Проектная деятельность с дошкольниками

Дошкольное образование подразумевает подготовку детей к обучению в начальной школе. Специалисты выделяют несколько видов готовности: психологическую, физическую и интеллектуальную. Основными компонентами психологической готовности являются: развитие познавательной сферы, мотивационной сферы, эмоциональной сферы и социально-коммуникативной.

Правильно организуя исследовательскую деятельность на уроках психологии с детьми старшего дошкольного возраста (тренинговых занятиях), можно постепенно развивать и формировать основные компоненты психологической готовности к обучению на начальной ступени.

Учитывая то, что ребенок этого возраста ищет ответы на многие свои вопросы, испытывает естественное желание удовлетворить свой внутренний интерес об окружающем мире, о самом себе, метод исследования (или проектная деятельность) является актуальным и очень эффективным.

Исследовательская деятельность является инновационным методом работы с детьми в дошкольных учреждениях. В результате исследовательской деятельности у детей развиваются такие важные качества, как самостоятельность, познавательная активность, инициативность, самоорганизация,  уверенность в себе, готовность к сотрудничеству, коммуникативные навыки, которые особенно важны для успешной адаптации в начальной школе.

В возрасте 6 лет ведущими формами мышления являются наглядно-образное и наглядно-действенное. Этим самым и обусловлен интерес детей к экспериментированию, наблюдению и даже исследованию. Поэтому рассматриваемый нами метод соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста.

Главной особенностью исследовательской деятельности как метода обучения является активизация познавательного интереса, познавательной активности учащихся на занятиях через творческий подход, поддерживая естественное стремление ребенка к самостоятельному изучению мира. Специфика использования методов проектов в дошкольной практике состоит в том, что взрослым необходимо направлять ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей.

Метод исследовательской деятельности носит характер сотрудничества и взаимопомощи между педагогом и учащимися, так как проекты на всех этапах создания нуждаются в корректировке, внимании и сопровождении со стороны взрослых (педагоги, родители).  Если говорить о проектной деятельности кратко, то ее можно представить как:

- способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и ученика;

- способ взаимодействия с окружающей средой;

- поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

Как показывает практика работы, все создаваемые проекты строятся по единой схеме:

- выбор и определение темы проекта;

- выработка гипотез;

- поиск и предложение возможных вариантов решения;

- сбор материала;

- обобщение полученных данных;

- подготовка и представление проекта (сообщение, доклад, создание макета и т.п.)

В деятельности ДОУ используются следующие типы проектов:

1) исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде альбомов, буклетов, коллажей;

2) игровые (театрализованные постановки с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3) информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, выставки т.д.);

4) творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т.п.).

Они классифицируются:

а) по составу участников;

б) по целевой установке;

в) по тематике;

г) по срокам реализации.

В нашей школе в классе предшкольной подготовки на психологических занятиях используется исследовательская деятельность уже не первый год. Основное содержание этой деятельности – подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в 1 классе.

Один из наиболее удачных проектов, проведенных с дошкольниками, - «Мир эмоций», в котором основной задачей было научить детей дифференцировать и распознавать свои эмоции и эмоции окружающих людей,  а также формировать коммуникативную компетентность учащихся через умение дифференцировать эмоции по мимике лица в целях обеспечения успешной адаптации в 1 классе. Результатом этого проекта стало открытое занятие в классе предшкольной подготовки в рамках семинара для психологов и воспитателей ДОУ г. Алматы  «Психофизиологические и педагогические особенности организации учебного процесса с детьми старшего дошкольного возраста с целью успешной адаптации в 1 классе».

Опишем некоторые из этапов проведенного занятия с элементами исследовательской деятельности:

Проектная деятельность с дошкольниками

Удачной находкой с детьми предшкольного класса было проведение «психологических опытов», которые позволили незримый мир эмоций ощутить, понаблюдать за ним, провести ассоциации.

Проведение опыта позволило учащимся сопоставить 4 разные эмоции человека с цветовыми характеристиками. Дошкольники самостоятельно определили, какая эмоция похожа на тот или иной цвет. Так, красный цвет похож на злость, учащиеся сделали вывод о том, что когда человек сердится, его лицо становится красным; было определено, что желтый цвет похож на радость и т.д.

Основным и заключительным заданием для детей было классифицировать фотографии людей с разными выражениями эмоций, наклеить эти фотографии в соответствующие графы под смайлом. Очень важно было объяснить детям, что все люди радуются и злятся, грустят и удивляются. И от того, как они научатся распознавать, различать, контролировать и выражать свои эмоции, зависят их отношения с окружающими. А эти отношения очень важны, т.к. все мы живем в обществе среди людей.

  Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности, творческой деятельности, самостоятельности, способствует творческому развитию личности ребенка старшего дошкольного возраста и является отличным средством формирования психологической готовности к школе шестилетних детей.

 



Просмотров: 413
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Изучение личностной сферы детей старшего дошкольного возраста методом наблюдения.
  • Как сформировать у ребенка дошкольного возраста интерес к учебной деятельности
  • Развитие представлений о собственном теле у детей старшего дошкольного возраста
  • Особенности общения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
  • Арт-терапия как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста
  • «Сказка, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
  • Совместная деятельность родителей и детей раннего возраста.
  • Картотека игр по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста.
  • Коррекция психологических проблем детей дошкольного возраста
  • «Методы воспитания детей дошкольного возраста- можно обойтись без наказаний?».
  • Анималотерапия как метод психокоррекционной работы с детьми дошкольного возраста
  • Преодоление тревог и страха у детей дошкольного возраста через сказку
  • Учет психологических особенностей детей дошкольного возраста при обучении иностранному языку
  • Психологические особенности детей дошкольного возраста (5-6 лет)
  • Психологические особенности детей дошкольного возраста (от 3 до 4 лет)
  • Гиперактивность у детей дошкольного возраста в теории и на практике.
  • Развитие символической функции у детей дошкольного возраста.
  • Гимнастика мозга, эффективные занятия для детей дошкольного и школьного возраста
  • Проект программы по формированию ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста с ОНР
  • Развитие воображения у детей дошкольного и младшего школьного возраста
  • Психологические особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения
  • Особенности развития полоролевой идентификации у детей дошкольного возраста
  • Как горе-родители формируют тревожность у детей дошкольного возраста
  • Истерики у детей дошкольного возраста
  • Значение игры для детей дошкольного возраста
  • Определяем темперамент у детей дошкольного возраста
  • Психотерапевтическая сказка для детей дошкольного возраста
  • Формирование самооценки у детей дошкольного возраста
  • Кризисы детей дошкольного и младшего школьного возраста
  • О вопросах социально-психологической готовности подростков к профессиональной деятельности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь