У страха глаза велики

Мир страхов человека чрезвычайно разнообразен и удивителен. Чего только не бояться люди: лягушек, темноты, высоты, экзаменов.  Сколько на свете людей – столько страхов. 

Что такое страх?

Страх – это эмоция, которая возникает у человека при переживании реальной или мнимой опасности, угрозы для жизни, здоровья и благополучия.

Страх является естественным чувством самосохранения, (например, боязнь высоты или темноты)

Страх – одно из базовых человеческих переживаний. Чувство физического напряжения при страхе отмечается во всем теле и может довольно отчетливо локализоваться в области живота, сердца, шее или плечах, в голове. Иногда это напряжение может вызвать боль.

- Какую роль страх играет в жизни человека?

С одной стороны, он может уберечь от необдуманных, рискованных  поступков. Положительная роль страха в том, что онмобилизует силы человека для активной деятельности, что необходимо в критической ситуации.

С другой – отрицательное значение страха проявляется гораздо более широко и разнообразно, чем положительное. Страх держит человека в постоянном напряжении, подрывает его уверенность в самом себе, снижает самооценку, настойчивость, способствует развитию тревожности. Он сковывает активность человека, а в выраженных случаях буквально парализует его. Страх нарушает функции мышления и внимания. При страхе мы теряем способность здраво рассуждать и контролировать себя.

    Детские страхи – это обычное явление. Дети испытывают страх чаще, чем мы думаем.   Продолжительные и устойчивые страхи препятствуют развитию личности ребенка. От страхов страдает в первую очередь эмоциональная сфера ребенка, в ней почти нет положительных переживаний, и присутствует эмоциональная неудовлетворенность. Запуганному ребенку трудно учиться, общаться со сверстниками и учителями. Тревожный и беспокоящийся человек находится в постоянном ожидании чего-то плохого, он часто пугается, всегда серьезен и озабочен, излишне устает. Если не помочь ребенку преодолеть его страхи, то во взрослом состоянии он может выпивать, курить, употреблять наркотики.

   Отношение к собственным страхам складывается у человека с детства. Ребенок, появившись на свет, еще не имеет ни опыта знакомства с опасностью, ни средств позволяющих оценить ее, ни стереотипов поведения при встрече с нею. Все это появляется постепенно. Что-то приносит собственный опыт, что-то передают родители. Родители тратят много сил, объясняя детям, как избавиться от страха. Дети обучаются загонять свои страхи  глубоко внутрь себя, чтобы угодить родителям или не пугать их своими переживаниями.

    У каждого возраста есть «свои» страхи, которые в случае нормального развития исчезают.

  Первые страхи появляются в возрасте до одного года. Например, страх при расставании с мамой. В 6-8 месяцев ребенок считает, что мама ушла, если он ее не видит, но он еще не понимает, что она ушла не навсегда.

    Первичным страхом является страх неизвестности и страх отделения. В тесной связи с этими переживаниями находиться страх смерти. Для младенца отделение от матери означает смерть, т.к. сам он не может выжить, прокормить себя и существовать в мире. (Страх неизвестного и чужого мы наблюдаем у некоторых взрослых в изменяющихся обстоятельствах жизни при переходе на другую работу, при поступлении в учебное заведение, смене коллектива, заключении брака и т. д.)

 

  Когда ребенок подрастает, обучается ходить, говорить и самостоятельно обслуживать себя, появляются новые страхи. В 2-3 года дети обычно боятся животных, наказаний, врачей, уколов, боли, сказочных персонажей (Бабы Яги, Кощея и т. д.).

  Приблизительно в 4-5 лет  начинается  «возраст  страхов». Этот период длиться обычно до 7-8 лет, а иногда и дольше. Более ранний младенческий страх одиночества, покинутости выражается как страх темноты. В темноте мы не видим любимого лица, исчезают знакомые ориентиры, предметы приобретают незнакомые, пугающие очертания.

  Боязнь темноты – это также страх неизвестности. Именно поэтому многие дети не любят ложиться спать. Воображение ребенка наделяет темноту присутствием чудовищ. В силу возраста дети не отличают фантазию от реальности и убеждения взрослых, что там никого нет, не действуют.

     Нередко родители, начав водить дошкольника в какой-либо кружок (изостудию, танцевальный), затем обнаруживают, что у него не получается так хорошо, как им родителям хотелось бы. И они бросают это занятие. В результате дети не имеют опыта принятия собственной неудачи как этапа на пути к успеху. Как следствие, возникают следующие страхи: страх изменений, страх новизны, страх ошибки.

   В возрасте 7-9 лет появляется представление о смерти, интерес к ней, попытки понять. Активизируется страх смерти близких людей, самого ребенка. Умолчание, сокрытие известия о смерти, ложь окружающих не улучшают, а только ухудшают ситуацию. Страх смерти часто принимает формы конкретных, угрожающих жизни ситуаций: пожара, заболевания, наводнения, войны, падения лифта и т. д.

     Не всегда ребенок может объяснить, что его беспокоит и чего он боится. Родители должны обратить внимание, если ребенок вдруг начинает себя вести не так, как раньше: часто плачет, отказывается оставаться один, стремится постоянно видеть около себя кого-то из родителей, плохо ест или спит или, наоборот, замкнулся в себе. Ни в коем случае нельзя высмеивать ребенка за какой-то страх, кажущийся чепухой взрослому человеку. Детские страхи интенсивнее и глубже, чем у взрослых. Заблуждение — считать, что со временем все само пройдет. Злость, волнение или насмешка взрослых лишь способствуют закреплению этих страхов.

 

Причины детских страхов:

1.    Неправильное воспитание.

А) Отвержение (неприятие ребенка, демонстрация      

      недоброжелательного отношения)

Б) Сверхтребовательное отношение, основанное на запугиваниях и наказаниях ребенка в целях послушания. При сверхстрогом воспитании ребенок не получает необходимого ему эмоционального контакта, ощущения благополучия и защищенности. Критика в его адрес формирует у него чувство неполноценности, тревожности и ожидания новых неприятностей.

В) Гиперопека – сверхзаботливое отношение, при котором ребенок лишен возможности самостоятельно, действовать. Родители обеспечивают детям «тепличные» условия, охраняют их от любых неприятных сильных переживаний. Если ребенка оберегать от любого повседневного риска и чересчур опекать, он привыкает к мысли, что мир полон опасностей, а он слишком слаб, чтобы им противостоять. Нужно дать ребенку возможность повернуться лицом к своему страху, чтобы он сам убедился в своих силах.

2.    Конфликты и ссоры между родителями.

3.     Алкоголизм одного или двух родителей.

4.     Воспитание в социальной изоляции. Ребенок не посещает детский сад, а воспитывается дома. Как следствие, страх перед всем новым и неизвестным, отсутствие развитых навыков коллективной игры (приводит длительная изоляция от коллектива сверстников).

5.    Появление второго ребенка и потеря из-за этого первым родительского внимания, прежней любви и заботы.

6.     Неосмотрительные разговоры взрослых  при ребенке о несчастных случаях, болезнях, смерти, убийствах, заражают впечатлительную психику ребенка тревогой.

Как помочь ребенку избавиться от  страхов.

  Существует несколько достаточно простых и эффективных способов помощи ребенку.

1.     Проговаривание страхов (вербализация).  Разговаривайте  с ребенком о его страхах и о страшном вообще. Будьте внимательны к тому, что говорит ребенок, не отмахивайтесь, выслушайте его, расспросите, посочувствуйте. Полезно не разубеждать ребенка в его страхах, а обсудить или придумать вместе способ борьбы и победы. Проговоренный страх - наполовину преодоленный страх.

2.     Творческое воспроизведение визуального образа. Предложите ребенку нарисовать или вылепить из пластилина свой страх. При этом ребенок поясняет то, что относится к страху. Используйте уточняющие вопросы: «Какой страх? Что он может сделать? Чего боится сам страх? Как с ним справится?». После создания образа страха предложите ребенку уничтожить свой страх придуманным им способом.

3.     Игра. Разыгрывание ситуаций, связанных со страхом. В игровой ситуации ребенок сам становится страшным чудовищем, рычит, наряжается в страшные наряды и маски и пугает взрослых. Взрослому необходимо принять на себя роль того, кто боится, то есть самого ребенка, маленького, слабого, беспомощного. Взрослый, играя с ребенком, должен изображать страх как можно более натурально. Ребенок при этом испытывает радость, хохочет, таким путем уходит страх.

4.     Включение ребенка в интересную для него деятельность.

5.     Наполнение повседневной жизни яркими впечатлениями, которые могут подавить страх. Если ребенок постоянно угнетен, испытывает отрицательные эмоции, то основная задача – научить ребенка испытывать положительные эмоции.

6.     Эмоциональное переключение. С помощью механизма переключения внимания ребенка направить на другой объект. Либо незначительность пугающего объекта можно подчеркнуть короткой фразой, выразительным жестом как бы отбросить, проигнорировать его. При этом важен не смысл, а интонация, с которой произносятся эти слова, заражая ребенка уверенностью и спокойствием.

7.     Оздоровительные массажи или просто поглаживания родителями своего ребенка, дающие ему ощущение безопасности.

8.     Укрепление здоровья и нервной системы через закаливание и физические нагрузки.

  Чтобы понять переживания, связанные со страхами и помочь ребенку, надо с ним общаться, играть, а не насмехаться и наказывать.  Каждый ребенок нуждается в том, чтобы все его страхи признавались, принимались и уважались.  Не скупитесь на похвалу всякий раз, когда видите, что ребенок прогрессирует в преодолении своих страхов.

 Нужно осознавать: возникнет страх или нет, пройдет или нет, в каком именно возрасте — это зависит от характера конкретного ребенка и от воспитания, которое он получает дома. Некоторые страхи уходят, но приходят новые. Ребенок растет и все лучше может защитить себя. На каждом этапе развития он приобретает все большую самостоятельность.

    Таким образом, возможны два варианта развития событий. Либо ребенок преодолевает страх, становится в будущем сильным и смелым, либо так и остается в плену своего детского страха. Зависит это только от воспитания, т.е. от реакции окружающих на этот страх.

     Нежелательно, чтобы ребенок в одиночку боролся со своими страхами, которые могут наложить отпечаток на всю его дальнейшую жизнь, стать основой низкой самооценки, застенчивости, неуверенности в себе и развить комплекс неполноценности. Не бывает настолько сильных детей, которые могут справиться самостоятельно с любым страхом, помощь родителей всегда необходима.

   Любовь и поддержка родных людей помогает ребенку преодолевать любые трудности, в том числе и бороться со страхами.

 



Просмотров: 376
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • От белой полосы к черной... Страх смерти или страх жизни
  • Жизнь или страх? Или что делать, если есть страх жизни
  • Страх смерти своего ребенка - это про ребенка?
  • Что сильнее: страх смерти или страх жизни?
  • Страх, страх, страх.. УЖАС! Фобия??? Я боюсь делать МРТ!!!
  • Страх смерти или страх жизни?
  • Страх смерти – страх жизни
  • Убрать страхи. Когда страх велик. Во что он может вырасти? И как с ним справиться?
  • Только не бросай меня! Страх потери партнера, страх быть брошенным. Травма покинутости
  • Страхи. Страх темноты.
  • Страх подавиться едой и задохнуться. Два способа, как еще больше усилить свой страх?
  • Самый популярный женский страх. Страх всего и на всякий случай
  • Страх сепарации как препятствие развитию ребенка
  • Страх жизни - страх боли
  • Не говори мне нет, или Как преодолеть страх отказа, страх отвержения
  • Страх за ребенка.
  • Страх потери - страх жизни.
  • Фобия и страх. Как преодолеть фобию и страх.
  • Страх и нерешительность ребенка
  • Страх потери ребенка.
  • Страх потери ребенка.
  • Страх за ребенка и что с ним делать.
  • Страх проигрыша у ребенка
  • Страх отвержения, страх одиночества, беспомощность.
  • Страх смерти у детей и взрослых
  • Страх родов и страх иметь детей
  • Страх за жизнь близких. Навязчивые мысли и страхи.
  • Как страх смерти может стать лекарством от прокрастинации
  • Страх оставления и как его не сформировать у ребенка
  • Самый главный страх ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь