|
Обида часть 2: что делать, если обидчик действительно был неправАвтор статьи: Дарья Шибанкова
Эта статья написана в продолжение первой статьи о терапии фиксации на обиде. Ссылка на статью здесь: https://www.psyoffice.ru/article/resentment_kills/ Теперь остановлюсь на тех случаях, когда обижаться действительно есть за что: когда обидчик впрямую подавляет жертву: воровство, насилие, абьюз.
На прошлую статью я получила следующий комментарий от участницы форума (полная версия комментария здесь: https://www.psyoffice.ru/article/resentment_kills/)
Что делать, когда обидчик во всех смыслах не прав и поступает некрасиво? Это вопрос часто оказывает актуальным при разборе обид. Одно дело: взаимные обиды двух, в общем-то, вполне адекватных, любящих (или, как минимум, пытающихся любить) друг друга людей. Другое - случаи, когда происходит прямое унижение человека другим человеком, или даже группой лиц. *** Первое, на что здесь важно обратить внимание психологу - на свою роль. Необходимо придерживаться терапевтической задачи, а не моральной. Помочь клиенту справиться с чувством и установить справедливость - это очень разные задачи. Они часто не имеют друг к другу никакого отношения, и даже мешают друг другу. Удивительно, но поддержание в клиенте чувства несправедливости и уязвленности задачу никак не решает вообще, даже в таких радикальных случаях, как насилие и воровство. Задача психолога в этой фазе сводится в первую очередь к эмпатии: дать клиенту понять, что его/ее чувства поняты, приемлемы, и что психолог их ощущает и разделяет. Важно не свалиться в суждения о подавляющей стороне (ни в обвиняющие, ни в поддерживающие, ни даже в анализирующие). Это поможет клиенту сместись фокус внимания на собственные чувства, максимально сняв его с мотивов и моральных качеств другой стороны.
Далее речь пойдет о виктимном поведении (от английского victim - жертва) - системе действий и реакций человека, формирующих комплекс жертвы и провоцирующих других людей поступать абьюзивно и аморально по отношению в этому человеку. Сюда относятся такие комплексы действий и реакций как:
Вот что рассказывали мне о борьбе с обидой на насильников.
Конечно, у виктимного поведения есть предпосылки: отношения в семье. Эта сторона вопроса также важна для проработки в психотерапии, но на начальном этапе необходимо сконцентрироваться на коррекции виктимного поведения в настоящем времени. Например, крайне важным считаю научить клиента высказываться о своих состояниях ( в том числе о своей обиде) и защищать свои границы. Но здесь, как говорится, есть нюанс)
Жертвы не привыкли озвучивать свое недовольство: этот навык требует развития. Иногда происходит следующее: человек, много лет терпевший обиды, начинает о них говорить в обвинительном ключе (иногда еще дополняя это словами-абсолютами): Они /никогда/ не берут в расчет мои чувства! Они меня игнорируют! Они сделали мне больно, за что? Что я им сделал? Высказывают свое мнение, когда я не прошу! Обзывают меня и унижают. Это проявление чувств, в том числе и проявление обиды, необходимые высказывания, для того, чтобы сделать обиду актуальной. Но в терапевтическом плане высказывание своей обиды в подобном формате ее не уменьшает, и не снижает ее разрушающей силы. Альтернатива - я-высказывание (с фиксацией на своих мыслях, чувствах и действиях). "Меня очень обижают и задевают их слова. Это происходит уже довольно давно." "Я злюсь и бешусь, и дальше это терпеть не хочу." "Я хочу чтобы он обращал больше внимания на то, что мне важно. Я хочу, чтобы меня не критиковали, когда я не спрашивала мнения, потому что это злит и раздражает." "Мне неприятно, и я не хочу больше общаться. И не буду." Да, к Я-высказываниям есть тоже некоторые претензии, связанные с тем, что сами обидчики чаще всего не будут их воспринимать всерьез. Однако, у Я-высказываний есть терапевтическая задача - смещение акцента на себя. Клиент чувствует - клиентская ответственность что-то сделать с этим. Например, выйти их опасной ситуации.
Прекращение абьюза: отстаивание границ vs. месть. Обида - тоже месть своего рода, ведь когда обидчик узнает, как жертве плохо, он испытает чувство вины (по мнению жертвы). Чаще всего этого, правда, не происходит. А месть рождает новую месть. Причем, месть обидчика может оказаться гораздо более разрушительной, чем хотелось бы. Обратный способ: защита границ. Это значит, не отвечать на звонки и сообщения обидчика. Не вступать в контакт. В случае прямых угроз обращаться за помощью (к близким, в органы). Предотвращать желание показать обидчику его неправоту - скорее всего, это ловушка, чтобы затянуть жертву в новый круг издевательств. Учиться отстаивать границы можно в кабинете психолога. Психолог, как тренер, с разной степенью интенсивности «продавливает» границы клиента, клиент отслеживает свои реакции, где есть «слабина», где вдруг хочется уступить, и укрепляет границу в этом месте. ** Тема обид широка и двусмысленна. Расскажите, с какими историями сталкивались Вы? Как обида может заставить человека действовать саморазрушительно?
Всех люблю, Не скучайте на карантине Дарья. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|