СПб. : Питер, 2010. – 131 с.
  4. Лоуренс, А. Психология личности. Теория и исследования / А. Лоуренс.  — М. , 2001. - 607 с.


Просмотров: 435
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Гендерная дисфория. Исследование двух случаев.
  • Правда усыновленного ребенка. Игры бессознательного. Анализ детских случаев.
  • Несколько женских случаев из практики работы с привязанностями…
  • Трансформация расстройств пищевого поведения друг в друга: анализ, исследования
  • Три причины, по которым семейная терапия в большинстве случаев не работает
  • Психоаналитическая теория несчастных случаев
  • Несколько случаев из моей практики кинезиолога.
  • Теоретический анализ научного исследования осознания
  • 5 случаев когда мужчину лучше обмануть
  • Терапия для сложных случаев
  • Некоторые результаты исследования психологии холостяков
  • Что делает человека здоровым и счастливым. Данные одного исследования
  • 7 главных аспектов отношений мужа и жены. Тема для исследования вашей семьи.
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • Как я обычно себя веду? Небольшое исследование
  • Описание случая М. «…Сама она не в силах остановить своих страданий...»
  • Что для меня еда? Описание клиентского случая.
  • Кто такие Апостолы: опыт агиодраматического исследования
  • Мадам Прокрастинация. Сказка по мотивам моего исследования себя
  • Алгоритм работы с актуальной жизненной ситуацией с помощью МАК (описание случая). Часть 2
  • Алгоритм работы с актуальной жизненной ситуацией с помощью МАК (описание случая). Часть 3
  • Мальчик, который испугался. Описание случая из практики.
  • Материнство и основные аспекты его исследования в психологии
  • Краткий обзор результатов исследования устойчивости личности к воздействию средств массовой информации
  • Расстройство приема пищи без дополнительного уточнения (РПП БДУ): анализ категории, исследования
  • Право быть богатым.Психология денег и биологические механизмы мозга (исследования, выводы).
  • Исследования. День, которого не было.
  • Юнг: анализ случая ипохондрии одного бизнесмена
  • Знакомьтесь! Алиса, это пудинг! Пудинг, это Алиса! (с)
  • Исследования. Понять.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь