|
Травма материнства от бабушки. Случай из практики.Автор статьи: Наталья Александрова
Травма материнства от бабушки
При беременности и родах в женщине активизируются бессознательные процессы, влияющие на ее отношение к беременности и к ребенку. Играет роль и пол ребенка, и его очередность. Эта статья посвящена передаче травмы материнства из поколения в поколение, и как изнасилование женщины может повлиять на ее детей и внуков. Терапия велась методами эмоционально-образной терапии Н.Д.Линде. Я благодарна Ирине за разрешение описать ее случай. Публикация поможет женщинам с подобными травмами материнства, с проблемой приятия и любви к детям. На отношение женщины к беременности и плоду оказывает влияние: - ее жизненный опыт - отношение матери к ней во время беременности - ее отношение к беременности других родственников - эмоциональное состояние и прошлые события - поколенческий опыт по женской линии до 3-4 поколения - межпоколенческие травмы, связанные с беременностью и деторождением К сожалению, на эту тему говорить не принято, так как образ материнства излишне идеализирован. Поэтому женщина может остаться наедине со сложными чувствами к детям и не понимать, что с ней происходит и почему она так себя ведет. И поделиться не с кем. Ирина - мать двоих детей, рассказала, что периодически испытывает ненависть к себе и к своим детям, ощущает, что не должна жить на этом свете, и что она очень плохая мать. Я попросила Ирину отследить ощущения в теле. Она сказала, что у нее краснеют щеки и пульсируют виски, мандраж и чувство стыда. Образ этих чувств - большая, толстая жаба, которая в себе объединяет и маму, и бабушку, и прабабушку Иры. Клиентка чувствовала к этой жабе презрение, ей хотелось упрекнуть жабу в том, что она ее родила. Из-за нее все несчастны, никому нет места в этой жизни, их вообще не должно было быть. Ирина (от имени жабы) эмоционально говорила о том, что ненавидит себя, детей и все вокруг. Ненависть эта была как черная дыра, внутри которой находилась булава с шипами. Эта черная дыра в теле у Ирины являлась общей среди женщин у них в роду. Мы разрешили булаве выразить свои чувства, показать то, что скрыто в ней. Она превратилась в злобную и некрасивую старуху (материнский объект, передающийся по женской линии у клиентки). Старуха называла жабу тварью, оскорбляла ее, предлагала совершить самоубийство. Мама Ирины находилась в постоянной депрессии, не раз говорила: "зачем я вас родила, лучше бы аборт сделала" (родительское предписание "не живи"). Ирина призналась, что у нее часто возникают мысли убить себя. Было ощущение, будто ее тело существует без ничего хорошего внутри. Когда она занимается детьми, лезут мысли, чтобы они сдохли, но за это ей очень стыдно. О втором ребенке порой думает, что без него было бы лучше, что он испортил ей жизнь, и ей приходится сидеть дома с детьми, хотя клиентка хотела испытать совершенно иные чувства к нему. Мысли о том, что она ужасная мать вгоняют ее в депрессию, заставляют испытывать чувство вины и уничижения.
Ирина отметила, что в ее роду были внебрачные дети. Сама клиентка не хотела свадьбы. Но забеременев, она все-таки вышла замуж, при этом постоянно хотела развестись. От слова «аборт» Ирине становилось физически плохо. Она всегда была ярой их противницей. В то же время ее тянуло посмотреть видео иллюстрирующие процесс аборта. Клиентка сообщила, что ее бабушка была изнасилована. Когда бабушка узнала о беременности, аборт было делать поздно. В итоге у нее был не один ребенок: все ее дочери связали свою жизнь с алкоголиками. У них была очень тяжелая судьба, что отразилось и на внуках.
В данном случае мы видим, что последствия сексуального насилия вместе с нежелательной беременностью (отвержение и неприятие своего тела, репродуктивной функции, детей; чувство стыда; видение жизни, как страдания) передались "по наследству" и отыгрывались в роду незапланированными беременностями, ненавистью к себе и детям, трудностями в выборе партнера. Каждая женщина, испытав на себе тяжелейшее отвержение еще на этапе эмбриона, передавала эту программу дальше. С одной стороны, каждая ненавидела свою мать, винила ее за то, что она обрекает ее на рождение. В то же время сама становилась такой, так как интроецировала жестокий родительский объект в свою психику.
Клиентке стала интересна эта девушка, она захотела узнать ее поближе. По ощущениям Ирины, девушка - образ прародительницы, которая дала нам жизнь. От нее исходило тепло и нежность к детям. Мы видим, как у Ирины поменялся образ материнства, а вслед за ним и отношение к детям стало иным.
Литература: 1. Линде Н.Д. Эмоционально-образная (аналитически-действенная) терапия: чувство-образ-анализ-действие.- 3-е изд. - М.: Генезис, 2018.- 376 с. 2. Маац Ханс-Йоахим Комплекс Лилит: Темная сторона материнства / Пер. с нем. - М.: Когито-Центр, 2017. - 196 с. 3. Эстела В. Уэллдон Мать. Мадонна. Блудница. Идеализация и обесценивание материнства. -М.: Издательство "Перо", 2016. - 204 с.
Уважаемые читатели, коллеги, буду признательна за отклики и лайки. @alexandrovahelp Статьи на моем сайте на русском и английском языках (авторство - мое): - на русском языке http://alexandrovahelp.com/travma_materinstva - english version of article http://alexandrovahelp.com/motherhood_trauma
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|