|
О вреде телевизораАвтор статьи: Титова Мария Юрьевна
Как редко сейчас увидишь на улице гурьбу детворы, беззаботно резвившихся на горке, играющих в снежки, катающихся на коньках по гладкому зеркальному льду. Большинство детских дворов пусты – там играют только маленькие дети 2-5 лет с родителями. Основная часть свободное время проводит за экраном телевизора и монитором компьютера, не подозревая, насколько серьезный вред наносят своему физическому и психическому здоровью. Просиживая несколько часов подряд в одной застывшей позе, ребенок не удовлетворяет свою главную базовую потребность – потребность в движении. Через движение он познает свое тело, осознает физические возможности и силы, от этого становится не только выносливее, здоровее, но и увереннее. Благодаря физической активности «выплескивает» собственные негативные чувства и переживания – гнев, раздражение, злобу. Лишая себя движения дети обедняют себе жизнь. Ведь тело говорит или об истинных желаниях, тревогах, указывает на внутреннее напряжение (головная боль, боль в животе, в области спины и т.д.). Если вдуматься, тело – едва ли не самая общительная, искренне открытая часть наших детей. И «зажимая» его, мы невольно сужаем и внутреннее состояние – чувства и эмоции. Известно, что дети и подростки, активно занимающиеся спортом или физкультурой, не только физически выносливее и здоровее своих сверстников, но и увереннее, гармоничнее и внутренне целостнее. Сегодня ученые всего мира единодушны: злоупотребление телевизором и компьютером наносит вред нейронам развивающегося детского мозга, отрицательно сказывается на поведении. Нейропсихолог Н.В.Воронин категоричен: «Все это вводит в состояние, близкое к трансу. Как только экран выключается, бета-волны мозга, характерные для состояния бодрствования, уступают место медленным альфа-волнам. Обычно это происходит при засыпании, или в состоянии спокойного бодрствования, когда мы на какое-то время закрываем глаза». В итоге внимание становится расфокусированным, зрение и слух словно притупляются, снижаются познавательные способности. Кроме того, у детей, долго находящихся перед экраном, активизируется правое полушарие, отвечающее за эмоциональную сферу. Следовательно, дети становятся эмоционально неустойчивыми, склонны к перепадам настроения: от плаксивости к раздражительности. Страдает также и способность к обучению. Мышление детей становится стандартным, шаблонным, стереотипным, способность к индивидуальному фантазированию снижается. Новозеландские ученые провели исследование с участием более 1000 человек, за которыми наблюдали более 30 лет. Чем чаще находился человек за экраном в детском возрасте, тем ниже был его образовательный уровень во взрослом состоянии. Избыток аудиовизуальной стимуляции провоцирует дефицит внимания, а в некоторых случаях и гиперактивность. Частое пребывание за экраном телевизора или компьютера ведет к нарушениям сна. У таких детей наблюдаются ночные кошмары, затрудненность засыпания или ночные пробуждения. Так, 13-летние подростки, проводящие перед экраном около трех часов ежедневно, испытывают заметные трудности со сном, независимо от эмоциональной среды в семье и социокультурного уровня. И эти проблемы сохраняются до взрослого возраста. Обращает на себя внимание и проблема лишнего веса. Известно, что дети, принимающие пищу перед экраном, склонны к ожирению. В чем тут дело? В недостатке физической активности и постоянном соблазне перекусить; в рекламе, пропагандирующей калорийную пищу; в нарушении сна: недостаток сна непосредственно воздействует на механизмы пищеварения и жиров. Давно известно, что телевидение и компьютерные игры развивают склонность к насилию. В Англии и США на протяжении 20 лет изучалась связь между злоупотреблением телевизором и ростом преступности. Выводы неутешительные. Экранную сцену насилии мозг интерпретирует так же как и реальную: мы чувствуем тревогу, неуверенность, страх, а лимбическая система (регулирующая эмоции) включает рефлексы бегства или активности (агрессии). Но если просмотр жестоких сцен становится регулярным, чувствительность к ним теряется. Так постепенно ребенок привыкает к насилию и учится сам хладнокровно их воспроизводить. Избыток агрессии на экране может буквально «заразить» ребенка. Из-за острого чувства тревоги, которое вызывают сцены насилия, индивидное, личностное мышление заменяется групповым. Ребенок становится более подчиняемым группе, актуализируется стадный рефлекс. Так жестокость на экране способствует популяризации насильственных действий, развитию «группового» сознания, в то время как индивидуальное, личностное мышление тормозится, самостоятельность, самобытность и вовсе отступают. Ребенок растет и развивается «как все», теряя свою индивидуальность. Все эти печальные факты позволяют нам посмотреть на досуг детей по-другому. Многие родители даже и представить себе не могут, как их дети могут проводить свободное время вне просмотра телепередач, или вне компьютерных игр. Что же делать? Уберечь своего ребенка от этой зависимости можно. Нужно всего лишь проявить характер и немного здравого смысла:
Скоро Новогодние праздники. Школьные каникулы – одни из самых веселых, дети получают подарки. И только от нас зависит как мы их проведем: за просмотром телевизора или монитором компьютера, или пойдем с детьми в лес, кататься на лыжах, коньках, играть в снежки и лепить снежную бабу. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|