|
Отдавать ли ребенка в детский сад?Автор статьи: Елизавета Дунаева
Многие родители 2-3хлетних детей задаются вопросом: стоит ли отдавать ребенка в детский сад? Основные тревоги и опасения при этом такие: - в саду много детей и они часто болеют, и как следствие, мой ребенок тоже будет часто заражаться и болеть; - так как в одной группе находится около 15-20 детей, то воспитатель не сможет уделить достаточного внимания каждому; - а это значит, что ребенок будет плохо одет, недоедать и вообще с ним там будут плохо обращаться, ведь для воспитателя эти дети совсем чужие; - у нас много знакомых с детьми такого же возраста, мы общаемся на детских площадках и ходим на развивающие занятия, поэтому в посещении детского сада у нас нет необходимости; - мы ответили ребенка в сад, но он сильно плачет при расставании; это значит, что он еще не готов, а может и вообще не приспособлен для посещения детского сада. Это список можно продолжать и дополнять. Но есть ли какие плюсы от посещения детского сада? Что ж, давайте попробуем разораться. И начнем с более пристального рассмотрения минусов. 1. Частые болезни. Действительно, дети, которые начинают ходить в детский сад первый год, болеют намного чаще, чем болели до этого. Но значит ли это, что их состояние здоровья стало намного хуже? Вовсе нет. На самом деле в детском саду ребенок встречается с новой средой вирусов и микробов, отличных от «домашних» (ведь каждый приносит из дома «своих»), организм начинает адаптироваться – формируется приобретенный иммунитет. Для первого года посещения детского сада считается нормальным простудные заболевания до 10-12 раз в год. Если же ребенок посещать детский сад не будет, то все эти «встречи» ему придется пережить в школе. А чем старше человек, тем, порой, тяжелее переживается эта адаптация (вспомните заболевание ветрянкой у детей и у взрослых). 2. Мало внимания. Это действительно так. Воспитатель не может уделить столько же внимания каждому ребенку, сколько это делает мама или бабушка для своего чада. Зато малыш начинает намного больше общаться со сверстниками. Казалось бы, зачем это надо? Взрослый умнее, опытнее, всегда может помочь, подсказать, научить ребенка чему-либо. Но на самом деле в общении со сверстниками ребенок может получить куда больше, чем опыт взрослого. Он может получить свой собственный опыт. В совместной игре с одногодками ребенок отрабатывает тот опыт и навыки взаимодействия и общения, которые он усвоил от родителей и «присвоить» их как полезные или бесполезные. 3. Недостаточный уход и плохое обращение. Конечно, этого исключить нельзя. Бывают отдельные случаи, когда с детьми в саду обращаются жестоко. Но то мешает родителям перед походом в детский сад обойти и посмотреть условия пребывания детей в том или ином детском саду лично? Навести справки, узнать отзывы, присмотреться к воспитателям? К тому же любой конфликтный вопрос всегда можно попробовать уладить с администрацией детского сада. Большинство спорных вопросов, как правило, удается уладить. В крайнем случае, если имеют место противоправные деяния работников детского сада, можно обратиться в прокуратуру. 4. Общения с другими детьми хватает и без детского сада. Общение со сверстниками – один из важных, ключевых элементов развития ребенка. Но общение в детском саду имеет качественно иное значение, чем общение с детьми на детской площадке или в «развивалке». Условия и атмосфера там для него является более продуктивной и эффективной (конечно, при исключении жесткого обращения и чувства страха перед детским садом и воспитателями). Почему? Все дело в том режиме, который предлагает детский сад. Во-первых, регулярный, почасовой режим дня, наличие четко очерченных неизменных правил. Это создает основу безопасности для ребенка. Ведь чем четче, конкретнее границы, тем свободнее и увереннее ребенок может чувствовать себя внутри них (и в самом деле, в случае отсутствия или размытости границ, человек чувствует себя словно в бескрайнем океане: неизвестно куда плыть, что делать и откуда можно ждать опасности). Во-вторых, особым образам организованное общение: дети могут взаимодействовать друг с другом исходя из личного индивидуального опыта, избегая давления родительской оценки. А это значит, что они смогут совершать ошибки и находить альтернативные решения самостоятельно, а не выполняя ожидания мамы или папы. (Воспитатель в данном контексте не в счет, так как выполняет для ребенка функцию носителя правил и соблюдения границ, но не оценщика личности.) В-третьих, большое количество детей в группе позволяет им обмениваться большим количеством стратегий в обстановке постоянства и регулярности связей. Вряд ли кто-нибудь из родителей сможет обеспечить своему ребенку ежедневные встречи с 15-20 сверстниками, состав которых не меняется. 5. Ребенок сильно плачет при расставании. Многие родители сталкиваются с проблемой, когда ребенок, приведенный в детский сад, начинает сильно плакать, хватается за мамины/папины ноги, и ни в коем случае не желает их отпускать. Значит ли это, что ребенок не готов к детскому саду или вовсе не приспособлен для него? На самом деле это не совсем так, а порой и вовсе не так. Что же происходит? А происходит то, что ребенок научается переживать расставание, отделять себя от родителя. И в том числе от успешности этого процесса зависит гармоничность, самостоятельность и целостность развития личности. Здесь важную роль играет не столько сам момент расставания, а то, как ребенок ведет себя в отсутствии родителей. Если он постепенно успокаивается, начинает интересоваться тем, что происходит, играет, значит, процесс адаптации проходит успешно. Более тревожным признаком является то, что ребенок молча сидит в одной позе целый день, ни с кем не общается и не играет. Если это происходит на протяжении более чем 2 недели, то стоит получить консультацию психолога. О том, как облегчить для малыша адаптацию в детском саду, читайте здесь. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|