|
Песочная терапияАвтор статьи: Дон Оксана Николаевна
«Часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно» К.Г.Юнг Песочная терапия в настоящее время очень распространенный метод в области консультирования детей и взрослых. И много говорить о достоинствах этого метода нет смысла. Но хочется раскрыть основные аспекты этого уникального метода в работе с детьми и взрослыми. Песочная терапия – это уникальная возможность познать свой внутренний мир при помощи песка, воды, миниатюрных фигурок и того чувства свободы и защищенности, которое возникает в отношениях с психологом. Играя в песке, человек может выразить то, что трудно объяснить словами, коснуться таких слоев души, к которым нельзя обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от обыденного мышления. Мост, который возникает в процессе игры в песке, - невидимый, но необходимый многим из нас. По нему можно пройти от болезни - к выздоровлению, от жизненных неурядиц - к благополучию и процветанию, от непонимания между родителями и детьми – к радости познания друг друга, от супружеских конфликтов – к семейному счастью. Почему именно песок? Прежде всего, песок является природным материалом, испокон веков используемым человеком. Песок и вода – естественные символы, относящиеся к двум первоэлементам, из которых, как верили древние философы, состоит мир. Сама структура песка притягивает нас и наших детей вступить с ним во взаимодействие. Сухой песок - нежный, легкий, переменчивый, сыпучий, он напоминает о вечности, бесконечности бытия. Стоит вспомнить и свои собственные ощущения на песочном пляже, радость от возможности растянуться на песке, «закопаться» в него. Играя с песком, можно чувствовать себя песчинкой во Вселенной. Но, создавая из песочной массы объёмные скульптуры, можно ощущать себя Творцом. По-видимому, общение с песком даёт возможность человеку пережить удивительную гамму чувств: от одиночества до осознания собственной великой созидательной силы. В песочной терапии песок «заземляет» старую, негативную, «проблемную» энергию, тем самым давая человеку возможность открыть в себе источник новой жизни. Достоинства метода песочной терапии 1. Возможность посмотреть на себя со стороны. Собственные внутренние процессы сложны для понимания и осознания человека. Нередко нам приходится слышать: «Ты бы посмотрел на себя со стороны!» Это действительно полезно. Но вот вопрос – как это сделать? И здесь на помощь приходит песочница с миниатюрными фигурками. В контексте песочной терапии возможность посмотреть на себя, на свой внутренний мир, со стороны становится доступной, ибо песочные картины являются отражениями нашего внутреннего состояния. 2. Возможность созидательных изменений событий и взаимоотношений. Преобразуя ситуацию в песочнице, человек получает опыт самостоятельного разрешения трудностей как внутреннего, так и внешнего плана. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений человек переносит в реальность. 3. Возможность раскрытия и осознания Тайн бытия. Знакомая с детства картина: ребёнок создаёт из песка замок, некоторое время любуется им, а потом волна или он сам разрушает творение. Один сюжет жизни завершается, уступая место следующему. И так бесконечно. Именно это простое действие хранит уникальную Тайну бытия: всё приходит и уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — просто старое уступает место новому. Многократно проживая эту Тайну, человек достигает состояния равновесия, при этом в его внутреннем пространстве существенно уменьшается доля суеты и обыденности. 4. Проявление творческих возможностей. В результате «диалога» рук с песком и водой происходит творческое самовыражение человека, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне становится возможным «отреагирование» внутреннего напряжения и поиск путей развития. 5. Безопасность и экологичность в использовании данного метода. Создание песочных композиций в отличие, например, от рисунка не требует особых умений. Сделать что-то не так невозможно, что особенно важно для тех, кто привык строго оценивать себя. Песочные игры подходят тем, кому трудно облечь свои переживания в слова — например, потому, что они очень остры и болезненны или просто потому, что человек не обладает даром красноречия. Взаимодействуя с песком и миниатюрными фигурками, мы, независимо от возраста, приближаем к себе наш внутренний мир, чтобы повнимательнее рассмотреть его: понять свои желания, разобраться с воспоминаниями, открыть источники внутренней силы, найти уязвимые места, увидеть лучшее решение сложной ситуации. И, научившись находить гармонию в песочной картине, мы получаем опыт владения собой и способ конструктивного взаимодействия с окружающим миром. Песочная терапия для взрослых Нередко работу с песком считают исключительно детским методом, однако, специалисты песочной терапии отмечают эту форму психологической работы для взрослых даже более эффективной, чем для детей. Психологическая песочница – это особая среда. Здесь становятся явными мечты, здесь можно со стороны посмотреть на непростую жизненную ситуацию и разыграть позитивный сценарий её разрешения; здесь создаётся новая реальность, в которой всё подвластно создателю, человеку, создавшему картину из песка и миниатюрных фигурок. Здесь, в песочнице, разворачивается сюжет уникального приключения, которое проживает каждый из нас, называя это Жизнью или Судьбой. Здесь рождаются новые жизненные программы и приобретаются сила и уверенность для её реализации Песочная терапия для детей Для детей песочная терапия – естественная форма экспрессии, и они с готовностью тянутся к этому. Песок и вода притягивают ребенка как магнит, автоматически побуждая непосредственную игру. Большинство детей, попадая в кабинет песочной терапии, тут же подходят к песку, к многочисленными миниатюрными фигурками, чтобы поиграть с ними. Для многих детей песочница - это самая простая и доступная форма общения, решения конфликтных ситуаций, снятие агрессии, чувства страха, а также передачи чувств. Цель песочной терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой. Процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и «активирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике». Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д. Часто можно использовать песочницу в качестве психопрофилактического, развивающего метода . Как выстраивается сеанс песочной терапии? Очень часто этот метод оказывает большой диагностический и терапевтический эффект уже при первом использовании. Человеку предлагается построить «свой мир» в песочнице, используя многочисленные фигурки. Как правило, им воспроизводится замаскированная важная на данный момент ситуация, проблема, внутренний конфликт, которые иной раз не осознаются. Они выходят в песочную среду, преодолевая барьер сознания. По выстроенному «миру» видна как проблема, так и возможные пути её решения и причины возникновения. После того как творение закончено, оно обсуждается вместе с психологом: «А что это означает?», «Что вы хотели бы изменить?». Когда человек находит объяснение своим переживаниям, он, во-первых, успокаивается, обретает чувство определённости и уверенности, во-вторых, подсознательно настраивается на изменения и быстрее находит пути разрешения проблем. Мир песочной терапии открыт для всех!
Что нужно для игры в песок?
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|