10 правил поведения с заболевшим ребенком

Любящие родители могут сформировать у ребенка установку «Не будь здоровым». Это утверждение только на первый взгляд кажется неправдоподобным и парадоксальным, а для психологов оно давно не новость. Так, от поведения взрослых зависит не только скорость выздоровления ребенка, но и то, как часто у него будут возникать проблемы со здоровьем. О том, как правильно вести себя с заболевшими детьми, чего избегать и что пресекать, порталуwww.interfax.by рассказала медицинский психолог Надежда Георгиева.

1. Относитесь к болезни ребенка как к неприятному, но заурядному событию

– Болезнь ребенка для близких, особенно тревожных мам и бабушек, нередко сравнима с чрезвычайным, весьма огорчительным происшествием. Однако для растущего организма знакомство и борьба с разнообразными бактериями, вирусами и микробами неизбежны и жизненно необходимы: благодаря этим процессам у ребенка формируется иммунитет.

Поэтому инфекционные болезни, с которыми сталкивается большинство детей раннего и дошкольного возраста, лучше воспринимать как своеобразную тренировку иммунной системы – трудную, может быть изнурительную, но несомненно полезную. А вот стерильные условия для здоровья ребенка вредны, для профилактики заболеваний достаточно соблюдать обычные правила гигиены.

2. Не демонстрируйте ребенку свою тревогу и страх

– Каким бы серьезным ни оказалось заболевание или травма ребенка, постарайтесь сохранять по крайней мере видимое спокойствие. Бледная от страха, трясущаяся в панике или рыдающая мама пугает малыша еще больше, чем врач со шприцем в руках. Если родитель боится, ведет себя непривычно или плачет, ребенок воспринимает это как сигнал: происходит что-то из ряда вон выходящее. Маленький человек может решить, что именно он стал причиной нехарактерного поведения взрослого, и эта мысль способна вызвать у него чувство вины. Поэтому своими тревогами и опасениями делитесь только со специалистами, а с ребенком держитесь молодцом.

3. Обращайтесь к врачам, которые вызывают доверие

– Долг родителей – обеспечить ребенку профессиональное лечение, наблюдение и уход. При любых симптомах для постановки диагноза и назначения лечения больного малыша обязан осматривать доктор. Никакой народной медицины, бабушкиных примочек, консилиумов мамочек-форумчанок или «У соседского мальчика было то же самое», только врач-специалист! – настаивает медицинский психолог Надежда Георгиева.

Человек в белом халате, которому вы доверяете здоровье ребенка, не должен вызывать сомнений в своей профессиональной компетенции. Не нравится врач в местной поликлинике – ищите специалиста в другом медицинском учреждении, подключайте к поиску друзей и знакомых.

4. Объясняйте ребенку необходимость тех или иных медицинских процедур и манипуляций

– Если ребенку предстоит неприятная процедура (укол, забор крови, постановка катетера и др.), взрослому, во-первых, необходимо сохранять спокойствие, во-вторых – в доступной форме объяснять, что происходит и для чего это необходимо. Например: «В твой организм попали плохие бактерии, их нужно победить. Врач знает, как это сделать. Для начала важно посмотреть, как твой организм борется с бактериями, не нужна ли ему помощь. Для этого через пальчик позовут твоих помощников, а потом посмотрят на них в микроскоп. Я буду рядом, буду держать тебя за ручку, а ты, мой смелый герой, справишься со всем, я знаю!».

5 – 6. Придерживайтесь привычного режима дня и не нарушайте установленных запретов и ограничений

– Заболевшего ребенка взрослые, как правило, окружают повышенной заботой, ему больше разрешают и позволяют, легче прощают проделки, реже наказывают. Дети быстро смекают, что болезнь может быть безотказным способом получить нечто желаемое, но труднодоступное в здоровом состоянии (внимание родных, дорогие подарки), пытаются с помощью болезни избежать стрессовой ситуации (выступление перед аудиторией, контрольная, экзамен). Это грозит возникновением серьезных психосоматических заболеваний, вплоть до рака.

О вторичной выгоде от болезни впервые заговорил Зигмунд Фрейд, подразумевая под ней бессознательно приобретаемые и извлекаемые из заболевания преимущества. Предотвратить возникновение этого опасного психологического феномена помогут привычный расклад жизни семьи и соблюдение ранее принятых запретов.

