Влияние особенностей зачатия на развитие человека и его здоровье

      Здоровье и развитие ребенка напрямую зависят от ситуации и состояния родителей в момент зачатия. С биологической точки зрения огромное влияние оказывает возраст родителей (особенно матери), наличие или отсутствие у них болезней, наследственный фактор, материальное благосостояние семьи, социально-бытовые условия и пр.

     О связи становления психических функций, развития личности будущего ребенка с психосоциальными факторами, определяющими особенности зачатия, писал основатель теории транзакционного анализа Э. Берн (E. Bern, 1972). Он считал, что «ситуация зачатия человека может сильно влиять на его судьбу». Непосредственную ситуацию зачатия он предлагал назвать «зачаточной установкой». Независимо от того, была ли ситуация результатом случайности, страсти, любви, насилия, обмана, хитрости или равнодушия Э. Берн предлагает анализировать любой из этих вариантов. Необходимо выяснить, каковы были обстоятельства, как подготавливалось это событие, планировалось ли оно, а если планировалось, то как: хладнокровно и педантично, темпераментно, с разговорами и обсуждениями или при молчаливом страстном согласии. В жизненном сценарии будущего ребенка, утверждает Э.Берн, могут отразиться все эти качества, так как отношение родителей к интимной жизни отражается на их отношении к ребенку.

     В результате проведенных исследований Э.Берн выделял «родовые сценарии». Наиболее часто встречающимися он считал – сценарии «происхождение» и «искалеченная мать». В основе первого лежат сомнения ребенка в том, что его родители настоящие, в основе второго – знание ребенка о том, как тяжелы были роды для матери.

       К сожалению, в настоящее время зачатие в большинстве случаев бывает не запланированным, а случайным. Если в результате этого женщина все же вынашивает нежеланного ребенка, то у нее во время беременности часто отмечаются вегетативные нарушения, обострения психосоматических и хронических физических заболеваний, токсикозы, различные невротические реакции, стертые депрессивные состояния. Беременные оказываются не готовыми к родам, а ребенок уже в утробе лишается базового доверия к матери и окружающему миру, что впоследствии приводит к повышенной тревожности, снижению чувства собственного достоинства.

       Нежеланных детей рожают преждевременно в 8 раз чаще, чем желанных. Но даже у доношенных нежеланных детей в 45% случаев отмечаются признаки морфофункциональной незрелости. Из числа нежеланных младенцев 46,9% нуждаются в интенсивной терапии в связи с возникшими сразу после родов соматическими и неврологическими осложнениями,  среди желанных детей таких лишь 14,8% (Брутман В.И., Северный А.А., 2001).

Выделены следующие факторы риска психической патологии у нежеланных детей:

  • Наследственно-конституциональный (наличие у родителей психических заболеваний и личностных девиаций);
  • Психологическая неготовность женщины к материнству (враждебность к плоду и связанные с ней нарушения сенсорного и гуморального взаимодействия в антенатальном периоде);
  • Психические, соматические, поведенческие нарушения у будущей матери во время беременности;
  • Задержки созревания плода и недонашиваемость.
  •      

         При выявлении этих факторов желательна консультация у психолога или психотерапевта.

          Отвержение еще не родившегося ребенка влияет на его социальную адаптацию в дальнейшей жизни. Многие из таких детей имеют заниженную самооценку, испытывают большие трудности в установлении межличностных отношений. Позднее им трудно выбрать профессию, создать семью. К своим собственным детям они нередко холодны.

         Э.Берн придавал особенное значение очередности рождения. Клинические наблюдения подтверждают это, что особенности развития и состояния младенца во многом зависят от того, во время какой стадии жизнедеятельности семьи он родился. Супружеские отношения, семья, как и человек - рождается, развивается, болеет; может выздороветь или преждевременно умереть. Иногда «заболевания» семьи приобретают хроническое течение. Рождение ребенка в здоровой семье благоприятно, в больной – чревато нарушениями его развития и здоровья. Иногда супруги или один из них видят в зачатии и рождении ребенка способ выхода семьи из критической ситуации, ее выздоровления. По наблюдениям специалистов, рождение ребенка в критической ситуации, а зачастую – попытка разрешить ее с помощью беременности и родов, как правило, неуспешна. Ребенок при этом не оправдывает надежд, связанных с благотворным влиянием его появления на отношения супругов, установление раннего диалога в системе «мать – дитя» затруднено. Все это отрицательно сказывается на здоровье малыша, препятствует его нормальному развитию.

         Некоторые врачи рекомендуют супругам планировать зачатие на август – сентябрь, а роды соответственно на апрель – май. В качестве обоснования этого приводятся следующие доводы: осенние месяцы более благоприятны для зачатия, так как супруги при этом получают много витаминов со свежими овощами и фруктами; при рождении ребенка в весенние месяцы первое полугодие его жизни приходится на весенне-летний период, благоприятный для длительного пребывания на свежем воздухе в легкой одежде.

         Рекомендации эти весьма относительны… Совсем неплохо, если роды произойдут, например, в августе и новорожденный будет получать мамино молоко, богатое минеральными солями и витаминизированное плодами природы. Разные сроки зачатия имеют свои недостатки и преимущества, супруги должны выбрать их сами, учитывая реалии их жизни.

         Запланированное зачатие, возникающее на фоне гармоничных отношений супругов, создает фундамент для развития здорового ребенка.



    Просмотров: 577
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Важные этапы развития ребенка от зачатия до 15 лет. Что важно сформировать на каждом из них?
  • Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности
  • Защитить ребенка от травли – дело рук его родителей или нет?
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Как подобрать для ребенка игры, наиболее соответствующие его темпераменту и складу характера
  • Влияние особенностей течения беременности на развитие человека и его здоровье
  • «Так ли страшен черт, как его малюют» или «стоит ли прятать своего ребенка от психиатра»?
  • Развитие ребенка это скучно для родителей или увлекательно?
  • Роль отца с момента зачатия до рождения ребенка
  • Как выбрать центр раннего развития для Вашего ребенка:
  • Страх изменения стиля жизни после родов при психотелесном отказе от зачатия (техника)
  • Безусловное принятие как основной ресурс ребенка в его взрослой жизни.
  • Как организовать праздник для ребенка в зависимости от его темперамента?
  • Детская ревность при рождении второго ребенка как продолжение любви
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Как мы можем вдохновлять ребенка и поддерживать его творческое развитие?
  • Как выйти замуж, если он не хочет? Как родить ребенка, если он не готов? Как женить его на себе?
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Хочу ребенка. Или что влияет на способность женщины к зачатию и вынашиванию ребенка.
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Как зайка чуть "не потерялся"Сказка-послание для родителей.(Рождение второго ребенка в семье.)
  • Психологическое здоровье ребенка (рекомендации психолога для родителей и всех интересующихся)
  • Как сводить ребенка к психологу до его рождения
  • Как школьные оценки влияют на самоценность ребенка и развитие его личностного потенциала...
  • Как подвести ребенка к психологу, не подводя его доверия?
  • Как создать условия для гармоничного психического развития ребенка? Часть 1.
  • Как создать условия для гармоничного психического развития ребенка? Часть 2.
  • Как проблему в поведении ребенка превратить в навык? Или ОРКТ для детей.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь