Перинатальный психолог - визитная карточка

Традиционно и на протяжении долгого времени, все, что связано с зачатием, беременностью, родами и ранним развитием детей, было областью и прерогативой медицины. К сожалению, и в настоящее время, женщины и пары обращаюся редко за помощью или поддержкой психолога в вопросах репродуктивного здоровья. Возможно, одной из причин является отсутствие информации и знаний о такой важной, и  довольно развитой, сфере практической психологии, как перинатальная психология и психология репродуктивной сферы.

Как самостоятельная и практическая область психологии, перинатальная психология развилась в последние 30-40 лет. На протяжении ХХ века многие открытия и исследования, все больше и больше, подчеркивали влияние родового процесса и внутриутробного опыта на формирование различных психических свойств человека и его взрослую жизнь. В психологической лексике появились новые определения, такие как  «перинатальный опыт», «перинатальные проблемы», «перинатальные травмы».

Сегодня это уже бесспорный факт – перинатальный опыт человека очень важен, в нем заложены многие причины проблем во взрослой жизни, в том числе в реализации репродуктивной функции. Сегодня в научной среде все больше говорят о включении перинатального опыта в список базовых факторов влияющих на развитие человека, помимо генетики, среды и образования.

Перинатальная психология изучает развитие психики человека на ранних этапах онтогенеза (онтогене́з (от греч. οντογένεση: ον — существо + γένεση — происхождение, рождение)  - индивидуальное развитие организма), а также структуру, содержание и онтогенез репродуктивной сферы родителей, так как это является главным условием развития ребенка. Если коротко, перинатальный психолог занимается проблемами связанными с основными этапами репродуктивного цикла – зачатие, беременность, роды, формирование диады, раннее развитие ребенка, сепарация. Хронологически это обозначенно так: три месяца до зачатия и три года после родов.

Перинатальные психологи работают в био-психо-социо-духовной модели, где учитываются комплексно факторы развития личности, его физическое здоровье, социальный круг, экзистенциальные позиции. Методы, используемые  на практике в консультационной и терапевтической работе базируются на принципах интегративного подхода. Работа проводится индивидуально, с парами, семьями или в группах. Существуют несколько направлений и определенная специфика диагностической, коррекционной и психотерапевтической работы перинатального психолога:

  • Спектр вопросов при работе с диадой :  возможности матери обеспечивать необходимые условия для развития психики ребенка, прогноз формирования базовых психических структур у ребенка, формирование здоровых диадических отношений.
  • Спектр вопросов при работе с проблемами материнства и отцовства: психологическая готовность к родительству, влияние семейных сценариев и индивидуального опыта на представления о ребенке и своем родительстве, особенности жизненной ситуации, затрудняющей реализацию эффективного родительства; работа по подготовке к родительству  в период планирования рождения ребенка и во время беременности; психологическое сопровождение родительства.
  • Спектр вопросов при работе с перинатальными проблемами взрослых клиентов:  личностные проблемы, возникшие в результате осложнений развития базовых психических образований в пре- и перинатальном периоде собственного онтогенеза и нарушения диадических отношений, проблемы супружеских и партнерских отношений, психосоматические  проблемы, детско-родительские отношения.

При проведении психодиагностики перинатальный психолог нацелен на выявление перинатальных проблем, диагностику отношений в диаде, готовности женщин и мужчин к родительству, выявление причин бесплодия и невынашивания, особенностей переживания беременности, формирование родительского отношения в дородовый период, прогнозирование родов и особенностей послеродового периода для матери и ребенка и т.д.

Помимо традиционных вопросов, связанных с зачатием, беременностью и родами, показаний по направлению к психологу может быть достаточно много. Нижеперечисленные медицинские диагнозы относятся к категории особо важных, где консультация перинатального психолога может быть более чем полезна:

  • бесплодие;
  • невынашивание беременности;
  • длительные или часто повторяющиеся воспалительные заболевания;
  • неэффективное лечение болезней передающихся половым путем (особенно герпес);
  • дисфункция яичников;
  • опухоли половых органов;
  • гиперпластические заболевания женских половых органов: миома, эндометриоз, полипы;
  • подготовка к оперативному лечению;
  • патологический климакс;
  • нейроэндокринные синдромы, такие как климактерический синдром, посткастрационный синдром, предменструальный синдром (ПМС);
  • поликистоз яичников;
  • осложнения после абортов;
  • перинатальные потери

Подобные диагнозы часто возникают как сбой в репродуктивной системе, которая сама по себе является сложнейшим механизмом и реализуется посредством системной организации всей жизнедеятельности человека. Сбой может произойти в любом из компонентов этой системы:

- психическом (мотивации, ценности, смыслы, эмоции, определяющие направленность деятельности человека);

- физиологическом (соматические органы репродуктивной системы и нейро-гуморальная регуляция репродуктивной функции);

- телесном (тело, осуществляющее определенное поведение, выполняющее функции вынашивания, родов, грудного вскармливания, телесных контактов с ребенком).

Эти сбои  важно обнаружить, осознать, скорректировать, направить в нужное русло...Очень хочется верить, что когда-нибудь репродуктивное здоровье будет заботой мультифункциональных команд, включающих специалистов разных специальностей, в том числе и психологов. Но это о будущем... Пока что мы живем «здесь и сейчас» и проблемы следует решать тоже – здесь и сейчас! И если Вы, или Ваши родные и близкие, сталкиваетесь с подобными проблемами и вопросами – ищите профессионалов! Вам обязательно помогут!



Просмотров: 361
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Влияние особенностей течения беременности на развитие человека и его здоровье
  • Эдипальная фаза развития и ее влияние на формирование некоторых особенностей характера человека
  • Влияние особенностей зачатия на развитие человека и его здоровье
  • Психологические особенности и проблемы женщины в перинатальный период
  • Влияние семейных отношений на развитие личности и формирование модели создаваемой семьи.
  • Неспетые колыбельные: терапия репродуктивной травмы методом "репродуктивной истории"
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Влияние раннего жизненного опыта, полученного в семье, на формирование личности человека
  • Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности
  • Жду ребенка, часть 1 (о репродуктивной психосоматике и не толко).
  • Перинатальные травмы и их влияние на жизнь человека (пример из практики)
  • Влияние перинатального периода на психику человека. Часть 2- Психоэмоциональная связь матери и ребёнка
  • Перинатальный опыт как фактор развития страхов у детей
  • Гипноз для женской репродуктивной функции
  • Незавершенные этапы развития и их влияние на развитие человека
  • Влияние перинатального периода на психику человека. Часть 1 - физиология внутриутробного периода
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Развитие отношений в семье после рождения ребенка
  • Влияние отношений мамы и ребенка на формирование характера
  • Влияние матери на формирование идентичности ребенка в русле психодинамического подхода
  • Перинатальный психолог и область его деятельности
  • Эмоциональные и поведенческие характеристики женщин с заболеваниями репродуктивной сферы
  • Влияние переживаний травматического опыта ребенка на развитие.
  • Кто такой перинатальный психолог? Чем он занимается?
  • Развитие ребенка с учетом психотипов человека
  • Влияние скрытых форм насилия на формирование эмоциональной сферы ребенка
  • Перинатальная психология как область деятельности при профессиональном самоопределении психолога
  • Развитие ребенка, взрослого, семейного рода Человека
  • Я не ищу в людях проблемы. Я приглашаю человека в развитие.
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 1 - Проблемы в воспитании.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь