|
У страха глаза великиАвтор статьи: Букачёва Светлана Геннадьевна
Мир страхов человека чрезвычайно разнообразен и удивителен. Чего только не бояться люди: лягушек, темноты, высоты, экзаменов. Сколько на свете людей – столько страхов.
- Что такое страх? Страх – это эмоция, которая возникает у человека при переживании реальной или мнимой опасности, угрозы для жизни, здоровья и благополучия. Страх является естественным чувством самосохранения, (например, боязнь высоты или темноты) Страх – одно из базовых человеческих переживаний. Чувство физического напряжения при страхе отмечается во всем теле и может довольно отчетливо локализоваться в области живота, сердца, шее или плечах, в голове. Иногда это напряжение может вызвать боль. - Какую роль страх играет в жизни человека? С одной стороны, он может уберечь от необдуманных, рискованных поступков. Положительная роль страха в том, что онмобилизует силы человека для активной деятельности, что необходимо в критической ситуации. С другой – отрицательное значение страха проявляется гораздо более широко и разнообразно, чем положительное. Страх держит человека в постоянном напряжении, подрывает его уверенность в самом себе, снижает самооценку, настойчивость, способствует развитию тревожности. Он сковывает активность человека, а в выраженных случаях буквально парализует его. Страх нарушает функции мышления и внимания. При страхе мы теряем способность здраво рассуждать и контролировать себя. Детские страхи – это обычное явление. Дети испытывают страх чаще, чем мы думаем. Продолжительные и устойчивые страхи препятствуют развитию личности ребенка. От страхов страдает в первую очередь эмоциональная сфера ребенка, в ней почти нет положительных переживаний, и присутствует эмоциональная неудовлетворенность. Запуганному ребенку трудно учиться, общаться со сверстниками и учителями. Тревожный и беспокоящийся человек находится в постоянном ожидании чего-то плохого, он часто пугается, всегда серьезен и озабочен, излишне устает. Если не помочь ребенку преодолеть его страхи, то во взрослом состоянии он может выпивать, курить, употреблять наркотики. Отношение к собственным страхам складывается у человека с детства. Ребенок, появившись на свет, еще не имеет ни опыта знакомства с опасностью, ни средств позволяющих оценить ее, ни стереотипов поведения при встрече с нею. Все это появляется постепенно. Что-то приносит собственный опыт, что-то передают родители. Родители тратят много сил, объясняя детям, как избавиться от страха. Дети обучаются загонять свои страхи глубоко внутрь себя, чтобы угодить родителям или не пугать их своими переживаниями. У каждого возраста есть «свои» страхи, которые в случае нормального развития исчезают. Первые страхи появляются в возрасте до одного года. Например, страх при расставании с мамой. В 6-8 месяцев ребенок считает, что мама ушла, если он ее не видит, но он еще не понимает, что она ушла не навсегда. Первичным страхом является страх неизвестности и страх отделения. В тесной связи с этими переживаниями находиться страх смерти. Для младенца отделение от матери означает смерть, т.к. сам он не может выжить, прокормить себя и существовать в мире. (Страх неизвестного и чужого мы наблюдаем у некоторых взрослых в изменяющихся обстоятельствах жизни при переходе на другую работу, при поступлении в учебное заведение, смене коллектива, заключении брака и т. д.)
Когда ребенок подрастает, обучается ходить, говорить и самостоятельно обслуживать себя, появляются новые страхи. В 2-3 года дети обычно боятся животных, наказаний, врачей, уколов, боли, сказочных персонажей (Бабы Яги, Кощея и т. д.). Приблизительно в 4-5 лет начинается «возраст страхов». Этот период длиться обычно до 7-8 лет, а иногда и дольше. Более ранний младенческий страх одиночества, покинутости выражается как страх темноты. В темноте мы не видим любимого лица, исчезают знакомые ориентиры, предметы приобретают незнакомые, пугающие очертания. Боязнь темноты – это также страх неизвестности. Именно поэтому многие дети не любят ложиться спать. Воображение ребенка наделяет темноту присутствием чудовищ. В силу возраста дети не отличают фантазию от реальности и убеждения взрослых, что там никого нет, не действуют. Нередко родители, начав водить дошкольника в какой-либо кружок (изостудию, танцевальный), затем обнаруживают, что у него не получается так хорошо, как им родителям хотелось бы. И они бросают это занятие. В результате дети не имеют опыта принятия собственной неудачи как этапа на пути к успеху. Как следствие, возникают следующие страхи: страх изменений, страх новизны, страх ошибки. В возрасте 7-9 лет появляется представление о смерти, интерес к ней, попытки понять. Активизируется страх смерти близких людей, самого ребенка. Умолчание, сокрытие известия о смерти, ложь окружающих не улучшают, а только ухудшают ситуацию. Страх смерти часто принимает формы конкретных, угрожающих жизни ситуаций: пожара, заболевания, наводнения, войны, падения лифта и т. д. Не всегда ребенок может объяснить, что его беспокоит и чего он боится. Родители должны обратить внимание, если ребенок вдруг начинает себя вести не так, как раньше: часто плачет, отказывается оставаться один, стремится постоянно видеть около себя кого-то из родителей, плохо ест или спит или, наоборот, замкнулся в себе. Ни в коем случае нельзя высмеивать ребенка за какой-то страх, кажущийся чепухой взрослому человеку. Детские страхи интенсивнее и глубже, чем у взрослых. Заблуждение — считать, что со временем все само пройдет. Злость, волнение или насмешка взрослых лишь способствуют закреплению этих страхов.
Причины детских страхов: 1. Неправильное воспитание. А) Отвержение (неприятие ребенка, демонстрация недоброжелательного отношения) Б) Сверхтребовательное отношение, основанное на запугиваниях и наказаниях ребенка в целях послушания. При сверхстрогом воспитании ребенок не получает необходимого ему эмоционального контакта, ощущения благополучия и защищенности. Критика в его адрес формирует у него чувство неполноценности, тревожности и ожидания новых неприятностей. В) Гиперопека – сверхзаботливое отношение, при котором ребенок лишен возможности самостоятельно, действовать. Родители обеспечивают детям «тепличные» условия, охраняют их от любых неприятных сильных переживаний. Если ребенка оберегать от любого повседневного риска и чересчур опекать, он привыкает к мысли, что мир полон опасностей, а он слишком слаб, чтобы им противостоять. Нужно дать ребенку возможность повернуться лицом к своему страху, чтобы он сам убедился в своих силах. 2. Конфликты и ссоры между родителями. 3. Алкоголизм одного или двух родителей. 4. Воспитание в социальной изоляции. Ребенок не посещает детский сад, а воспитывается дома. Как следствие, страх перед всем новым и неизвестным, отсутствие развитых навыков коллективной игры (приводит длительная изоляция от коллектива сверстников). 5. Появление второго ребенка и потеря из-за этого первым родительского внимания, прежней любви и заботы. 6. Неосмотрительные разговоры взрослых при ребенке о несчастных случаях, болезнях, смерти, убийствах, заражают впечатлительную психику ребенка тревогой. Как помочь ребенку избавиться от страхов. Существует несколько достаточно простых и эффективных способов помощи ребенку. 1. Проговаривание страхов (вербализация). Разговаривайте с ребенком о его страхах и о страшном вообще. Будьте внимательны к тому, что говорит ребенок, не отмахивайтесь, выслушайте его, расспросите, посочувствуйте. Полезно не разубеждать ребенка в его страхах, а обсудить или придумать вместе способ борьбы и победы. Проговоренный страх - наполовину преодоленный страх. 2. Творческое воспроизведение визуального образа. Предложите ребенку нарисовать или вылепить из пластилина свой страх. При этом ребенок поясняет то, что относится к страху. Используйте уточняющие вопросы: «Какой страх? Что он может сделать? Чего боится сам страх? Как с ним справится?». После создания образа страха предложите ребенку уничтожить свой страх придуманным им способом. 3. Игра. Разыгрывание ситуаций, связанных со страхом. В игровой ситуации ребенок сам становится страшным чудовищем, рычит, наряжается в страшные наряды и маски и пугает взрослых. Взрослому необходимо принять на себя роль того, кто боится, то есть самого ребенка, маленького, слабого, беспомощного. Взрослый, играя с ребенком, должен изображать страх как можно более натурально. Ребенок при этом испытывает радость, хохочет, таким путем уходит страх. 4. Включение ребенка в интересную для него деятельность. 5. Наполнение повседневной жизни яркими впечатлениями, которые могут подавить страх. Если ребенок постоянно угнетен, испытывает отрицательные эмоции, то основная задача – научить ребенка испытывать положительные эмоции. 6. Эмоциональное переключение. С помощью механизма переключения внимания ребенка направить на другой объект. Либо незначительность пугающего объекта можно подчеркнуть короткой фразой, выразительным жестом как бы отбросить, проигнорировать его. При этом важен не смысл, а интонация, с которой произносятся эти слова, заражая ребенка уверенностью и спокойствием. 7. Оздоровительные массажи или просто поглаживания родителями своего ребенка, дающие ему ощущение безопасности. 8. Укрепление здоровья и нервной системы через закаливание и физические нагрузки. Чтобы понять переживания, связанные со страхами и помочь ребенку, надо с ним общаться, играть, а не насмехаться и наказывать. Каждый ребенок нуждается в том, чтобы все его страхи признавались, принимались и уважались. Не скупитесь на похвалу всякий раз, когда видите, что ребенок прогрессирует в преодолении своих страхов. Нужно осознавать: возникнет страх или нет, пройдет или нет, в каком именно возрасте — это зависит от характера конкретного ребенка и от воспитания, которое он получает дома. Некоторые страхи уходят, но приходят новые. Ребенок растет и все лучше может защитить себя. На каждом этапе развития он приобретает все большую самостоятельность. Таким образом, возможны два варианта развития событий. Либо ребенок преодолевает страх, становится в будущем сильным и смелым, либо так и остается в плену своего детского страха. Зависит это только от воспитания, т.е. от реакции окружающих на этот страх. Нежелательно, чтобы ребенок в одиночку боролся со своими страхами, которые могут наложить отпечаток на всю его дальнейшую жизнь, стать основой низкой самооценки, застенчивости, неуверенности в себе и развить комплекс неполноценности. Не бывает настолько сильных детей, которые могут справиться самостоятельно с любым страхом, помощь родителей всегда необходима. Любовь и поддержка родных людей помогает ребенку преодолевать любые трудности, в том числе и бороться со страхами.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|