|
Обнаружение схем. Почему я реагирую на ситуацию сильнее, чем было бы естественно?Автор статьи: Олеся Викторовна Шокалюк
Из множества возможных гипотез и интерпретаций некоторые приходят человеку на ум с особой частотой. Наши реакции на ситуацию могут определяться не реальными в настоящий момент фактами, а определяться устойчивыми схемами. Схемы категории "Разобщённость и отвержение" Схемы этой группы возникают, если у ребёнка не было опыта достаточной привязанности, надёжности и безопасности. 1. Покинутость /нестабильность человек страдает от переживания о том, что любые отношения недолговечны, а значимые люди могут оставить его в беспомощности. Опыт: уход или преждевременная смерть близкого человека, длительная разлука, эмоциональная нестабильность близких. Важно отметить, что отношения действительно могут заканчиваться, и один человек не может управлять этим, не может контролировать чужую волю. Но взрослый человек - не беспомощен при разрыве отношений. Реакции же, возникающие в результате действия схемы, могут ощущаться как беспомощное, слабое, безвольное состояние, похожее на переживания маленького ребёнка, объективно зависимого от родителя. Кроме того, включение схемы может быть вообще не связано с реальным положением в отношениях. Из-за действия схемы небольшой конфликт или отказ партнёра может ощущаться как катастрофа 2. Недоверие /ожидание жестокого обращения ожидание насилия со стороны окружающих, переживание страха, мысли об опасности в любой ситуации общения. Опыт: сексуальное, физическое, эмоциональное насилие. Из-за действия схемы человек предполагает насилие даже в том случае, если ситуация безопасна. А в результате подозрительности и недоверия действительно может провоцировать встречную недоверчивость, отвержение и агрессию окружающих, что ведёт к закреплению схемы. 3. Эмоциональная депривация отсутствие ощущения защищённости и любви в ответ на проявления любви окружающими. Когда близкие проявляют тепло и заботу, под действием схемы человек к этому нечувствителен и не знает, как реагировать, не может признать симпатию окружающих. Опыт: недостаток тепла и ласки в родительской семье. Эта схема показывает, что формирование схем не всегда связано с травматическим опытом. Т.е. в семье может быть безопасно, но совершенно не принято проявлять ласку и заботу друг к другу. 4. Дефективность /стыд переживание неполноценности, нежеланности, дефективности. Убеждённость человека в том, что он не стоит любви, уважения или внимания, не заслуживает вне зависимости от того, как себя ведёт. Опыт: унижение, обесценивание. Важно помнить, что во взрослой жизни симпатия окружающих не может быть безусловной. Мир - это не безусловно любящий родитель. Но симпатия, уважение, любовь возникают в ответ на поведение человека, связаны с тем, насколько человек полезен и какие эмоции его действия или бездействие вызывают. Т.е. овладевая определёнными навыками, можно быть более привлекательным или менее привлекательным. Ошибка схемы в том, что человек приписывает ярлычок "дефективности" своей личности в принципе, не замечая реакции окружающих на поведение и никак не меняя его. 5. Социальная изоляция /отчуждение переживание неспособности объединяться с другими людьми, быть в контакте. Восприятие себя как совершенно непохожего и чужого в группе. Опыт: прямая изоляция, переезд, пассивность в общении, смена социального уровня Схемы категории "Нарушение личностной автономии и непризнание достижений" Схемы этой группы проявляются в восприятии себя как зависимого, незащищённого, в переживании нерешительности, ожидании неудачи, когда нужно сделать выбор. 6. Зависимость /некомпетентность переживание беспомощности, неспособности управлять своей жизнью без помощи других людей. Опыт: чрезмерные требования родителей или полное отсутствие требований, гиперопека. Вредит как чрезмерная планка притязаний, так и отсутствие опыта принятия ответственности. 7. Уязвимость / подверженность вреду или болезням чрезмерная тревога о возможности трагических событий или катастроф. Опыт: чрезмерная тревожность, сверхбдительность близких, стихийные бедствия и пр. 8. Слитность с другими / неразвитая идентичность слабое понимание себя, слабая идентичность (кто я). Трудность принятия решений в повседневной жизни без поддержки или одобрения других людей. Невозможность сформулировать собственное мнение без участия авторитета (см. А. П. Чехов "Душечка") 9. Обречённость на неудачу переживание полного поражения, восприятие себя как неудачника, несостоятельного интеллектуально в сравнении с другими. Убеждённость человека в том, что чего-либо добиться он неспособен. Опыт: обесценивание личности и результатов деятельности, требование недостижимых и совершенных успехов. Схемы категории "Нарушение границ" Человеку с этими схемами сложно сохранять спокойствие и удерживаться в рамках приличий. 10. Грандиозность /привилегированность Человек убеждён в своей исключительности, пренебрегает общественными правилами, ненавидит ограничения. Опыт: властный, контролирующий стиль взаимодействия у родителей, привитие чувства особенности из-за происхождения. 11. Недостаток самоконтроля / самодисциплины Человек неспособен отложить получение удовольствия, нетерпелив, может бросать дела, не доводя до конца, не хочет прилагать необходимые усилия или развивать полезные навыки. Опыт: родители могли ограждать ребёнка от ответственности, иногда гиперопекающий стиль воспитания. Когда речь заходит о границах, часто звучит вопрос "как отстаивать границы". Хотя сначала необходимо увидеть, где эти границы находятся, как их положение пластично меняется, и научиться думать и действовать, не выходя за рамки своих границ, брать на себя ответственность за своё благополучие. Схемы категории "Направленность на других" Общая идея схем этой группы: мои желания и потребности менее значимы, чем потребности, желания и требования окружающих. 12. Подчинение Человек отдаёт руководство отношениями другим (свою зону ответственности), приспосабливает своё поведение к желаниям окружающих, иногда даже к только подразумеваемым. Затрудняется увидеть собственные потребности. Опыт: подчинение одного родителя воле другого, наказание за проявление желаний. 13. Самопожертвование Человек стремится быстро прояснить потребности окружающих и сделать всё возможное для их удовлетворения. Внимание к собственным потребностям вызывает чувство вины. 14. Поиск одобрения Человек озабочен произведением хорошего впечатления, с трудом осознаёт свои потребности. В фокусе мнение окружающих и жажда признания. Опыт: недостаток безусловной любви. Характерная особенность действия схем этой группы: человеку трудно опознавать и осознанно удовлетворять собственные потребности. Но неудовлетворённая нужда будет проявляться по-другому. Человек может проецировать собственные желания на других людей. Например, если он голоден, он может считать, что другие нуждаются в еде, не важно, что они, на самом деле, сыты, человек этого не видит за собственным голодом. Освобождение от схем этой группы открывает возможности опираться на себя в удовлетворении потребностей. Схемы категории "Сверхбдительность и подавление" Человек старается избегать переживания, не выражать эмоции, может обесценивать естественные потребности, спонтанное веселье. Стыдится эмоциональности. 15. Негативизм/ пессимизм Сосредоточенность на проблемных аспектах, обеспокоенность тем, что "всё пойдёт не так". Опыт: пессимизм значимых взрослых. 16. Подавление эмоций Стыд за проявление чувств, эмоции рассматриваются как лишние, ненужные, неприличные. Эмоции, тем не менее, проявляются, но не прямо, а через психосоматику, манипуляции, эмоциональные "вспышки". Опыт: в детстве эмоции могли высмеиваться, за проявления чувств могли наказывать. Слишком интенсивные эмоции близких могли восприниматься как угрожающие или невыносимые. 17. Чрезмерные требования /гиперкритичность Внутреннее давление на себя, связанное с амбициями, стремление быть лучшим во всём, даже если это недостижимо. Опыт: требовательность окружения. 18. Карательность Вера в то, что за ошибки люди обязательно должны быть наказаны При написании использовались источники:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|