Так, ребенка, вне зависимости от состояния здоровья, желательно укладывать спать в установленный час (исключения – особые случаи: высокая температура, рвота и др.). Если ребенок привык пользоваться компьютером 30 минут в день, то в дни нездоровья это ограничение должно действовать. Если родители не позволяют ему пить колу в обычном состоянии, то и в период болезни напиток должен быть под запретом. В семье, в которой воспитываются несколько детей, очень важно уделять внимание не только заболевшему ребенку, но и здоровым, желательно в обычном для них объеме.

7. Сделайте игру союзником в борьбе с болезнью

– Игра для ребенка занятие понятное и приятное, от которого он редко отказывается, даже при плохом самочувствии. Призовите на помощь фантазию: предложите малышу не горький сироп, а волшебное средство, которое позволит ему стать сильным или превратит в отважного героя. После того как ребенок выполнит вашу просьбу, обязательно похвалите его.

8. Подводите ребенка к мысли, что быть здоровым лучше, чем болеть

– Редко болеющие люди смогли убедить свое бессознательное в том, что здоровье лучше болезни. Как сформировать эту установку у ребенка? Красочно и четко описывайте преимущества здоровья и невыгодность болезни («Выздоравливай, и мы с тобой пойдем в зоопарк, посмотрим, как дела у медвежат») и, не предлагая готовых решений, позвольте ребенку самому сделать вывод, который станет его внутренним убеждением.

9. Сохраняйте самообладание при непослушании ребенка

– Бывает, что в период болезни ребенок много капризничает, шалит, перестает слушаться, отказывается принимать лекарства – в этом случае стоит задуматься о том, какие ошибки в своем поведении вы допускаете. С непослушанием и своеволием необходимо бороться, однако ни в коем случае не с помощью криков или физических наказаний, – предупреждает психолог Надежда Георгиева. – Насилие над ребенком травмирует его не до конца сформировавшуюся психику и нервную систему. Кроме того, насилие порождает у маленького человека злость, с которой ему трудно справиться, и возникает замкнутый круг: ребенок шалит – вы злитесь – наказываете ребенка – ребенок испытывает негативные чувства и снова начинает шалить в отместку и т.д.

С ребенком любого возраста важно разговаривать, как с равным. Доброжелательно и доступно объясняйте малышу, что вас огорчает или не устраивает в его поведении, предлагайте вместе найти способы достичь мира между вами. Если капризы и шалости ребенка раздражают вас до такой степени, что вы легко выходите из себя, срываетесь на крик или поднимаете на него руку, стоит обратиться к психологу или неврологу, пропить курс успокоительных.

10. Минимизируйте стресс у ребенка, попавшего в больницу

– Госпитализация – это резкая смена привычной обстановки, уклада жизни и даже для взрослого человека является тяжелым стрессом. Поэтому, если ребенка направляют в больницу, сделайте все возможное, чтобы быть рядом с ним. Чем младше ребенок, тем важнее обеспечить совместное пребывание. Школьника старайтесь навещать как можно чаще.

Позаботьтесь о том, чтобы в больнице у ребенка были какие-то привычные, любимые вещи, игрушки, книги. Поддерживайте ребенка психологически, разговаривайте с ним, планируйте, что будете делать вместе после выписки, и обязательно выполняйте свои обещания. Благодаря этому ребенок начнет чувствовать и понимать, что он в безопасности рядом с вами, что болезнь и больница – это временно.

– Здоровья вам и вашим детям! – желает читателям www.interfax.by психолог Надежда Георгиева.

 

Беседовала Ирина Барейко
Читать полностью:http://www.interfax.by/article/1157091



Просмотров: 338
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Выкидыш, потеря ребенка, женские болезни... Что делать?
  • Домик личности ребенка, или как быть если я родитель?
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Научите ребенка защищаться! Правила для ребенка по предупреждению секс.насилия
  • Ребенок упал, стоит ли жалеть ребенка ?
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Спортивный психолог: что делать если ребенка бьют в школе?
  • Хочу ребенка. Или что влияет на способность женщины к зачатию и вынашиванию ребенка.
  • Как приучить ребенка к детскому садику. 5 советов адаптации ребенка в саду
  • Страх смерти своего ребенка - это про ребенка?
  • Как воспитывать ребенка, если он ведет себя как дикарь?
  • Рождение ребенка – важный шаг, к которому нужно быть готовыми вместе!
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Что делать, если поведение ребенка из ряда вон?
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Значение папы в жизни ребенка. Как заменить ребенку отца?
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Мой ребенок непоседа! Воспитание гиперактивного ребенка.
  • Что делать, если у ребенка в классе нет друзей?
  • Влияние отношений к ребенку в семье на готовность ребенка к школе.
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Если сам не умеешь справляться с трудностями, то не требуй этого от ребенка.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь