Ответственность, как форма регуляции.

Автор статьи: Юлия Чумакова

 Ответственность - специфическая для зрелой личности форма саморегуляции и самодетерминации, выражающаяся в осознании себя как причины совершаемых поступков и их последствий и в осознании и контроле своей способности выступать причиной изменений (или противодействия изменениям) в окружающем мире и в собственной жизни.

  Ответственность - способность отвечать на происходящее и выбирать свои реакции. Реальная ответственность связана с осознанием. Чем в большей степени человек осознает реальность, тем в большей степени он способен отвечать за свою жизнь - за свои желания, действия, опираться на себя.

Ответственность развивается в процессе становления форм саморегуляции, постепенного взятия на себя контроля за разными аспектами своей деятельности, своего поведения, который первоначально, когда мы были совсем маленькими, полностью брали на себя наши родители.

Сутью ответственности является признание моих поступков моими, тем, что я сам делаю, а не что просто со мной происходит и, соответственно, признание себя самого причиной определенных событий.

Феномен ответственности является ключевым для экзистенциального понимания человека, однако проблема ответственности в этом ключе разрабатывалась и анализировалась достаточно мало, в основном в связи с проблемой свободы, как ее оборотная сторона.

Сторонники гештальт-терапии считают, что причиной невроза часто является неспособность индивидуума полностью принять на себя ответственность за свои чувства, мысли и поступки, иными словами, неспособность принять ответственность за свое Я.

Люди очень часто склонны перекладывать ответственность за негативные поступки и чувства на других, многие искренне считают, что в их пороках и неудачах виноваты не они сами, а другие люди или обстоятельства.

Тенденцию избегать принятия ответственности за самих себя и делать ответственными за свои чувства и поступки других людей Перлз называл «дырами в личности». Согласно Перлзу, человек проецирует неприятные для него чувства вовне только тогда, когда не в состоянии осознать их в самом себе.

В психологии, преимущественно западной, ответственность изучалась не как целостное явление, а в отдельных ее формах проявления или аспектах, операционализируемых в тестах или экспериментальных схемах. Одной из таких частных форм ответственности является социальная ответственность — склонность человека вести себя в соответствии с интересами других людей и социального целого, а не в узкоэгоистических интересах, придерживаться принятых норм и исполнять ролевые обязанности. В рамках исследований принятия человеком на себя ответственности за активные действия в тех или иных социальных ситуациях (например, оказание помощи нуждающемуся в ней) был описан и исследован феномен так называемые  «диффузии ответственности» — резкого снижения вероятности осуществления необходимых действий, если в ситуации присутствуют и другие люди, в прямой зависимости от их числа. Другой стороной ответственности является локус контроля — склонность человека видеть причины происходящих с ним событий в себе самом, либо во внешних факторах. Довольно обширное поле исследований посвящено атрибуции ответственности — приписыванию тем или иным факторам ответственности за исход разных событий. Понятие атрибуции ответственности близко понятию локуса контроля, но, в отличие от него, относится не столько к собственным действиям, сколько к действиям других людей, оцениваемых с позиции внешнего наблюдателя. Различие этих двух перспектив наглядно проявляется в экспериментально выявленной так называемой «фундаментальной ошибке атрибуции»: причины своих поступков люди больше склонны приписывать особенностям ситуации, а причины поступков других людей —их личным особенностям. Наиболее многосторонне и целостно феномен ответственности рассматривается в экзистенциальной психологии, в частности, в работах В. Франкла, который рассматривает ответственность как один из «экзистенциалов» человеческого существования, наряду со свободой и духовностью. В многоуровневой модели личностной саморегуляции (Е. Р. Калитеевская, Д. А. Леонтьев) ответственность рассматривается как внутренняя саморегуляция зрелой личности, опосредованная ценностными ориентирами.

Экспериментальные исследования подтверждают у невротиков «внешнего локуса контроля», «полезависимоти», а также феноменов «внешней мотивированности» во всех сферах жизни.  Это свидетельствует о том, что невротическая структура потребностей определяет и другие формально- стилистические особенности личности. Невротики чрезвычайно зависимы от мнения и оценок других людей, конформны в отношении общепринятых традиций и авторитетов; повышенно тревожны и уязвимы в ситуации неуспеха, даже в случае успеха избирают стратегию низких или средних целей, так как успех приписывают не собственным способностям, а везению.

Условием выхода из невротического состояния является осознание личностных качеств, создающий конфликтный или негативный смысл Я, а затем и внутренние решение – каким быть дальше? При этом мотивации самоисследования, самопознания и самоизменения противостоит мотивации сопротивления изменениям Я, вытекающая из условной желательности невротического состояния. Мотивационный конфликт порождает амбивалентные чувства по отношению к собственному Я, одна уже ясная вербализация которых первый шаг на пути к самоизменениям.

Осознание и принятие ответственности за те качества, которые являются преградой для изменения собственного Я, например беспомощность, леность. Это, по существу следующий шаг в направлении самоизменения, но дается он с большим трудом, так как субъективно воспринимается невротиком как необходимость отказа от своего Я, своей целостной личности. Страх потери самоидентичности и порождает разнообразные стратегии защиты и утверждения привычно сложившегося образа Я и самоотношения, действие которых способно даже исказить, деформировать образ Я, зато обеспечивает образ позитивного самоотношения или компенсирует дефицит самоуважения.



Просмотров: 278
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Быть причиной, а не следствием! Или значение чувства ответственности в процессе формирования личности
  • (Без)ответственность в браке – как правильно? О браке, разводе, статистике и ответственности.
  • Забота о себе: ненужность для других или ответственность?
  • Сенсорная аттенюация: как уменьшить свои страдания просто взяв на себя ответственность за свою жизнь
  • Ресурс ответственности. Или как стать автором своей жизни.
  • Ответственность за себя и вина за других
  • Как понять мысли и причины поступков других людей
  • Как развить в детях самостоятельность и ответственность за свои поступки
  • Почему ответственность брать не хочется или чем лучше внутренний локус контроля
  • Как стать отцом: принять на себя новую роль и ответственность?
  • За что в отношениях берет на себя ответственность взрослый человек?
  • Об ответственности или как все успеть
  • Принятие ответственности за свою жизнь. Как это?
  • Не меняй меня или Я медленно снимаю с себя ответственность
  • Как взять ответственность на себя?
  • В ожидании доброго волшебника. Без ответственности за себя.
  • Что делать, если мужчина не берет на себя ответственность за благополучие женщины?
  • Как повзрослеть и перестать себя чувствовать себя ничтожной песчинкой в глазах других людей.
  • Повзрослеть - взять ответственность за свои чувства
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Принять ответственность на себя
  • В чём истинные причины недостатка ответственности и мотивации у сотрудников
  • Родительская ответственность. Или — как мне «заставить» ребенка делать то, что я хочу?
  • Искуство Быть Живым .... или как для других мы создаем правила, а для себя — исключения.
  • А вы задумывались, что значит взять на себя ответственность?
  • Принятие ответственности или аффект неадекватности
  • Теории как удобство для перекладывания ответственности
  • Вы не несете ответственности за чувства вашего партнера
  • Выход из чувства Вины: границы ответственности
  • Ребенок живет с бабушкой - необходимость или нарушение зоны ответственности?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь