Многие психологи - мои коллеги - не работают с детьми до подросткового возраста, т.к. считают, что эта работа не эффективна. Ребенок является частью семейной системы, которая определяет его условия развития, и потому ребенок вынужден ей подчиняться. А если система не меняется, условия развития для ребенка остаются те же самые, то по "возвращению" ребенка с цикла коррекции или терапии, его старое поведение вновь возвращается. Честно признаюсь, что я согласна с этим. Часто именно так и происходит!
Но в своей практике я столкнулась и с тем, что не всегда такая работа обречена на провал. Я не исключаю факта определяющего значения родительской среды в процессе формирования поведения ребенка, но я также не исключаю возможности расширения опыта ребенка за счет отношений психолог-ребенок. Вопрос остается открытым: насколько потом этот новый опыт встроится в систему отношений ребенка с родителями и другими социальными институтами.
Но это я немного забежала вперед. Ведь далеко не всегда после встречи с психологом есть необходимость отдельной работы с ребенком. Тогда зачем вообще приводить ребенка к психологу, если и без него можно обойтись? - встает логичный вопрос. Попробую ответить на него в несколько пунктов:
1) психолог может "побыть" внутри Вашей семейной атмосферы, увидеть изнутри, как происходит процесс взаимодействия между родителями и ребенком, почувствовать свои чувства, находясь наблюдателем этого взаимодействия. А это очень значимый материал!
2) процесс налаживания контакта с самим ребенком может дать очень много информации о том, как в принципе ребенок взаимодействует и контактирует с внешним миром и другими людьми
3) через игру и специальные задания и упражнения психолог сможет посмотреть на мир "глазами ребенка", понять на что он обращает внимание, что для него важно, ценно, а значит и понять, что его травмирует, является причиной его переживаний
Очень значимый материал, не правда ли? Так может ли специалист получить этот материал, если родители не приведут ребенка на сессию? Как бы не казалось это нереальным, но на самом деле это возможно!
1) Информацию о том, что для ребенка важно, значимо, а значит и о том, что может его травмировать, доставлять дискомфорт может дать информация о заболеваниях ребенка. Ведь все наши чувства "живут" в теле, именно в теле мы чувствуем спокойствие, страх, злость, напряжение и т.д. А "застревают" в нем те переживания, которые по какой-то причине нельзя ребенку выпускать вовне, в первую очередь в свою родительскую среду. Именно эти "застрявшие" переживания часто и являются причиной заболеваний ребенка. Особенно психолог обращает внимание на часто повторяющиеся или функциональные расстройства. Например, у ребенка часто болит живот. И только, зная эту информацию, специалист может делать предположения о чувствительности ребенка: чаще всего боли в животе относят к слуховой чувствительности. А значит, для ребенка очень важен звуковой фон, важно ощущение спокойствия и гармонии вокруг, чтобы никто не с кем не ругался, не кричал, а говорил спокойно и понятно.
По моему опыту работы: информация о чувствительности ребенка, которую специалист доносит до родителей, может помочь родителям создать для ребенка атмосферу, в которой ему будет комфортно. Ведь теперь они знают, на что их малыш обращает внимание, что его травмирует, а что, наоборот, успокаивает и расслабляет. И родители готовы создавать такое пространство для своих детей! Я еще не встречала ни одного родителя, который обращался бы ко мне за помощью, при этом не любил своего ребенка! Часто они просто не знают, что ему необходимо. Самое трудное здесь - что и ребенок не знает, он умеет пока только чувствовать. Когда ребенку комфортно и спокойно, в целом он удовлетворен, вся его энергия начинает идти на его развитие, и огромное количество проблем в здоровье и взаимоотношениях с родителями, учителями или сверстниками просто уходят сами по себе.
2) информация о том, как ребенок взаимодействует и контактирует с внешним миром и другими людьми - в сущности, это информация о том, какими механизмами адаптации пользуется ребенок. Ее могут просто рассказать и сами родители, отвечая на вопросы специалиста:
- как ребенок себя ведет с незнакомыми людьми?
- как ребенок взаимодействует со сверстниками, с детьми, младше/старше его по возрасту?
- как складываются отношения ребенка с учителями? воспитателями в детском саду? Что они говорят Вам о ребенке? на что они жалуются? (если жалобы присутствуют, конечно). Какие качества ребенка выделяют, хвалят?
- какие качества Вы считаете в ребенке самыми лучшими? За что и как Вы его хвалите/наказываете?
Знание личностных адаптаций ребенка помогает психологу понять, каким образом ребенок выстраивает контакт с другими людьми, и как эти другие люди (в том числе и сами родители) неосознанно "подкрепляют" его механизмы. Т.к. первая среда, к которой ребенок адаптируется - это его собственная семья, то знание этих особенностей дает возможность психологу предположить особенности воспитательной системы, в которой развивается ребенок.
Единственное, что из вышеперечисленного не может сделать психолог на сессии без ребенка - это побыть наблюдателем реального взаимодействия между им и родителями. Но он может представить себе это взаимодействие, исходя из уже имеющейся у него информации, и ориентируясь на свои собственные ощущения от контакта с родителями. Ведь, не смотря на отсутствие ребенка, психолог все равно оказывается в той же атмосфере, что и сам малыш - рядом с его родителями.
А еще специалист получает возможность посмотреть на ребенка и на мир "глазами" родителей, которые обратились за помощью. И тогда понять, что им важно, что сейчас им приносит дискомфорт, страдание или переживания. В таком случае появляется возможность помочь родителю обрести состояние гармонии и ресурса. Несчастный и неудовлетворенный родитель не может полноценно видеть своего ребенка и его его потребности, он поглощен на самом деле своей внутренней болью. Помощь и поддержка родителю в данном случае - это вложение сразу в 2 человек: в самого родителя и в его ребенка. Поэтому большинство психологов и выбирают этот вариант работы.
В заключении, мне хочется сказать, что сессия без ребенка возможна и эффективна, сессия с ребенком - также эффективна плюс дает возможность специалисту подтвердить через ребенка свои предположения, и получить еще более объемную "картину" происходящего в семье.