Влияние особенностей зачатия на развитие человека и его здоровье

      Здоровье и развитие ребенка напрямую зависят от ситуации и состояния родителей в момент зачатия. С биологической точки зрения огромное влияние оказывает возраст родителей (особенно матери), наличие или отсутствие у них болезней, наследственный фактор, материальное благосостояние семьи, социально-бытовые условия и пр.

     О связи становления психических функций, развития личности будущего ребенка с психосоциальными факторами, определяющими особенности зачатия, писал основатель теории транзакционного анализа Э. Берн (E. Bern, 1972). Он считал, что «ситуация зачатия человека может сильно влиять на его судьбу». Непосредственную ситуацию зачатия он предлагал назвать «зачаточной установкой». Независимо от того, была ли ситуация результатом случайности, страсти, любви, насилия, обмана, хитрости или равнодушия Э. Берн предлагает анализировать любой из этих вариантов. Необходимо выяснить, каковы были обстоятельства, как подготавливалось это событие, планировалось ли оно, а если планировалось, то как: хладнокровно и педантично, темпераментно, с разговорами и обсуждениями или при молчаливом страстном согласии. В жизненном сценарии будущего ребенка, утверждает Э.Берн, могут отразиться все эти качества, так как отношение родителей к интимной жизни отражается на их отношении к ребенку.

     В результате проведенных исследований Э.Берн выделял «родовые сценарии». Наиболее часто встречающимися он считал – сценарии «происхождение» и «искалеченная мать». В основе первого лежат сомнения ребенка в том, что его родители настоящие, в основе второго – знание ребенка о том, как тяжелы были роды для матери.

       К сожалению, в настоящее время зачатие в большинстве случаев бывает не запланированным, а случайным. Если в результате этого женщина все же вынашивает нежеланного ребенка, то у нее во время беременности часто отмечаются вегетативные нарушения, обострения психосоматических и хронических физических заболеваний, токсикозы, различные невротические реакции, стертые депрессивные состояния. Беременные оказываются не готовыми к родам, а ребенок уже в утробе лишается базового доверия к матери и окружающему миру, что впоследствии приводит к повышенной тревожности, снижению чувства собственного достоинства.

       Нежеланных детей рожают преждевременно в 8 раз чаще, чем желанных. Но даже у доношенных нежеланных детей в 45% случаев отмечаются признаки морфофункциональной незрелости. Из числа нежеланных младенцев 46,9% нуждаются в интенсивной терапии в связи с возникшими сразу после родов соматическими и неврологическими осложнениями,  среди желанных детей таких лишь 14,8% (Брутман В.И., Северный А.А., 2001).

Выделены следующие факторы риска психической патологии у нежеланных детей:

  • Наследственно-конституциональный (наличие у родителей психических заболеваний и личностных девиаций);
  • Психологическая неготовность женщины к материнству (враждебность к плоду и связанные с ней нарушения сенсорного и гуморального взаимодействия в антенатальном периоде);
  • Психические, соматические, поведенческие нарушения у будущей матери во время беременности;
  • Задержки созревания плода и недонашиваемость.
  •      

         При выявлении этих факторов желательна консультация у психолога или психотерапевта.

          Отвержение еще не родившегося ребенка влияет на его социальную адаптацию в дальнейшей жизни. Многие из таких детей имеют заниженную самооценку, испытывают большие трудности в установлении межличностных отношений. Позднее им трудно выбрать профессию, создать семью. К своим собственным детям они нередко холодны.

         Э.Берн придавал особенное значение очередности рождения. Клинические наблюдения подтверждают это, что особенности развития и состояния младенца во многом зависят от того, во время какой стадии жизнедеятельности семьи он родился. Супружеские отношения, семья, как и человек - рождается, развивается, болеет; может выздороветь или преждевременно умереть. Иногда «заболевания» семьи приобретают хроническое течение. Рождение ребенка в здоровой семье благоприятно, в больной – чревато нарушениями его развития и здоровья. Иногда супруги или один из них видят в зачатии и рождении ребенка способ выхода семьи из критической ситуации, ее выздоровления. По наблюдениям специалистов, рождение ребенка в критической ситуации, а зачастую – попытка разрешить ее с помощью беременности и родов, как правило, неуспешна. Ребенок при этом не оправдывает надежд, связанных с благотворным влиянием его появления на отношения супругов, установление раннего диалога в системе «мать – дитя» затруднено. Все это отрицательно сказывается на здоровье малыша, препятствует его нормальному развитию.

         Некоторые врачи рекомендуют супругам планировать зачатие на август – сентябрь, а роды соответственно на апрель – май. В качестве обоснования этого приводятся следующие доводы: осенние месяцы более благоприятны для зачатия, так как супруги при этом получают много витаминов со свежими овощами и фруктами; при рождении ребенка в весенние месяцы первое полугодие его жизни приходится на весенне-летний период, благоприятный для длительного пребывания на свежем воздухе в легкой одежде.

         Рекомендации эти весьма относительны… Совсем неплохо, если роды произойдут, например, в августе и новорожденный будет получать мамино молоко, богатое минеральными солями и витаминизированное плодами природы. Разные сроки зачатия имеют свои недостатки и преимущества, супруги должны выбрать их сами, учитывая реалии их жизни.

         Запланированное зачатие, возникающее на фоне гармоничных отношений супругов, создает фундамент для развития здорового ребенка.



    Просмотров: 648
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Важные этапы развития ребенка от зачатия до 15 лет. Что важно сформировать на каждом из них?
  • Роль отца с момента зачатия до рождения ребенка
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Взаимодействие матери и ребенка в период беременности.
  • Рождение второго ребенка: особенности воспитания детей разного возраста
  • Связь эмоционального состояния матери и здоровья ребенка
  • Влияние семьи на ребенка: роль папы в жизни дочери
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка
  • Психологическое здоровье ребенка (рекомендации психолога для родителей и всех интересующихся)
  • Важное событие в жизни семьи - как подготовить ребенка?
  • Как поведение родителей влияет на здоровье ребенка?
  • Программа подготовки детей и родителей к возвращению ребенка в кровную семью «Преобразование»
  • Задачи развития ребенка первого года жизни
  • Зачатие и рождение ребенка. Странные взгляды на важнейшую из инициаций
  • Зачатие и рождение ребенка. Странные взгляды на важнейшую из инициаций
  • Влияние семьи на адаптацию ребенка к детскому саду
  • Летнее время для развития маленького ребенка (от двух лет).
  • Мать психотика: варианты поведения матери, ведущие к тяжелой патологии ребенка
  • Страх изменения стиля жизни после родов при психотелесном отказе от зачатия (техника)
  • Привязанность в жизни матери и ребенка
  • Как выбрать центр раннего развития для Вашего ребенка:
  • Семья и ее воспитательное значение для развития личности ребенка.
  • Роль семьи в жизни ребенка
  • Книга «От мыслей о рождении ребенка, до плана воспитания». Глава 2. Беременность и роды.
  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.
  • Книга «От мыслей о рождении ребенка, до плана воспитания». Глава 2. Беременность и роды. Продолжение.
  • Как зайка чуть "не потерялся"Сказка-послание для родителей.(Рождение второго ребенка в семье.)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь