|
Как отличить "полезную" тревогу от "бесполезной"?Автор статьи: Большакова Наталья Николаевна
Мне приходится довольно часто слышать от клиентов фразу - "Я так устал (устала) беспокоиться, тревожиться, волноваться, помогите мне, пожалуйста, избавиться от моей тревоги!" Я уже писала о том, что корни тревожности чаще всего надо искать в детстве. Поискали. Нашли. Что дальше? Вырвать эту проклятую тревогу со всеми корнями? Давайте не будем торопиться! Сначала разберёмся - всегда ли наша тревога идёт нам только во вред? Послезавтра экзамен, а вы не только не начинали к нему готовиться, но и даже не совсем уверены, какой именно предмет надо сдавать? Вашему ребёнку три месяца до школы, а он до сих пор не выучил все буквы? Вы курите уже 20 лет, но в последнее время кашель по утрам не нравится даже вам самому? Иногда тревога - это сигнал. Сигнал к тому, что надо что - то делать. Пора уже что - то предпринимать. Начать готовиться к экзамену. Уделить внимание своему ребёнку. Наконец - то бросить курить или, как минимум, пройти медицинское обследование. Тревога, которая подталкивает нас к разумным действиям, это "полезная" тревога. Так не хочется думать о проблемах - о предстоящем экзамене, скучных занятиях с ребёнком, о вреде любимой привычки, но наше подсознание преданно и добросовестно заботится о нас и посылает помощь в виде смутного беспокойства - "что - то не так. Как - то мне тревожно". Маленькое упражнение. Когда вам бывает "как - то не по себе, как - то тревожно", постарайтесь отвлечься от своих текущих дел хотя бы на 5 - 10 минут. Постарйтесь уединиться, если это невозможно сделать физически, хотя бы попросите не беспокоить вас какое - то время вопросами и просьбами. Уединившись, направьте фокус своего внимания на свою тревогу, спросите себя - что меня сейчас тревожит? Почему мне так беспокойно? Прислушайтесь к своему внутреннему голосу - он всегда знает ответ. Если у вас есть время, то вы можете, получив ответ своего внутреннего "Я", проработать причину своей тревоги, используя эту технику Итак, не всегда сама по себе тревога - это плохо. Тревогу, которая подталкивает нас к решению насущных проблем, заставляет принимать определённые, вполне разумные, меры прямо сейчас, можно назвать полезной, продуктвной. В противоположность ей, непродукутивная тревога очень часто связана с ситуациями и событиями, о которых на данный момент информации нет или недостаточно, и повлиять на их исход именно сейчас мы не можем. Часто, обдумывая такие ситуации, мы используем мыслеформу "А что, если....?" и не можем прдпринять никаких действий. А что, если я провалю этот проект? Тогда меня уволят с работы и я останусь без средств к существованию, и вообще умру от голода... Если такая мысль побуждает к конкретному действию: - уделить больше внимания проекту - не откладывать начало работы - составить пошаговый план - подумать над привлечением дополнительной информации и т.д., то эту мысль мы отнесём к тревоге полезной, продуктивной. Если же человек, прогигравший в своём воображении ситуацию с увольнением, при этом не предпринимает никаких шагов, но прокручивает негативный сценарий снова и снова, мы делаем вывод о том, что он попал в тиски тревоги непродуктивной, вредной. Ещё один пример, на этот раз связанный с другой сферой. У моего Пети снова тройка по математике в четверти... Как бы мы с ним ни бились, отметки лучше не становятся...Такие простые задачи не может решить! Видимо, он у нас совсем бестолковый...Не потянуть ему институт...Да его и в колледж не возьмут с такими отметками... Что из него вырастет? Кем он будет? Так и будет всю жизнь на моей шее висеть... Не дай бог, сопьётся...Или, и того хуже, наркоманом станет... Продуктивно - предпринять какие - то действия, если тройка по математике не даёт покоя. Что можно сделать? - поговорить с учительницей, узнать её точку зрения на причины низкой успеваемости и её видение путей решения. - сходить к психологу (сейчас есть в каждой школе), обсудить эту проблему с ним. - в зависимости от рекомендаций, при необходимости обратиться к специалисту - опять же психологу, репетитору, или пытаться самостоятельно заниматься с ребёнком, но опираясь на советы профессионалов. Не продуктивно - вновь и вновь прокручивать эти мысли в голове, ругать ребёнка, стыдить его, угрожать различными наказаниями. Обсуждать проблему с подругами, родственниками, мамами одноклассников сына. Одним словом, раздувать проблему, не предпринимая ничего для её решения. Такая тревога вредна, она влечёт за собой новые проблемы. О том, как бороться с такой тревогой, когда она становится слишком навязчивой, изнуряющей, мешающей наслаждаться жизнью, толкающей на неразумные поступки, мы поговорим в следующих статьях. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|